Забытая война. Дуэль США и Японии у советских берегов (продолжение)

Сразу после нападения японцев на Перл-Харбор было сложно предвидеть размах имперских амбиций Японии в зоне Тихого океана, особенно в его северной части. Но к маю 1942 года масштабы агрессивных планов стали более зримы и фронт в Тихом океане стал вполне ос

24 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2231 от 24 окт. 2007
84328bacd36cfa54f8eb0e7422212837.jpg

Начало в номерах за 19 и 23 октября

Сражение за Датч-Харбор

Сразу после нападения японцев на Перл-Харбор было сложно предвидеть размах имперских амбиций Японии в зоне Тихого океана, особенно в его северной части. Но к маю 1942 года масштабы агрессивных планов стали более зримы и фронт в Тихом океане стал вполне осязаем - он протянулся на шесть тысяч миль, от Аляски и Алеутских островов на севере до маленького атолла Мидуэй, затерянного в тропических широтах к западу от Новой Гвинеи. Главный архитектор военно-морской мощи Японии, адмирал Исороку Ямамото считал главной задачей войны разгром военно-морских сил США, после чего, по его убеждению, Америка запросит мира. Но где же должен был состояться этот разгром?

В первую неделю мая 1942 года ожесточенная морская битва разыгралась в Коралловом море, на пути продвижения императорского флота на завоевание Австралии. Японцы здесь пустили ко дну американский авианосец «Лексингтон» и были уверены в том, что такая же участь постигла и другой авианосец - «Йорктаун». Можно было бы праздновать победу, но и потери японского флота были немалыми. Но главное - было сорвано триумфальное наступление японской императорской армии в южном направлении, главной целью которого было овладение «Зеленым континентом» - Австралией.

И тогда адмирал Ямамото обратил свой пристальный взор на северную часть Тихого океана…

Уже после войны японским историкам и специалистам стало доподлинно известно, что бомбардировщик «В-25» под командой Джимми Дулитла совершил свой налет на Токио, вылетев с борта авианосца, а не с аэродрома подскока на Алеутских островах, в чем были уверены японские военные. С другой стороны, воздушный маршрут по кратчайшей дуге с Японских островов до Сиэтла пролегал на удалении всего 40 миль от Датч-Харбора, хорошо защищенного порта на северной оконечности острова Уналашка. Неудивительно, что одновременно с массированной атакой на Мидуэй адмирал Ямамото планировал и скоординированный удар по Алеутским островам.


Командовать северной группировкой японской армии и флота был назначен вице-адмирал Боширо Хосогайя - в задачи его группы входили высадка десанта на острова Атту, Киска, Адак, а также атака и разгром Датч-Харбора, в то время единственной американской базы в этом районе. Все эти удары в районе Алеутских островов имели своей задачей также отвлечь американские силы от главной цели - атолла Мидуэй.

Утром 3 июня 1942 года с двух японских авианосцев - «Рюдзе» и «Дзунио», находившихся в 170 милях от Датч-Харбора, взлетели палубные бомбардировщики и истребители-штурмовики, знаменитые «Зеро». Адмирал Хосогайя мечтал устроить американцам в Датч-Харборе второй Перл-Харбор, но японцам все испортил экипаж американского патрульного самолета, сумевшего за день до этого обнаружить в густом тумане, накрывшем весь район, японскую авианосную группу и предупредить своих о приближении противника. Датч-Харбор к отражению атаки был готов - или вроде того. В это утро американцы даже сыграли учебную тревогу по отражению японского воздушного налета. Как вспоминает один из участников тех событий, пилот патрульного самолета Чарльз Крикс, «после окончания учения все завалились опять спать - вот тут-то япошки и сыпанули на нас бомбы».

В течение двадцати минут японские бомбардировщики и штурмовики с авианосца «Рюдзе» наносили удары по гавани и портовым сооружениям Датч-Харбора. Кстати, самолеты со второго авианосца - «Дзунио» так и не смогли отыскать цель в густом тумане и едва смогли без потерь вернуться на борт.


Сразу после начала атаки радист базы Датч-Харбор передал по радио открытым текстом сообщение о нападении японской авиации: через четыре минуты с полевого аэродрома Колд-Бей, в 180 милях к северо-востоку от Уналашки, вылетели истребители «Р-40» на перехват японцев. А вот радист на полевом аэродроме Умнак, всего в 60 милях к западу, - сообщения не услышал, и пилоты дежурных истребителей все утро спокойно играли в покер.

Потери японцев после первого налета на Датч-Харбор составили всего один самолет, повреждения и ущерб от налета японцев были оценены американцами в один процент. Но было ясно, что японцы на этом не остановятся.

Утром 4 июня все, что у американцев могло летать и нести хоть какое-то вооружение, было поднято в воздух с одним приказом: найти и атаковать японские авианосцы. На море было достаточно сильное волнение, так что с авианосцев не смогли взлететь истребители прикрытия, но и без того эффективность налета при всей возможной массовости американской авиации была крайне низка, и японские корабли не получили сколько-нибудь серьезных повреждений. Однако решимость отпора отчетливо указала японским адмиралам - Америка сможет постоять за себя.

Первоначально адмирал Какудзи Какута, командовавший авианосным соединением, имел приказ после нанесения удара по Датч-Харбору идти на запад, на поддержку десанта, высаживаемого на остров Адак. Однако улучшившаяся во второй половине дня 4 июня погода позволила японской авиации нанести повторный, более прицельный удар по Датч-Харбору. С обоих авианосцев были подняты 17 бомбардировщиков типа «Кейт» и 15 «Зеро», за штурвалами которых сидели лучшие пилоты соединения. В гавани Датч-Харбора на тот момент оставался всего один корабль «Норсвестерн», древний пароход, разменявший полувековой юбилей, давно стоящий на приколе и превращенный в казарму. Этот пароход был одной из многих легенд Аляски - он 16 раз садился на мель и снова возвращался в строй. От попавших в него зажигательных бомб на нем возник пожар, но и на этот раз легенду отстояли. Больше всего в этом налете не повезло складу горючего, где хранилось более двух тысяч тонн бензина, взрыв был такой силы, что его услышали даже на аэродроме Умнак. Хотя радио по-прежнему не работало, пилоты истребителей поняли, что к чему, и вылетели на помощь. В ходе этого налета японцы потеряли уже около десятка самолетов.


Накануне того, как японские летчики готовились нанести второй удар по Датч-Харбору, на юге, у атолла Мидуэй, разворачивалась кровавая драма, определившая весь дальнейший ход войны на Тихом океане. Адмирал Ямамото отдал приказ северной авианосной группе прекратить атаки на Датч-Харбор и на всех парах идти на соединение с главными силами к Мидуэю. Но адмиралу Хосогайя удалось убедить Ямамото в достигнутых успехах и великолепных перспективах захвата Алеутских островов. Ямамото уступил… Итогом сражения у атолла Мидуэй стала гибель четырех японских авианосцев, 332 боевых самолетов и одной трети всех японских боевых летчиков. Возможно, исход этого сражения был бы иным, если бы еще два авианосца адмирала Какута смогли здесь противостоять американцам, но история не знает сослагательного наклонения.

Японский десант на острова

Атту - самый западный и крупнейший остров группы Ближних островов архипелага Алеутских островов. Атту является также самой западной точкой Аляски и всех Соединенных Штатов. Единственным населенным пунктом острова является станция Атту, население которой по переписи 2000 года составило 20 человек.

Расстояние до Камчатского полуострова около 1200 км, до материковой части Аляски - 1700 км.

Адмирал Хосогайя отказался от первоначального плана высадки десанта на Адак, опасаясь действий американской авиации с ближайшего аэродрома Умнак. Поэтому решено было десант высадить на два западных острова в гряде Алеутских островов - Атту и Киска. Эти два острова были такими удаленными, что американцы сразу и не узнали о том, что там уже хозяйничают японцы, пока 10 июня 1942 года в этом районе с земли не был обстрелян американский патрульный самолет. Японский экспедиционный корпус в составе 1250 человек высадился на Киску утром 7 июня. К этому времени на острове находилась только группа из десяти американских метеорологов. Спустя несколько часов аналогичный десант высадился на остров Атту, где в маленьком селении Чичагов были захвачены в плен и затем переправлены в концлагерь в Отару, на Хоккайдо, 42 алеута и с ними два белых миссионера.

Реакция американского руководства, от генерала Бакнера до президента Рузвельта, на вторжение японских интервентов на территорию США была однозначной: выдворить захватчиков! Но, принимая во внимание погоду, местность, удаленность от основных баз в районе Анкориджа, на острове Кадьяк и даже от аэродромов Колд-Бэй и Датч-Харбор, это было легче сказать, чем сделать.

Сразу же были начаты регулярные налеты американской бомбардировочной авиации на Киску. Генерал Бакнер тем временем лично руководил переброской дополнительных сил и средств, необходимых для обороны Нома, - по данным радиоперехвата, следующий удар японцев был нацелен сюда.

Но на деле силы японцев к этому времени были уже так распылены, что они тщетно пытались удержать захваченное. Очень медленно происходило наращивание оккупационных сил на захваченных островах - людские силы и вооружение доставлялись сюда только морем. И это было слабым местом - в одну из ночей подводная лодка ВМС США «Гроулер» прокралась в гавань острова Киска и точными торпедными ударами пустила ко дну один японский эсминец и повредила еще два.

Однако к концу лета 1942 года основное внимание противников было сосредоточено в другом регионе: битва за Гвадалканал и за Соломоновы острова была в самом разгаре, и все основные силы сторон были брошены туда. По иронии военной судьбы, авианосец «Рюдзе», с которого был впервые атакован Датч-Харбор, был потоплен в районе Соломоновых островов авиацией оперативной авианосной группы контр-адмирала Томаса Кинкейда, который вскоре после этого возглавил военное руководство кампании в районе Алеутских островов.

Продолжение следует

Автор: Сергей Абарок Александрович