Мясной беспредел. Кто взвинтил цены на говядину и курятину?

Во Владивосток мясопродукция приходит со всего мира - из Европы, Америки, Канады, Новой Зеландии. Однако у местных хозяек сложилось мнение, что мясо на рынках Приморья они покупают китайское. Как утверждают специалисты, хозяйки были правы до 2003 года...

12 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2225 от 12 окт. 2007

О бюрократии в России разве что песен не слагают. А сталкивался с нею хоть раз в жизни, наверное, любой из нас. На рынке мясной продукции сейчас сложилась такая ситуация, что от бюрократических действий страдает кошелек каждого невегетарианца. А это, согласитесь, подавляющее большинство нашего населения.

…Никогда, даже в советское время, Дальний Восток не славился своей сельхозпроизводительностью. В этом смысле наш регион является дотационным. Не можем мы себя обеспечивать и мясной продукцией. Ближайший к нам регион, который может себя хоть как-то прокормить мясом, Алтайский край. В Приморье же за год сельхозпредприятия производят столько кур и говядины, сколько импортируется сюда за неделю. Причем практически 90 процентов всего мяса, которое поставляется аж до Урала, ввозится через Владивостокский морской торговый порт.

Во Владивосток мясопродукция приходит со всего мира - из Европы, Америки, Канады, Новой Зеландии. Однако у местных хозяек сложилось мнение, что мясо на рынках Приморья они покупают китайское. Как утверждают специалисты, хозяйки были правы до 2003 года. Китайское мясо - говядина и свинина - сейчас запрещено к ввозу, по закону на территории РФ этого мяса не должно быть.

Впрочем, сегодня речь пойдет не о контрабанде, а о цене. За последние полгода цены на мясо подскочили на 5-6 рублей, а на колбасу на все 10 (причем это минимальный рост, читатели «В» наверняка могут привести и более вопиющие факты). Что же случилось за это время?

Мясо больше стоит, чем идет

В процедуру доставки мяса в порт Владивосток вовлечены три структуры - ОАО «Владивостокский контейнерный терминал» (ВКТ), госветнадзор на государственной границе и транспорте Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Дальневосточное таможенное управление.

- Эти три структуры работают сегодня по правилам и законам, которые порой совершенно не согласуются между собой, - говорит президент недавно созданной Ассоциации импортеров мясопродуктов Дальнего Востока Андрей Зинин. - Все это приводит к тому, что портовые расходы взлетают до небес. Забегая вперед, скажу, что с апреля этого года портовые расходы, связанные с организацией досмотра, перевалки грузов, выросли в два-три раза! Мы не хотим обвинять ни государственные структуры, ни какие-либо акционерные общества. Мы хотим просто рассказать, как мы сегодня работаем и почему в Приморье на сегодняшний день такие высокие цены на мясо.

В качестве иллюстрации вот такой простой пример. Рефконтейнер с мясом из Австралии до Владивостока идет в среднем 25 дней. В этот срок включается все: оформление на австралийской таможне, погрузка на судно, обязательная перевалка в корейском Пусане, доставка непосредственно во Владивосток. Стоимость всего этого в пересчете на один контейнер - порядка трех тысяч долларов. Срок же оформления контейнера во Владивостоке с момента его прибытия до выпуска из порта составляет в лучшем случае (!) две недели. И это минимум! И стоимость всех этих операций - здесь, на владивостокском берегу - примерно две тысячи долларов. За проплату трех тысяч долларов необидно, все-таки мясо транспортируют, а вот двух - неприятно, все-таки с грузом ничего не происходит, он стоит, простите за тавтологию, мертвым грузом. И происходить все эти долгие оформления стали не так давно - около полугода назад. До апреля перевалка контейнера на территории Владивостока обходилась примерно в 12-15 тысяч рублей, а сейчас эта же процедура стоит 50-60 тысяч.

По мнению президента Ассоциации импортеров мясопродуктов Дальнего Востока (в которую сейчас входит около 20 компаний), новшества эти появились, когда местная прокуратура «накрыла» довольно серьезную контрабандную схему. Тогда с самого верха пришло указание навести порядок в таможне, чем соответствующие структуры активно и занялись. Но не выплеснули ли вместе с водой и ребенка?

- Контрабанду вроде как прикрыли, - продолжает Андрей Зинин, - но таможня и иные структуры, которые раньше действовали абсолютно понятно для нас, теперь так усложнили все процессы, что стало просто невозможно работать. Вместо положенного по закону срока совершения таможенных операций - трех дней - у нас на их совершение уходит практически 15. А груз стоит.

Заграничному качеству не верят

Теперь давайте посмотрим, что же происходит, когда рефконтейнер с мясом достигает земли владивостокской. Когда его выгрузили с судна и первые необходимые резолюции поставили таможенники и представители Россельхознадзора, импортеры должны сделать отбор проб из каждого контейнера. Раньше требовали брать пробы только с продукции одного завода. То есть если несколько контейнеров везли с одного завода, брали только одну пробу. Отметим, что каждая партия мяса из-за рубежа сопровождается своими сертификатами, а уж в Австралии, например, к вопросам качества (особенно мяса, являющегося едва ли не номером один в национальном экспорте) относятся крайне щепетильно. Но хорошо, согласимся, что ради здоровья отечественных потребителей к проверке качества стоит относиться серьезно. Однако раньше отбор мяса организовывали на второй-третий день после прихода контейнера. Сегодня импортеры записываются на отбор за неделю.

Все импортеры мяса, везущие продукцию через Владивосток, Восточный, Пограничный, Славянку, Находку, берут эту пробу и везут ее в Уссурийск в независимую лабораторию. Почему только одна лаборатория в крае уполномочена делать такие исследования - большой вопрос. Если, к примеру, отбор сделан до обеда, то водитель как оглашенный, невзирая на дорожные условия, несется в Уссурийск. Лаборатория та, кстати, работает до 17.00.

Таможенники проводят досмотр груза - сличение того, что написано в документах, с тем, что реально находится в контейнере. Конечно, оптимально это было бы делать в период отбора проб, ведь для всех этих операций контейнер выставляется на специальную площадку, что, естественно, стоит денег. Но этого не делается. Несмотря на то, что в Таможенном кодексе прописан выборочный досмотр, сейчас таможенники делают его по полной программе, то есть из каждого контейнера вынимается весь груз до задней стенки, осматриваются коробки, выборочно вскрываются. Вся эта процедура - при авральной работе без проволочек - занимает часа два. Представьте, что происходит летом при температуре +25 градусов, ведь рефконтейнер отключается в это время от сети.

А иногда становится невозможным вывоз груза с территории порта потому, что на контейнерном терминале оборудование настолько изношено, что ломается очень часто. Особенно остро эта проблема стоит в период зимней навигации. По словам импортеров, за последние лет пять не было случая, чтобы на неделе не ломался кран. При этом, даже если сломан кран, счет за хранение контейнеров оплачивается полностью.

- Подключение рефконтейнера к розетке в ВКТ стоит 40 долларов, - рассказывает еще один член ассоциации. - Ни один контейнер столько электроэнергии не потребляет, там стоят специальные реле, контейнер остывает до нужной температуры и отключается. А берут с нас столько, как будто в сутках 50 часов и контейнер работает непрерывно. То есть сегодня ВКТ зарабатывает не на обороте контейнеров, а на таких мелочах.

Владивосток и Питер – одна страна?

Еженедельно во Владивосток приходит до трех судов, которые везут по сто рефконтейнеров. Однако сегодня сложилась ситуация, когда Владивостокский контейнерный терминал не может принять суда, которые идут во Владивосток, из-за того, что на его территории стоит большое количество нерастаможенных контейнеров. Из-за этого контейнеры с мясом вынужденно накапливаются и простаивают в Пусане.

- Иностранцы спрашивают у нас: почему сейчас в Пусане простаивает ежедневно до 500 контейнеров с мясом? - говорит представитель ассоциации. - Они не понимают, что это все из-за нашей «растаможки». Им надо было с 1917 года здесь жить, чтобы хоть что-то понять в российских реалиях. Вот и выходит, что иностранцы начинают увеличивать ставку фрахта, так как у них тоже падает грузооборот.

Понятно, что в этом бизнес-процессе повязаны многие. Из-за проблем, возникающих у импортеров, возникают они и у переработчиков мясной продукции, и у арендодателей контейнеров, и у заготовителей США, Австралии, Канады. Но где заготовители, а где мы? В конечном счете всю эту оплачиваемую проволочку бизнесмен вложит в стоимость продукции, рыночная экономика исключает альтруизм.

- Сегодня удорожание мясопродукции происходит во многом из-за управленческих препон, связанных с перевалкой груза, экономическая ситуация на рынке мяса стабильна, - продолжают импортеры мяса. - И мы, создав ассоциацию, куда, кстати, входят компании, которые в год платят в бюджет по разным видам платежей больше 5 млрд. рублей, сегодня просто желаем понять, чего от нас хотят государственные структуры, как нам дальше работать и где искать пути взаимодействия. И мы хотим показать людям, которые злятся, что цены на мясо и колбасу повышаются, почему это происходит. Если мы говорим, что Владивосток и Санкт-Петербург - это одна страна, то нам непонятно, почему там контейнеры оформляются, как и положено, два-три дня, а у нас две-три недели. Сейчас в правительстве только и говорят, что о снижении инфляции и цен на продукты питания. Многие факторы влияют на эти показатели. Но один из них можно устранить, наладив должную работу государственных и других структур у себя дома - в порту лишь тем, чтобы не превращать их в склады.

Комментарии специалистов

Чтобы получить ответы из официальных структур на поставленные вопросы, корреспондент «В» послал запросы в упомянутые выше структуры, которые, к слову, ответ СМИ должны дать в соответствии с законодательством. Что ж, формальность соблюдена, вот какие ответы нами получены…

Пресс-служба ДВТУ:
- Ввоз продукции морским транспортом на территорию Приморского края осуществляется в регионе деятельностью Владивостокской, Находкинской и Хасанской таможен.

В первом полугодии 2006 года по сравнению с этим же периодом 2005 года объем ввезенной мясопродукции возрос в 5,8 раза, а в первом полугодии этого года по сравнению с первым полугодием 2006 года - в 1,1 раза. Основными странами-экспортерами мясопродукции на территорию Приморского края являются: США, Канада, Австралия, Бразилия, Аргентина.

Таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со ст. 149 Таможенного кодекса РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с п.2 ст.359 ТК РФ.

Взаимодействие таможенных органов с территориальными подразделениями Россельхознадзора при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров, в том числе мясопродукции, осуществляется на основании соглашений (технологических схем) о взаимодействии таможенных органов с территориальными органами Россельхознадзора, заключенных в таможнях Дальневосточного региона.

В настоящее время создана рабочая группа, состоящая из представителей ДВТУ и территориального управления Россельхознадзора, для осуществления контрольных мероприятий по выявлению нарушений законодательства РФ при ввозе свинины и говядины. В ходе проведения регулярных совместных встреч обсуждаются проблемные вопросы, возникающие при таможенном оформлении ввозимой мясопродукции.

Управление Россельхознадзора по Приморскому краю:
- Управление Россельхознадзора по Приморскому краю в вопросах таможенного оформления подконтрольного государственному ветеринарному надзору груза постоянно и на всех уровнях взаимодействует с таможенными органами, а по вопросам организации процесса досмотра подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов также взаимодействует с Владивостокским контейнерным терминалом.

Управление РСХН по Приморскому краю в целях обеспечения безопасности продукции животного происхождения в ветеринарно-санитарном отношении, а также с целью проведения лабораторного мониторинга остатков запрещенных и вредных веществ в организме живых животных, продуктах животного и растительного происхождения взаимодействует с ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория».

ФГУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория» выступает в качестве референтного центра Россельхознадзора по лабораторным исследованиям, а также испытательного центра, органа по сертификации в системе сертификации пищевых продуктов, продовольственного сырья и кормов.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна