В поисках тепла. Нужен ли секс в 13 лет?

Молодежь живет, учится и, конечно, влюбляется - а как же иначе? При этом, как считают взрослые, ни капельки себя не бережет, все делает неправильно и недальновидно… «Клиника, дружественная молодежи» - даже звучит удивительно.

19 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2229 от 19 окт. 2007
8949f9ea6fe65158b4bf78940cbb2330.jpg


Молодежь живет, учится и, конечно, влюбляется - а как же иначе? При этом, как считают взрослые, ни капельки себя не бережет, все делает неправильно и недальновидно… «Клиника, дружественная молодежи» - даже звучит удивительно.

Но именно так называется государственный консультативно-диагностический центр «Ювента» в Санкт-Петербурге, который работает уже 14 лет. На минувшей неделе во Владивостоке на базе ВГМУ прошел семинар по вопросам создания подобных медико-социальных служб, дружественных к молодежи. Вели занятия главный врач «Ювенты» доктор медицинских наук Павел Кротин, профессор Александр Куликов, зав. кафедрой подростковой медицины и валеологии Санкт-Петербургской медицинской академии и другие. Питерские специалисты в свое время решили: подросток - человек особенный, и, значит, подход к нему тоже нужен особенный.

Самый простой пример: известно, что скажет врач-педиатр, который только что осмотрел малыша-трехлетку с бронхитом, а тут на прием пришел 15-летний «лоб» с непонятными головными болями. «Уж не симулянт ли ты, братец, от школы косишь?». Или врач-гинеколог в женской консультации, которая почему-то обязательно уколет: «Как в постель - так не стеснялась, а как на кресло гинеколога - посмотрите на нее, смущается!».

Так вот, консультативные центры, дружественные молодежи, работают уже в 20 регионах России. Конечно, петербургская «Ювента» - центр необыкновенный, это по-настоящему крупное учреждение, где работает более ста специалистов. Здесь подростка ПОНИМАЮТ и ПРИНИМАЮТ, никогда не осудят, не заденут обидным словом, а проконсультируют, помогут, подскажут. Главная задача центра - сохранение репродуктивного здоровья, то есть способности иметь здоровых детей, причем как у девушек, так и у юношей, психологическая помощь, профилактика рискованного поведения, в том числе консультации по контрацепции и безопасному сексу, оказание косметологической помощи (ужасные прыщи подросток воспринимает тяжелее, чем сахарный диабет!) и вообще - диагностика и лечение всех соматических заболеваний. Центры в других городах страны - попроще. Главное, что здесь ведут прием как минимум гинеколог для девочек и андролог для мальчиков, психолог, социальный работник.

Итак, специалисты ставят вопрос ребром: к подростку нужен особый подход! Что уж тогда говорить о родителях, которые должны как никто другой разбираться, что там, в дебрях души их взрослеющего чада, происходит. О некоторых особенностях развития подростков рассказывает профессор Санкт-Петербургской медицинской академии Александр Куликов.

Секс не ради секса

Тревога, депрессия, нестабильность - пожалуй, основные характеристики эмоционального статуса подростка. Только что веселый и жизнерадостный, он вдруг впадает в мрачное состояние, даже если в жизни будто бы все хорошо. Только что был ласков, но тут же нагрубил…

Чтобы у подростка сформировалась здоровая эмоциональная сфера, он должен быть любим и сам любить. И в первую очередь - в семье. Но именно здесь нередко ребята чувствуют себя забытыми, ненужными. По исследованиям психологов, мамы разговаривают с дочерьми в среднем восемь минут в день. Из них шесть минут - о необходимости учиться, минуту - о том, что надо помогать старшим, и еще минуту - «сколько можно у зеркала крутиться?!». Как ни странно, нехватка любви, тепла, телесных прикосновений и искренней родительской ласки чаще всего становятся причиной раннего начала сексуальной жизни. Во всяком случае, у девочек. Нередко они откровенно делятся с психологом: «Одна мысль о сексе вызывает ужас, но он (парень) такой заботливый, я боюсь его потерять и потому уступаю, ведь ему это нужно». Действительно, у девушек лет до 17-18 романтическая пора, но ухажер в отличие от мамы выслушает, приласкает, купит серьгу для пирсинга… По исследованиям российских специалистов, к 16 годам каждая вторая девушка имеет сексуальный опыт.

Синдром гадкого утенка

Одна из типичных особенностей подростка - критичное восприятие своего тела. Приходят на прием две почти одинаковые девушки, но одна страстно хочет поправиться, другая - похудеть, одна жалуется, что маленькая, другая - что слишком высокая. У них все «слишком»…

Но чаще основные тревоги связаны с сексуальной привлекательностью. Девочки зациклены на размере груди, мальчиков волнует, все ли в порядке с их мужским достоинством. Равняясь на подиумных красоток с весом дистрофиков, наши девушки садятся на диеты, опасные для здоровья. Надо помнить, что среди кутюрье, навязывающих такие идеалы, немало гомосексуалистов, для которых женщина - просто вешалка. С точки зрения здоровья, идеальная женщина имеет средний рост, заманчивые округлости, потому что именно в подкожной жировой клетчатке идет обмен эстрогенов - женских половых гормонов. Чем меньше подкожной жировой клетчатки, тем меньше эстрогенов и, значит, больше проблем с репродуктивным здоровьем.

Отпустите меня в Гималаи

Подросток должен пройти социализацию и чаще всего на улице, в среде себе подобных. Очень плохо, когда мама держит подростка в строгости при себе: ей спокойнее, а он вырастет плохо приспособленным к современной жизни. Не лучше ситуация, когда родители не обращают на ребенка внимание и все его время проходит в среде сверстников.

Психологи провели эксперимент: попросили старших школьников заполнить две анкеты, в одной нужно было описать родителей, причем, судя по оценкам, они оказались деспотами, жизни не понимающими. В другой - написать, как они будут воспитывать собственных детей. Выяснилось: в точности, как эти «тираны». Эксперимент подтвердил: для подростков опыт родителей крайне ценен, даже если внешне они от него открещиваются.

Не впадать в крайности

Подростки с ускоренным половым созреванием нуждаются в особом подходе: именно такие девушки рискуют рано стать мамами, высок процент абортов, среди обоих полов высок процент заболеваний, передающихся половым путем. Распознать таких «молодых да ранних» легко: парни среднего роста, коренастые, социально активные, нередко драчливые и агрессивные, но при этом - лидеры, амбициозные, увлеченные. Девушки среднего роста, этакие пышечки, с мелодичным голосом, гладкой кожей, очень веселые и коммуникабельные, потому что чем больше эстрогенов, тем лучше настроение, любят эффектную одежду и яркую помаду. К 14-15 годам они на самом деле испытывают потребность в сексе. Упреки, уговоры, наказания на таких подростков не действуют, поможет только правильное сексуальное и нравственное воспитание (в том числе обучение контрацепции).

У подростков с замедленным психосексуальным развитием даже к 16-17 годам вторичные половые признаки развиты мало, они сидят дома, на улицу их не тянет, тихие, послушные, хлопот с ними мало. Все придет, но позже.

Подростки с подавленным психосексуальным развитием - особый случай. Специалисты различают два типа: первый - только девушки, которые с детства видят, как мама с ног падает, чтобы накормить семью, отец-алкоголик бьет ее, издевается, и в голове складывается вопрос - что же это за доля такая женская? Распознать таких девушек легко: в свои 17-18 лет нормально развиты, но на мальчиков смотрят как на мебель. Любимый цвет - черный, любимое чтение - детективы, поступить мечтают на милиционера, судью или прокурора, чтобы «власть получить и этим сволочам-мужикам показать!». А пока растут - чаще всего никакого рискованного поведения не демонстрируют.

Второй тип - и юноши, и девушки. До поры до времени все у них в норме, но классе в девятом мама говорит: пора браться за ум, скоро поступать в престижный вуз. И вот - загрузка выше крыше, три кружка, пять репетиторов. Школа и родители не нарадуются, ребенок идет на золотую медаль, учебой увлечен, в голове никаких глупостей. Но вот у девушки пропадают месячные: ведь все силы пошли на ум. У мальчиков свои признаки, не такие явные. Возникает серьезная угроза репродуктивному здоровью! Мама беспокоится, а девочке уже ничего не надо - у нее в голове вуз, карьера. К сожалению, в таких случаях предстоит лечение долгое, упорное и не всегда эффективное. Так что никаких крайностей!

Еще одна особенность - вытесняемая сексуальность, встречается у девушек с ускоренным половым созреванием, но с очень сильными моральными табу. На словах - «секс - это пошло, гадко», на деле - сильнейшая жизненная потребность, которая проявляется в ответах на психологические тесты. Для врачей это самые тяжелые пациенты, поскольку нереализованная сексуальность, избыток гормонов перетекает в тяжелые психосоматические расстройства. Такие девушки - постоянные посетители педиатров и психологов, их мучают непонятные головные боли, нарушения ритма сердца.

«Самое главное, - считает Александр Куликов, - понимать, что каждый подросток индивидуален, знать своих детей, откровенно общаться. И, конечно, советоваться со специалистами».

~~Что поможет подростку в депрессии?
- Близкий человек, которому можно поплакаться в жилетку. Если таким не становится мама или папа, велика роль друга. Если и друга нет - легко скатиться к рискованному поведению, алкоголю, наркотикам;
- хождение по магазинам;
- прогулки с друзьями;
- телевизор;
- хобби;
- телефонные разговоры. Эти несносные юнцы могут часами висеть на телефоне, ведя бесполезные разговоры. Не судите строго - в это время идет важный процесс!~~

Автор: Марина Ивлева Сергеевна