Не для дураков. Пусть и на периферии

«В» уже сообщал о счастливо найденной главным режиссером театра ТОФ Стасом МАЛЬЦЕВЫМ неизвестной ранее пьесе отечественного классика Андрея ПЛАТОНОВА «Дураки на периферии». Постановщик Стас Мальцев сделал все, чтобы усилить авторские акценты, чтобы прибли

11 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2224 от 11 окт. 2007
29a980391a75ffcdac58a4e2c18b23bf.jpg

Понимаю, что не оригинальна, но в который раз поражаюсь тому, как мудрые писатели умеют смотреть на десятилетия вперед и как они умеют предвосхищать многие грядущие события.

«В» уже сообщал о счастливо найденной главным режиссером театра ТОФ Стасом МАЛЬЦЕВЫМ неизвестной ранее пьесе отечественного классика Андрея ПЛАТОНОВА «Дураки на периферии». Пьеса написана гениальным, неповторимым языком (порой Михаил ЗОЩЕНКО, как говорится, отдыхает). Ну как вам такое: «Оставьте мою квартиру присутствием вон!», или «Тише! Сейчас всех опорожню из зала», или «Ваш муж меня от вас отстраняет…». Донести, не расплескав, такую драгоценную живительную влагу до зрителя - уже хорошо. Но больше всего поражает в «Дураках» то, что действие, происходящее почти 100 лет назад, в середине 20-х годов прошлого века, абсолютно ассоциируется с нашим временем. Наверное, поэтому прежде всего интересен новый спектакль театра ТОФ.

Впрочем, постановщик Стас Мальцев сделал все, чтобы усилить авторские акценты, чтобы приблизить непростую и в то же время абсурдную историю, лежащую в основе пьесы, к нам сегодняшним. В самом деле, что происходит в «Дураках на периферии»? Нормальная молодая здоровая женщина должна родить ребенка, а ее нелепый муж, уже имеющий троих детей от первого брака, искренне считает, что план по деторождению он с честью выполнил и новый едок ему не нужен. Потому настаивает на аборте. А вот разрешение на аборт может дать только комиссия Охматмлада (охрана материнства и младенчества). По-современному звучат бесконечные разговоры о том, что необходимо повышать деторождение в стране. Но дальше пафосных и бессмысленных в общем-то речей дело не идет.

Оформление спектакля, костюмы, реплики персонажей - все оттуда, из 1925 года. Художник Лада СМИРНОВА изобразила на сцене конструкции, напоминающие знаменитый конструктивизм спектаклей великого МЕЙЕРХОЛЬДА (как раз в 20-е годы) и каркасы строек, которые начали возводиться в стране после разрухи. Детские чулки в резиночку на дебелой Марье Ивановне, белая милицейская гимнастерка на необъятной груди - костюмы выверены и точны. А музыкальный руководитель постановки Владимир СИНЕНКО сделал из массовки хор, бодро и настырно поющий «Коммунары не будут рабами». И режиссер вплетает этот хор органично, порой страшно, а порой смешно в действие.

Вообще острых, неожиданных и точных находок в спектакле множество. Так, половина огромного глобуса, скромно стоящего у портала, вдруг оказывается колыбелью для новорожденного. В финале появляется странный персонаж - главный рационализатор. Театр увидел в нем великого Сталина - главнее быть не может, и будущий вождь крайне удивлен, что его можно не узнать…

Финал становится абсолютным откровением. Не смею описывать его - для зрителей должна быть тайна.

Спектакль, решенный в сложнейшем жанре трагифарса, полифоничен. В нем явственно звучит, укрупняясь от сцены к сцене, мысль о том, что народ - это абстрактная категория для сильных мира сего. Ведь до сих пор сверху кажется, что внизу массы, а на самом деле - отдельные люди. Маленький счетовод в неизменных очках и нарукавниках (актер Роман КОЛОТУХИН) готов биться до последнего за свою маленькую правду. Длинный, как жердь, с вечно простуженным горлом милицейский писарь Сергея ГОНЧАРОВА жалок, смешон и трогателен в своих любовных притязаниях. Простая баба Марья Ивановна Елены УДАТОВОЙ в великом стремлении к свободе, к воле готова ради этого забыть все. А какие разные, безмерно колоритные члены Охматмлада: бравый командир Дениса ГЛУШЕНКО, на мощной груди которого горит боевой орден, «Ты думай, а я руковожу» - его жизненный девиз; этакий жуир, всего боящийся, Сергея ЛИСИНЧУКА; прочел за свою жизнь пару популярных брошюр герой Ивана КОНДРАШЕВА, что дает ему право выдавать себя за интеллектуала. И эта троица, олицетворяющая чиновничью власть в родном отечестве, решает человеческие судьбы, а точнее, ломает их. Сломана жизнь Марьи Ивановны, один из троицы, ничтоже сумняшеся, сломал жизнь своей жены крестьянки Алены, как всегда сочно и выразительно играет ее Наталья ВОЙНИК. Абсолютно гротескового судью лепит Денис ФИТЬ - самоуверенного и тупого, наглого и трусливого, готового в любую минуту упасть в дурацкий обморок.

Ну, и венчает достойный конгломерат главный рационализатор Георгия ШАПКИНА, величественно спокойный, уверенный в себе, с явными задатками тирана, готовый к любому подобострастию и любви народа.

Спектакль молод. Естественно, он не без недостатков. Есть длинноты, порой падает ритм сцен. Увы, не всегда доходит до зрителей мудрая и острая репризность великого текста (чувство слова у Андрея Платонова, по-моему, сродни значимости слова в драматургии Островского).

Но есть главное. Есть Платонов на приморской сцене. Вообще, думается, автору во Владивостоке несказанно повезло. В Камерном театре драмы около 20 лет тому назад был пронзительный спектакль Леонида Анисимова «Ювенильное море». И вот «Дураки на периферии» - спектакль непростой, выстраданный, честный.

Автор: Искренне ваша Галина ОСТРОВСКАЯ