Век живи… Поселку Дунай – 100 лет

На въезде в поселок Дунай, что примерно в двадцати километрах от города Фокино, кто-то особо остроумный слегка отредактировал табличку с названием населенного пункта. Теперь вместо тезки великой европейской реки гостей встречает продвинуто-пафосный Дунай-

26 сент. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2215 от 26 сент. 2007
a1c072c653a2adc8f5058f5fbe9fce6f.jpg


На въезде в поселок Дунай, что примерно в двадцати километрах от города Фокино, кто-то особо остроумный слегка отредактировал табличку с названием населенного пункта. Теперь вместо тезки великой европейской реки гостей встречает продвинуто-пафосный Дунай-сити. То ли к саммиту АТЭС готовятся, то ли просто продолжают дело графоманов-любителей, уже переименовавших путем стирания нескольких линий соседний Южнореченск в Окнореченск, а Фокино и вовсе обозвавших нецензурным и очень созвучным английским словом.

Смех смехом, а история историей. В текущем году Шкотово-22, Дунаю и Дунай-сити в одном лице исполняется сто лет.

Думаю, не ошибусь, если замечу, что для большинства приморцев (да и жителей других регионов тоже) поселок Дунай ассоциируется с аварией в бухте Чажма 10 августа 1985 года, с утечкой ракетного топлива в бухте Конюшкова 15 лет спустя, а также с забастовками учителей. Но это лишь однобокий, поверхностный взгляд, не позволяющий получить полноценное представление о вековом юбиляре. Именно поэтому я заставлю себя не повторяться и промолчу обо всех бедах этого приморского поселка. Приведем их в отдельных отрывках из материалов разных лет. Например, вот такой:

Жители приморского поселка Дунай видели пьяных чаек. Птицы ходили по берегу пошатываясь. Пьяные то ли от огромных доз радиации, то ли просто от сытости. Взрывом на атомной подлодке по глади тихой бухты разнесло десять человек…

«Аргументы и факты»

Маленький тихий поселок, столь знаменитый своей природой и местной то ли правдой, то ли легендой о том, что, будучи еще совсем молодой, здесь проживала Татьяна Буланова, ведет свое летосчисление с 1907 года. Именно в начале двадцатого века сюда из далекой Молдавии приехали несколько семей переселенцев. Местные старожилы, указывая на район старого железнодорожного вокзала, упоминают о первых глиняных землянках, которые были построены переселенцами в этих местах.

По одному из предположений, село получило название «Дунай» из-за небольшой речки, в которую во время прилива заходила из моря рыба. Увидев ее, кто-то из теперь уже местных жителей сказал: «Надо же! От одного Дуная уехали, а к другому приехали». Отсюда и пошло…

В первый же год переселенцы начали заниматься земледелием: посадили кукурузу, сою, фасоль, сеяли пшеницу (хотя жившие до них на берегу моря корейцы не советовали этого делать). Лишь потом, когда пришло время собирать урожай, оказалось, что пшеница не пригодна для употребления в пищу из-за своего горького вкуса.

Жители поселка, потерпев неудачу в земледелии, перешли к морскому промыслу – ловили креветок, крабов, доставали трепанга, ракушку. Все это добро отвозили во Владивосток и сдавали в местные рестораны. Из города же привозили сахар, соль, спички. Два раза в неделю в краевую столицу ходили пароходы «Вьюга» и «Казак Хабаров».

В годы Гражданской войны на территории поселка действовал партизанский отряд во главе с Федором Васильевичем УСАТЫМ. Эта группа охраняла подступы к острову Путятина от белогвардейцев и японских интервентов. Кроме того, местные партизаны принимали участие в разгроме американского гарнизона в поселке Шкотово. К сожалению, история говорит о том, что в 1919 году командир отряда и многие бойцы погибли, попав в плен.

В 1929 году в бухте Конюшкова была образована рыболовецкая артель. Кунгасы, на которых мужчины выходили в море для добычи рыбы, стояли там, где позже располагалась дивизия подводных лодок.

Спустя пять лет на берегу мыса Низкого начала действовать водолазная база ТЭМП (Трест экспорта морепродуктов). До сих пор небольшой поселок на оконечности Дуная носит такое название.

В 1937 году Дунай и Смоляниново соединила железная дорога. Однако первый пассажирский поезд прошел только в 1940 году.

Известие о начале Второй мировой войны первым встретил председатель Дунайского сельского совета Григорий Герасимович Кумпяков. В архивах Шкотовского района сохранился протокол заседания исполнительного комитета от 23 июня 1941 года. На повестке дня значился лишь один вопрос – «Об освобождении председателя исполкома от занимаемой должности в связи с добровольным уходом его на фронт».

В память о погибших в годы войны земляках дунайцы открыли монумент и мемориальную плиту.

С послевоенных лет и до начала девяностых годов Дунай жил полнокровной размеренной жизнью. На полную мощность работало градообразующее предприятие ЗО СРЗ (судоремонтный завод). Корабли ВМФ, в том числе и атомные подводные лодки, стояли в очереди для постановки на ремонт в бухте Чажма. В поселке действовала четко отлаженная инфраструктура.

Еще утром в этой школе шел обычный учебный процесс. Вечером на смену детям в классы пришли родители и объявили бессрочную голодовку. Свои действия они называют ответной реакцией на решение районной администрации о возможном закрытии школы и переносе занятий в другое учебное заведение.

…Договориться о мирном разрешении конфликта с местными жителями главе района так и не удалось. И в знак несогласия с ними он сам решил объявить акцию протеста.
НТВ

Сегодня Дунай производит довольно плачевное впечатление. Заложенные кирпичом окна брошенных квартир, протекающие крыши, недостроенные пятиэтажки. Много проблем с медицинским обеспечением поселка. Жители покидают родные места прежде всего из-за нехватки рабочих мест и отсутствия перспектив. По данным переписи 2004 года, население поселка - 7895 человек. Для сравнения: в 1992 году население составляло 13 тысяч человек. В общем, как и любой столетний организм, Дунай нуждается в импульсе к жизни, в смысле ее и уходе за ним.

В поселке Дунай выселяют людей, которые незаконно проживают на территории закрытого административно-территориального образования. Еженедельно работники милиции проводят плановые рейды по квартирам жителей поселка.
Радио Лемма

Вот такой он, Дунай. Век живи, век учись. Полоса черная, полоса белая. Сто лет, конечно, не срок, и до 1000 живут. Но, думается мне, не случайно пока такие исполнители, как Витас и Бутырка, посещая соседний Фокино, обходят Дунай-сити стороной. Может, к официальному столетию в октябре ждать грандиозного концерта…

Автор: Яков МАКСИМОВ