Валерий Гаркалин: Я из женской части человечества

«Муж моей жены» - один из самых ярких спектаклей фестиваля театральных бенефисов, который прошел в театре имени Горького. Семен СТРУГАЧЕВ, Валерий ГАРКАЛИН и Ольга ПРОКОФЬЕВА нашли время побывать на островах и даже съездить на рыбалку, а кроме того - пооб

26 сент. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2215 от 26 сент. 2007
68d7ed8c68ea35839b2764367f6722a7.jpg


«Муж моей жены» - один из самых ярких спектаклей фестиваля театральных бенефисов, который прошел в театре имени Горького. Семен СТРУГАЧЕВ, Валерий ГАРКАЛИН и Ольга ПРОКОФЬЕВА нашли время побывать на островах и даже съездить на рыбалку, а кроме того - пообщаться с прессой.

- Валерий, ваш герой в пьесе оказывается в ситуации «одна женщина - двое мужчин» и делает нелегкий выбор… Вы могли бы представить себя в подобных условиях?

- Пьеса - это вымысел, и надо к нему так и относиться. Пушкин, помните, говорил: «Над вымыслом слезами обольюсь». И наша задача - обогатить его жизнью, человеческими характерами, взаимоотношениями. В этой пьесе мы с Семеном именно над этим работаем, а не над ситуацией. Она, мне кажется, абсолютно фантастична, нереальна. «Муж моей жены» - повод поговорить со зрителем о человеческих страстях и характерах.

- Выходя из зала, я услышала, как говорили зрительницы: «Вот как надо жить русской женщине, с кого брать пример!».

- (хохочет) Не думаю, что героиня Оли Прокофьевой - образец для подражания! Это шутка, ироническая находка автора, который пытается через нее рассказать о людях…

Анна Каренина не существовала в реальности, да и истории такой в то время не могло приключиться. Лев Толстой так захотел поговорить со зрителями о любви, большой и сильной любви.

- А как вы относитесь к гастрольным романам? К поклонницам, которые подстерегают вас у входа?

- Чтобы роман случился, не надо выезжать на гастроли специально. Роман - это молния, как писал Хулио Кортасар. Может случиться где угодно. Вот влюблюсь в вас сейчас по уши (смеется). А если вы хотите клубничку какую-то узнать, так никто из артистов в здравом уме вам честно на это не ответит.

- Скажите, как вы относитесь к тому, что при упоминании вашего имени сразу говорят: «А, «ширли-мырли»…

- Нормально. Если меня ассоциируют с ролью, то так сложилось, и я не могу это изменить. Да замечательно, что есть работа в кино, которая является визитной карточкой! Помню, в одной киностудии ждал режиссера, сидел и от нечего делать стал рассматривать альбом, в котором - фото актеров и списки сыгранных ролей на обороте. Увидел фото очень красивой актрисы, впервые в своей жизни, заметьте! Думаю, новенькая, начинающая… Переворачиваю фото - там огромный список, чуть ли не полсотни картин! Но ни одного фильма, в котором бы я ее запомнил… Так можно сниматься без конца и не иметь ни одного фильма, который стал бы отправной точкой для популярности. Артист, как бы он ни хитрил, мечтает о популярности, чтобы узнавали на улицах, и если говорит, что ему это не нравится, - лукавит. Анатолий ЭФРОС назвал актеров: женская часть человечества. Все, что свойственно женщине, свойственно и хорошему артисту.

- Вы можете сказать: вот этому меня научил театр? Кино?

- Уже восемь лет я - профессор ГИТИСа, руковожу актерским курсом, уже третий набор. Так что если учиться, то уже у меня…

Законы творчества едины - везде нужно быть убедительным. Так что если попадаешь в профессию, изволь хорошо работать везде, в любой эстетике.

- Вам везет на партнеров?

- Очень! Это одна из самых счастливых тем моей жизни. Такое обилие выдающихся партнеров! В той же «Ширли-мырли» я был в истории кинематографии, куда ни плюнь - стояла живая легенда: Олег ЕФРЕМОВ, Олег ТАБАКОВ, Инна ЧУРИКОВА, Нонна МОРДЮКОВА - цвет театра и кинематографии, слава! В «Белых одеждах» у меня был чудный дуэт с Людмилой ГУРЧЕНКО, это была замечательная встреча, счастье, которое мы и теперь вспоминаем, если видимся. У меня не было ни одного случая, чтобы мы не сработались с кем-то.

Да, артисты вынуждены идти на контакт и любую неприязнь, даже если играют два лютых врага, вы ни в кадре, ни на сцене не заметите. Но моя жизнь сценическая - счастливая!

С Таней Васильевой мы сделали семь спектаклей, и все они до сих пор играются, пусть не так часто. Кстати. Я часто бывал во Владивостоке, со всеми театральными работами приезжал сюда. Помню, приехали лет 10 назад с Таней Васильевой, четыре дня играли при аншлагах, а потом - еще два спектакля! Фантастика!

С Арменом ДЖИГАРХАНЯНОМ мы сделали три спектакля, с Наташей ГУНДАРЕВОЙ, безвременно ушедшей… Я уж не говорю про 10 лет в театре сатиры, где такие имена звучали, где мне посчастливилось работать с Георгием МЕНГЛЕТОМ, с Валентином ПЛУЧЕКОМ… Конечно, таких мастеров уже нет, это уходящая натура. К сожалению. И ниша эта не заполняется.

- Как зритель вы ходите в кино?

- Да. Недавно посмотрел «Изгнание» ЗВЯГИНЦЕВА - замечательная работа! Такие фильмы позволяют нашему кино выйти из кризисного состояния. Помню, «Ширли-мырли» была единственной картиной, которая запускалась в том году. Пустой «Мосфильм», страшно… А сейчас все выправляется.

Отдыхаю ли я в клубах? Как там можно отдохнуть? Если артист прилетает со спектаклем, то после него еще и в клуб - это тяжелая работа. Другое дело, если люди днем ничего не делали…

Что касается театра… Если я не играю на сцене в Москве, значит, я на гастролях. И когда в Москве выдается свободный вечер, менее всего тянет пойти в театр. Очень хочется отдалиться от храма лицедейства и пожить хоть вечер обычной человеческой жизнью. Ее так мало…

Студентам все время говорю: надо быть преданным профессии, но только с опытом поймешь, что жизнь - великий подарок! Ведь мы могли не случиться, продолжать пребывать в пустоте. Наша профессия - лишь часть жизни, не сама жизнь. Жизнь надо любить жить, простите за корявое выражение. И профессия твоя обогатится, если познаешь себя, окружающий мир, не пропадая в иллюзорности. Почему так много неудачных работ? Потому что в них не узнаешь дыхания, движения, это призрак, сконструировано, придумано, но к жизни не имеет никакого отношения. Надо обогащать профессию жизнью, а не наоборот.

- А футбол, например, любите?

- Вот только что был в Лондоне, отдыхал, встретил там своего приятеля - солиста Ковент-Гарден. Он не видел моих фильмов, кстати. Идем ночью, вдруг навстречу группа людей: «Ой! - по-русски говорят, - Валерий Гаркалин!». Оказалось, наши туристы, приехали на футбол, где наша сборная играла. Прошли они дальше, а приятель мой стоит в шоке. Надо же, говорит, в Лондоне - и тут тебя узнают! С уважением стал ко мне относиться. Почему я об этом рассказал? Потому что и не подозревал, что в Лондоне проходят такого уровня соревнования! Не ориентируюсь.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ