Забытая война. Дуэль США и Японии у советских берегов

Чем дальше уходит от нас в прошлое Вторая мировая война, тем больше внимания притягивают ее малоизвестные страницы. Мало кто из нас - а в первую очередь это, наверное, должно касаться дальневосточников - адекватно представляет себе, что происходило в те ж

19 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2229 от 19 окт. 2007
df84d201af654e5dd64c57a0ef6874e3.jpg


Необходимое предисловие

Чем дальше уходит от нас в прошлое Вторая мировая война, тем больше внимания притягивают ее малоизвестные страницы. Россияне в подавляющем большинстве и с полным на то основанием хорошо знают о том, как с июня 41-го по май 45-го развивались события на советско-германском фронте. Однако мало кто из нас - а в первую очередь это, наверное, должно касаться дальневосточников - адекватно представляет себе, что происходило в те же годы здесь, недалеко от наших государственных границ, на севере Тихого океана. А между тем история Второй мировой на Тихоокеанском театре военных действий включает в себя не только Перл-Харбор, сражение у Мидуэя и взятие Иводзимы (для большинства наших сограждан все это - не более, чем романтические названия); это еще и жестокие морские, воздушные и наземные бои, происходившие в 42-м и 43-м годах вблизи Камчатки и Командорских островов - на Алеутах, в частности на острове Адак, который к Камчатке находится куда ближе, чем к Аляске.


...Несколько лет назад в США вышла книга Уолтера Борнемана «Сага отважной земли», посвященная американской (в большей степени) истории Аляски. Нет сомнений, что издание было бы интересно и для российского читателя: речь в нем идет и об истории продажи Аляски российским правительством - кстати, это было ровно 140 лет назад; и о легендарной золотой лихорадке - именно с тех пор слово Клондайк стало нарицательным на всех языках народов мира; и о лихорадке конца XX столетия - нефтяной. Сейчас переводить эту книгу на русский язык завершает доцент кафедры маркетинга и коммерции ВГУЭС, член Союза переводчиков РФ, блестящий специалист в области итальянского и английского языков Валерий Монахов.

Валерий Владимирович любезно согласился предоставить редакции «В» для публикации те главы, в которых речь идет о военной истории Аляски и прилегающих Алеутских островов. Значение происходившего здесь в военные годы, конечно, не стоит сравнивать со значением Сталинградской битвы или высадкой в Нормандии. Но война - везде война: на севере и юге, на западе и востоке…

* * *

…Вечером 8 февраля 1904 года, перед полуночью, десять японских эсминцев прокрались в русскую военно-морскую базу Порт-Артур (сейчас это китайский порт Люйшунь) и нанесли смертоносный торпедный удар по боевым кораблям российского императорского флота, мирно отдыхавшим на рейде. Результаты внезапного удара были ошеломляющими - таким стал пролог поражения России в той войне. Вскоре после этого события главный федеральный инспектор Аляски Альфред Данхэм таким образом выразил свое отношение к произошедшему на страницах одной из местных газет: «… Что было бы, если бы Аляска продолжала оставаться во владениях России и по сегодняшний день? Не подвергли бы японские боевые корабли обстрелу Ситку, Ном и другие порты Аляски?».

…Тридцать семь лет спустя, ранним утром 7 декабря 1941 года, японцы вновь, без объявления войны, нанесли внезапный удар. На этот раз авиация японского императорского флота ударила по объектам военно-морских сил США на Гавайских островах, а затем и по другим объектам в Тихом океане. На следующий день президент США Франклин Делано Рузвельт назвал эти события «днем, который останется в памяти, как день позора». Для Аляски же этот день стал днем, с которого начался этап быстрого и драматичного развития ее истории.

Ничто больше так не изменяло облик Аляски, как Вторая мировая война. Некоторые могут спорить, что прибытие парохода «Эксельсиор» в Сан-Франциско в июле 1897 года, положившее начало лихорадке Клондайка, либо объявление об открытии нефтегазовых месторождений в Прудо Бэй в июне 1968 года - это тоже были основные вехи в истории Аляски. Однако тот стремительный рост населения Аляски, создание транспортной сети и инфраструктуры - все это стало возможным только тогда, когда американские «джи-ай» начали бои на Тихом океане.

Накануне

Перед тем как японцы нанесли свой коварный удар по Перл-Харбору, общая протяженность дорог на Аляске составляла около двух с половиной тысяч миль, и здесь было только одно шоссе, которое связывало Вальдес и Фэрбанкс. Связь с континентальной частью США осуществлялась только по морю, Аляска была по-прежнему оторвана от остальной Америки. Но и при всем этом она не была застигнута нападением японцев врасплох.

В июле 1940 года, когда небо над Британией полыхало пожаром ожесточенных воздушных боев с немецкими асами, Генри Арнольд, в то время уже генерал-майор и командующий авиацией армии США, совершил инспекционную поездку практически по всем закоулкам Аляски. Его маршрут пролегал от Джуно и Ситки за Полярный круг и на запад, до Мак-Грата. Садясь на аэродром Фэрбанкса, он припоминал, как сажал здесь свой бомбардировщик в 1934 году, но тогда это был испытательный полет, знакомство с новыми территориями на дальнем пограничье. Сейчас Арнольд критическим взглядом окидывал это пограничье, где, вероятно, скоро предстояло вести боевые действия.

Боевой опыт, который до этого получали американские солдаты, чаще всего приобретался в тропиках - Гавайи, Филиппины, зона Панамского канала. Арнольд прекрасно сознавал, что условия Заполярья - это игра по совсем другим правилам. Здесь, в условиях низких температур, жгучего ветра и снега по пояс или бездонных ледяных болот, условия для войны были просто нечеловеческие. А запускать моторы самолетов при минусовых температурах, совершать разведывательные полеты при низкой плотной облачности, а строить дороги, сооружения, все что угодно в условиях вечной мерзлоты - это очень небольшой перечень тех трудностей, с которыми предстояло столкнуться. А потом были и люди - им нужны были специальная одежда, экипировка, снаряжение - от темных очков, чтобы не слепило глаза отраженное от снега солнце, до специальных утепленных палаток с автономным обогревом. Все, что в обычных условиях не вызывает вопросов, в этих условиях становилось непреодолимой трудностью.

Генерал Арнольд написал о своих впечатлениях в журнале «Нэшнл Джиографик» в октябре 1940 года. И хотя статья в журнале в основном содержала дорожные зарисовки экзотики захолустья, но и здесь можно было почувствовать холодок неизбежности того, что холодные тучи войны, окутавшие Европу, скоро накроют и весь остальной мир. И двадцать пять миллионов долларов, выделенные из федерального бюджета только на цели оборонного характера для сухопутных сил и флота на новый год (особенно, если принять во внимание тот факт, что вся расходная часть бюджета Аляски в 1939-1940-х составляла всего 6,8 миллиона долларов), - это было своеобразным ответом на убедительное заключение статьи Арнольда: «Нет никакого сомнения в том, что именно Аляска будет играть жизненно важную роль во всей схеме национальной обороны США».

Дорога на север

В качестве одной из важнейших мер оборонного характера стал проект соединения Аляски с материковой частью США автомобильной дорогой. Эта идея была не нова. Еще в 1929 году и в США, и в Канаде были созданы с этой целью Ассоциации строительства шоссе, чьей общей целью было строительство шоссе через территорию Канады. По оценкам американских бизнесменов, это грунтовое шоссе, протяженностью 1350 миль, проходящее от поселка Принс Джордж в провинции Британская Колумбия до Фэрбанкса, обойдется всего в 14 миллионов долларов, при этом через реки Юкон и Пелли будут организованы паромные переправы.

Однако дальше разговоров тогда дело не пошло, и в 1938 году Конгресс США одобрил создание новой Международной комиссии по строительству шоссе, Канада создала аналогичную комиссию у себя. Первая встреча членов двух комиссий состоялась в июле 1939 года. Американцы отстаивали проект строительства шоссе, получивший название «Маршрут А», проходивший от Принс Джордж вдоль канадских Скалистых гор, соединяя юго-восточные города Аляски. Канадцы же стояли за проект «Маршрута Б», который уходил на север от Принс Джордж, с целью обеспечения дальнейшего развития северной части провинции Британская Колумбия. Оба проекта по стоимости уже вдвое превосходили первоначальный.

В августе 1940 года, когда Британия благодаря поистине бульдожьей хватке Черчилля отчаянно сдерживала натиск немецкой авиации, произошла встреча президента Рузвельта с премьер-министром Канады Макензи Кингом, на которой обсуждались вопросы возможной будущей защиты Североамериканского континента. Именно здесь было решено создать Постоянный Объединенный Совет Обороны (ПОСО), включавший представителей обеих стран.

Первый регулярный отчет ПОСО был представлен правительствам двух стран 4 октября 1940 года, как раз в то время, когда в открытой печати появились дорожные впечатления от поездки по Аляске генерала Арнольда. В отчете ПОСО большое внимание уделялось вопросам укрепления обороноспособности атлантического побережья Америки, однако здесь же содержались рекомендации и по созданию полевых аэродромов промежуточной посадки на всем протяжении маршрутов полетов между континентом США и Аляской. Еще через полтора месяца эти рекомендации были конкретизированы в проекты строительства взлетно-посадочных полос (ВПП), способных принимать в том числе и тяжелые бомбардировщики, с инфраструктурой складских и вспомогательных служб.

В начале 1941 года канадцы приступили к строительству ряда полевых ВПП, сеть которых впоследствии получила название Северо-восточного этапного маршрута. На Аляске два новых полевых аэродрома планировалось построить в Большой Дельте, примерно в 80 милях к юго-востоку от Фэрбанкса, и по Северному пути, недалеко от канадской границы. Однако добраться в отдаленные районы, доставить туда строительную технику, материалы и людей по земле было практически невозможно. Для решения этой задачи уже 9 февраля1941 года первый бульдозер «Катерпиллер» Западной строительной компании из Эдмонтона врезал свой нож в мерзлый грунт зимника к северу от Доусон Крик. Они еще не осознавали тогда, что приступили к строительству главного шоссе Аляски.

Постепенно строительный отряд достиг Форт-Нельсона, где начал строительство взлетно-посадочной полосы. И это было вполне вовремя: 29 июля 1941 года Постоянный Объединенный Совет Обороны докладывал своим правительствам, что завершению создания Северо-восточного этапного маршрута придается «чрезвычайное значение». За шесть месяцев до этого президент США Франклин Д. Рузвельт, объясняя суть доктрины американской внешней политики, сказал, что «если в доме соседа - пожар, то вполне естественно предложить ему свой шланг для полива сада. Не следует претендовать на какую-то плату за него - он просто должен вернуть его после того, как пожар будет потушен». Именно эта мысль послужила идеологической основой программы «ленд-лиза». И это означало не только передачу «в аренду» эсминцев, боеприпасов и прочего имущества королевским Военно-морским силам Великобритании, но и передачу, опять-таки «в аренду», самолетов другому соседу Америки - Советскому Союзу. Кратчайший путь в СССР лежал через Аляску.

Продолжение следует

Автор: Сергей Абарок Александрович