В подарок Путину все Приморье: от Самарги до Тумангана

В свой 55-й по счету день рождения, 7 октября, президент страны Владимир ПУТИН непременно окажется в Приморье. И совершит захватывающее путешествие с севера на юг края, от Самарги до Тумангана: расстояние почти в тысячу километров, пол-Европы вместить мож

4 окт. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2220 от 4 окт. 2007
7ff49d50450a5e47d0397a0dc5fe9541.jpg


В свой 55-й по счету день рождения, 7 октября, президент страны Владимир ПУТИН непременно окажется в Приморье. И совершит захватывающее путешествие с севера на юг края, от Самарги до Тумангана: расстояние почти в тысячу километров, пол-Европы вместить можно. А здесь – это удивительный мир дикой природы, чудом сохранившийся до наших дней. Земля леопарда, тигра, райской мухоловки, реликтового женьшеня. Удивительный край, где тайга сходится с океаном, субтропики - с севером.

Такой президентский «вояж» станет возможным благодаря только что изданному уникальному фотоальбому Игоря КРЮКОВА «От Самарги до Тумангана», который автор передаст Владимиру Владимировичу в качестве подарка. На память о земле приморской. Здесь Путин бывал не единожды, но всякий раз сугубо по делу, в жестком рабочем графике. Быть может, глава страны решит совершить реальное путешествие по нашим заповедным местам, когда перелистает «фолиант», куда вошли порядка 600 редкостных по «сюжету» и выразительности исполнения фотографий. Хотя, как считает сам автор, издание не смогло вместить и десятой доли чудес, что ему довелось увидеть.

Фотоальбом чудес

- После восьми лет съемок, когда набрал солидный «фотокапитал», я понял, что владею несметным богатством, - говорит Игорь Крюков. - Но богатство – не самоцель. Им надо успеть поделиться. Так родилась идея фотоальбома. Не могу удержаться, чтобы не сказать: такой природы, такой красоты, как у нас, нет нигде. Как бы банально ни звучало - это так. Доказательство тому – снимки.

Многие «поселившиеся» в этом альбоме представители флоры и фауны – эндемики, занесенные не только в российскую - в международную Красную книгу. Но дело не только в этом. Мы должны сберечь, сохранить ту первозданную красоту, что нас окружает. Хочется, чтобы каждый, кто возьмет в руки фотоальбом, понял: мир вокруг нас настолько же прекрасен и совершенен, насколько хрупок.

Друзья называют его «фартовым»

Игорь Крюков, 47-летний бизнесмен, для которого увлечение фотографией стало больше чем хобби – судьбой, относится к той редкой породе людей, кто окружающий мир чувствует буквально кожей, воспринимая его искренне и трепетно. И мир отвечает ему взаимностью. Иначе как объяснить тот факт, что именно у него в кадре, когда под занавес зимы Крюков отправился в заповедник Кедровая Падь, оказалась мама-леопардиха… с двумя детенышами! Такого еще никому не доводилось видеть. А уж снять на камеру!..

Вообще за два сезона ему посчастливилось сделать «портреты» пяти этих потрясающе красивых и чрезвычайно осторожных сумеречных таежных кошек. Если учесть, что их всего, по подсчетам ученых, осталось чуть больше тридцати и обитают они только в Приморье, становится понятно - каждый такой кадр на вес золота.

Помощники по съемкам, друзья нередко называют Игоря Крюкова «фартовым». В чем-то, вероятно, они правы. Вот, к примеру, еще один счастливый случай: в одиночку, без мамы, в крюковскую «фотовахту» вышел на камеру восьмимесячный пятнистый детеныш. Может быть, он тоже почувствовал, что Крюков не охотник.

Хотя для того, чтобы «подфартило» с леопардиком, мастер полгода готовился к фотосессии. На деревьях, на высоте около восьми метров, были устроены сразу три лабаза: кто может угадать, какая точка окажется самой выигрышной? В тайге пришлось развернуть настоящую студию: прожекторы, аккумуляторы, специальная камера. Это один из немногих случаев, когда для съемки требуется «цифра», чтобы сразу увидеть кадр. Вообще Игорь предпочитает работать с широкой пленкой: она дает объем. И еще. Он никогда не делает секретов из того, что сам постиг.

- Тайга учит терпению и благодарности, - говорит Игорь Крюков. - У меня есть такой ритуал: когда съемка окончена, кланяюсь этому месту и говорю: «Спасибо». А в долгие часы, дни, случалось, даже недели ожидания помогает молитва. Вообще главная заповедь в тайге – не навреди.

За многие годы, что Игорь не расстается с камерой (все началось в 1999-м, когда в Москве неожиданно для себя он купил фотоаппарат «Никон» с одним объективом и сделал свой первый снимок – лотос с парящей над ним пчелкой), Игорь исколесил и прошел с увесистым рюкзаком все Приморье вдоль и поперек. Погружался с аквалангом в красивейших бухтах залива Петра Великого. Так рождался этот фотоальбом.

Как признается сам автор, он бы не смог сделать книгу в одиночку. Рядом были единомышленники: егеря, охотоведы, ученые. Необыкновенно честные и чистые люди.

- Благодаря таким, как они, - говорит Игорь Крюков, - наша планета Земля еще не сошла с орбиты. И в тайге не выбили последнего дальневосточного леопарда. Себя считаю лишь подмастерьем у Природы. Фотоаппарат, да и фотограф – не более чем орудие, способное с той или иной степенью мастерства и достоверности воспроизвести все, что попадает в кадр. И, увы, даже самые современные полиграфические средства не позволяют в полной мере передать дыхание океана, ломкий хруст таежных веток под ногами, аромат цветущей черемухи. Хотя, если этот альбом поможет вам взглянуть на окружающий мир новыми влюбленными глазами, значит, все труды были не напрасны.

Автор: Тамара Калиберова Николаевна