Неразрешимых проблем нет. Есть люди, которые стесняются их решать

Страна наша по сути своей революционная - постоянно происходят какие-то изменения в разных сферах жизни. В ближайшее время грядет, к примеру, реформа психиатрической службы. С чем это связано? Каково психическое здоровье жителей Владивостока?

11 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2224 от 11 окт. 2007
6732f9c3011ae9952aa50e3460e3c9e0.jpg


Страна наша по сути своей революционная - постоянно происходят какие-то изменения в разных сферах жизни. В ближайшее время грядет, к примеру, реформа психиатрической службы. С чем это связано? Каково психическое здоровье жителей Владивостока? Об этих и других вопросах размышляет заведующий кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и сексологии, профессор, доктор медицинских наук и одновременно директор Дальневосточного филиала НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН, отличник здравоохранения, получивший недавно медаль «За укрепление российской науки», Илья Ульянов.

Здоровых людей в психушку не кладут

- В былые времена наши врачи могли оказывать профилактическую помощь больным - зная о душевном заболевании человека, своевременно проводили превентивное лечение. Но однажды депутаты Госдумы решили, что вправе решать даже медицинские вопросы - при этом они не затронули, например, проблемы гинекологии, однако посчитали возможным судить о психиатрии. Как результат - возросшее число преступлений, совершенных психически больными людьми (в том числе и маньяками), в руках которых находится жизнь десятков людей.

Возможно, это связано с досужими разговорами о большом числе диссидентов и обычных здоровых людей, страдавших в наших психиатрических лечебницах. Но за многие годы мне не довелось видеть ни одного инакомыслящего в больнице на Шепеткова. Для здоровых там просто нет места, так как и больных-то негде размещать. Стационар Владивостока находится в плачевном состоянии - когда-то это здание передали здравоохранению только потому, что школьники уже не могли учиться в аварийном помещении. С тех пор ни разу не проводился капитальный ремонт. А ведь по нынешнему законодательству психиатры не могут лечить больного в стационаре без его согласия. Но кто же добровольно ляжет в такую больницу, где штукатурка сыплется на головы как пациентов, так и медиков? Душевнобольные отказываются добровольно лечиться, а в результате страдает общество, жители и Владивостока, и всего Приморского края.

Нынче человек совершает преступление, а уже потом по решению суда попадает в стационар. То есть потенциальный преступник ходит по городу, угрожает здоровью и жизни каждого из нас, наших детей. Потом совершившего злодеяние начнут лечить. Только другую человеческую жизнь вернуть будет уже невозможно.

Безусловно, реформа нашей службы назрела давно. Чем больше преступлений происходит в стране, тем сильнее резонанс, тем больше людей понимают, что законы надо менять. Удивительно, что изменения происходят в разных отраслях, даже в ГИБДД, но только не в психиатрии. Конечно, наша отрасль медицины консервативна. Но нельзя отрицать все, что было в СССР, - по крайней мере профилактическая работа в те годы была поставлена хорошо и такого числа преступлений, совершенных психически больными, не было.

Беда еще и в том, что психиатрия всегда получала остатки от остаточного финансирования здравоохранения в целом. Ситуация не меняется. Но ведь известно, что по отношению к инвалидам и психическим больным судят о цивилизованности общества. Владивосток, судя по одной из худших в материальном плане больниц, далеко не цивилизованный город. Хотя профессионалы, которые работают у нас в психиатрической и наркологической службе, одни из лучших в регионе и даже в стране.

Город у моря

- Владивосток - место специфическое. В былые времена основным населением были военные и торговые моряки, рыбаки. Они подолгу находились в рейсах, что вело к изменениям в психике. Недаром ведь в развитых странах человека, находящегося в отрыве от земли и семьи более трех месяцев, могут посчитать недееспособным, даже не разрешить ему участвовать в выборах президента. За рубежом длительное нахождение в море просто не допускают. У нас же до сих пор люди на многие месяцы уходят на заработки. Понять их можно - всем нужны деньги, однако они совершают непоправимую ошибку, когда скрывают свои заболевания от членов медицинских комиссий.

Человеческая психика - вещь очень тонкая. И пусть на 1000 населения приходится лишь один случай шизофрении, есть и другие заболевания, которые калечат людей. Гитлер когда-то уничтожал душевнобольных в концлагерях, но прошло время - число их в Германии вновь стабилизировалось. Даже в самых благополучных странах число больных не уменьшается. А по данным Всемирной организации здравоохранения, к 2020 году депрессии могут выйти на второе место после сердечно-сосудистых заболеваний. Причин этому много. Одна из них - негативные факторы, которые влияют на нашу нервную систему. По телевизору мы постоянно видим пожары, катастрофы, падающие самолеты, убийства. Все это не может не воздействовать на нервы.

Раньше жил человек на хуторе, радовался выращенному помидору, раз в три года узнавал о чем-то неприятном, и потому психика его была защищена. Негативная нагрузка была минимальной. В минувшие годы нам рассказывали о стахановце с новым рекордом, о достижениях доярки, которыми призывали гордиться. Да, идеологическая работа, пропаганда. Но пропаганда положительных дел и эмоций. Нынче позитив не культивируется, что ведет к расшатыванию нервной системы. Теперь человек сам должен уравнять чаши весов: на одной - страх и ужас, на другой - положительные эмоции. Надо самому работать над своим психическим здоровьем, надо не отождествлять себя с Емелей на печи, а собственным трудом создавать радость, укреплять семейные ценности. Если этого не делать, нервная система начинает истощаться, возникают депрессии и другие психические расстройства.

Если говорить о людях морской профессии, то они сами нередко провоцируют у себя серьезные проблемы со здоровьем. У моряков высока мотивация попасть на судно независимо от своего психического состояния. Но именно его невозможно измерить никакими приборами. Если органические расстройства видны благодаря различным методам - УЗИ, томографии и прочим, то психические определить непросто. Это - как лампочка, с виду целая, но почему-то не горит. Не светится же она по той причине, что Дальэнерго вырубило электричество. Не зная этого, трудно найти причину. Человек говорит: «У меня все в порядке и со сном, и с сексуальной жизнью», скрывает свои проблемы из-за необходимости работать. Вернувшись же из рейса, он опять не идет к специалисту. Результат - истощение нервной системы, каким бы запасом здоровья ни обладал человек.

Есть такая наука - валеология, этот термин ввел наш земляк, профессор Брехман. Существует там подраздел «валеопсихиатрия», согласно которому 30 процентов населения - люди здоровые, 20 - больные, а 50 процентов находится в третьем состоянии: они уже не здоровы, но еще не больны. В таком состоянии человек иногда способен купировать болезнь самостоятельно, но если частота негативных реакций увеличивается - неизбежен невроз. Неврозы же отмечаются в 120-180 раз чаще, чем шизофрения. И в этом нет ничего хорошего.

Длительные рейсы негативны для здоровья. Безусловно, порой они неизбежны, но в таких случаях, вернувшись домой, нужно обязательно обратиться к специалисту. К сожалению, во Владивостоке практикуют лишь пять-шесть сексопатологов, но вполне достаточно психотерапевтов, которые в состоянии вернуть человека к норме, восстановить его нервную систему.

Мальчик повторит отца

- Морская профессия накладывает свой отпечаток и на воспитание детей. Ребенок должен видеть нормальную модель межличностных отношений. На деле же получается, что вернувшийся из долгого рейса отец просит об одном: «Дайте мне отдохнуть». Он не привык решать бытовые проблемы - ему не надо ходить в магазин, готовить, делать с детьми уроки. На просьбы жены помочь отвечает одно: «Отстань, достаточно того, что я деньги зарабатываю». Если даже жена все это терпит, то беда в другом - ребенок впитывает такую модель поведения. Вырастет - так же будет вести себя со своей женой, что неизбежно приведет к конфликтам.

Семейные драмы моряков - отдельная тема для разговора. Важно другое - без помощи специалистов людям этой профессии не обойтись. Психотерапевты работают с космонавтами, спортсменами, даже с будущими президентами во время выборов. Без поддержки профессионалов невозможно справиться с большой нервной нагрузкой. И только моряки да рыбаки прячутся от профессионалов, зарабатывая бессонницу, сексуальные проблемы и общее расстройство здоровья.

Морские специальности - работа мужественных людей. Но и им нужна помощь. Ведь смелый человек - не тот, кто и от себя, и от врачей скрывает, что его нервная система не железная. Известно, что ржавчина способна погубить даже металл, что уж говорить о таком хрупком создании, как человек. Если нужна помощь - зазорного в этом нет. И главное - специалисты, способные решить проблемы, в нашем городе есть.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна