Приморский судоремонт растет за счет предприятий-лидеров. В их числе ОАО «ХК Дальзавод»

По итогам восьми месяцев 2007 года рост гражданского судоремонта в Приморье составил 109 процентов. По итогам года около 450 единиц флота выйдет после «обновления» из наших цехов. Однако проблем в отрасли по-прежнему хватает.

21 сент. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2213 от 21 сент. 2007

По итогам восьми месяцев 2007 года рост гражданского судоремонта в Приморье составил 109 процентов. По итогам года около 450 единиц флота выйдет после «обновления» из наших цехов. Однако проблем в отрасли по-прежнему хватает.

Мощности предприятий загружены процентов на 60, сокращается численность работающих по сравнению с 1991 годом в два раза, многие предприятия практически не имеют средств для технического перевооружения производства. В этой ситуации некоторые компании просто уходят с рынка. В прошлом году прекратили профильную деятельность Владивостокский и Первомайский судоремонтные заводы. Но есть и другой путь - искать свою нишу, несмотря на все трудности, проводить модернизацию. Эта задача сложная, ее реализация займет не один год. Однако только так можно выйти на качественно новый уровень. Радует, что ведущие судоремонтные предприятия края выбрали именно второй путь. В числе лидеров отрасли сегодня - ОАО «ХК Дальзавод» и НСРЗ.

~~Справка «В»
За восемь месяцев этого года объемы работ по гражданскому судоремонту на всех предприятиях отрасли в Приморском крае составили 900 млн. рублей. Пятая часть валовой продукции пришлась на Дальзавод. По прогнозам специалистов, в этом году на заводах Приморья докование, текущий и капитальный ремонт пройдут порядка 450 единиц флота.~~

Выйти на рынок АТР полноценными игроками

«Рынок судостроения и судоремонта в АТР стремительно развивается, - говорит заведующий отделом судостроения комитета по промышленности администрации Приморского края Александр Иванюта. - Сейчас практически все наши соседи по региону проводят масштабное техническое перевооружение верфей, строят новые производства. В Республике Корея модернизируются три верфи, в Японии - еще одна, строят судоремонтные предприятия в Китае, Вьетнаме, Республике Бангладеш. Естественно, работы проводятся с таким расчетом, чтобы в этих странах ремонтировался и строился не только свой флот, но и обеспечивались потребности других стран, в том числе России. Для того, чтобы не потерять нишу на рынке судоремонта и судостроения в АТР, руководству наших предприятий необходимо уже сегодня принимать адекватные меры, а не ждать, куда кривая вывезет. Радует, что руководство крупнейших заводов Приморья объективно оценивает ситуацию и реализует ряд перспективных программ».

При общей цели - занять достойное место на рынке стран АТР стратегия может значительно разниться. Например, Находкинский СРЗ ремонт небольших рыболовецких судов водоизмещением 1-1,5 тонны начал проводить на стапелях. Это позволяет снизить себестоимость работ и увеличить сроки ремонта. Одновременно на предприятии можно ремонтировать по шесть-восемь единиц флота. Такой подход имеет право на существование. Ведь основными заказчиками для приморских судоремонтников как раз и являются рыбодобывающие компании.

Дальрыбтехцентр реализует ряд собственных разработок по переоборудованию крупнотоннажных судов. Эксперты уверены, что к концу нынешнего года предприятие выйдет на рынок с новыми видами предлагаемых заказчику услуг.

Однако такой подход - это все-таки половинчатое решение проблемы. Российский рыболовецкий флот стремительно стареет. Его износ доходит до 60-80 процентов. Согласно результатам социологического исследования среди участников рыбного форума главной проблемой, мешающей развитию рыболовства, является высокий износ рыболовецких судов. Чтобы преодолеть эту печальную тенденцию, необходимо прежде всего создать экономические условия для развития не только ремонта, но и судостроения. Причем соотношение параметров цена - качество должно быть сопоставимо с зарубежными предложениями.

Сложные задачи не пугают

Занять достойное место на рынке судостроения в АТР - именно так нынешнее руководство Дальзавода формулирует первоочередную задачу. Безусловно, это не самый простой, но наиболее перспективный путь развития. Сейчас здесь практически полностью отказались от непрофильной деятельности и сконцентрировались на выполнении программы государственного значения.

«Объемы производства у нас выросли по сравнению с прошлым годом в два раза, - говорит исполнительный директор Дальзавода Андрей Басаргин. - Конечно, успехи пришли не просто так. За два последних года мы провели масштабную реорганизацию производственных мощностей, приобрели новое оборудование, перепрофилировали некоторые цеха».

Возрождать судостроение на Дальзаводе начали в 2004 году. Спущенный со стапелей плашкоут «Путятин» стал первым судном, построенным здесь с 1984 года. Затем пошли и другие заказы. С декабря 2005 года построены три бота.

Сейчас на базе сухого дока № 2 планируется наладить серийное производство рыбодобывающего флота - СРТМов, а также специализированных судов для обеспечения работ по добыче полезных ископаемых на Дальневосточном шельфе. Интерес к этому проекту уже проявили южнокорейские бизнесмены. Одна из крупнейших мировых компаний в области судостроения и транспортных перевозок - компания STX (ее собственный флот насчитывает более 300 судов) готова выступить партнером Дальзавода. К слову, изначально корейцы рассматривали в качестве возможного варианта размещения новой современной верфи в Славянке, Находке. Но в итоге свой выбор остановили именно на Дальзаводе. Это еще одно заслуженное признание нашего предприятия.

«Мы проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что судостроение становится востребованным, поэтому нам необходимо занять эту нишу на рынке, - уверен исполнительный директор ОАО «ХК «Дальзавод». - На самоходные баржи, плашкоуты, паромы, катера, нефте- и мусоросборщики, небольшие сухогрузы, танкеры, понтоны все активнее начинает формироваться спрос со стороны судовладельцев и администраций прибрежных территорий Дальневосточного региона. Мы готовы рассмотреть взаимовыгодные варианты сотрудничества с рыболовецкими предприятиями».

Дальзавод сегодня располагает всеми видами производства, необходимого для постройки судов. Крановое оборудование и размеры пролетов позволяют изготавливать суда длиной до 180 м, шириной до 16 м. Блоки судна готовятся в цехах, а формирование корпуса судна с надстройкой и достроечные работы проводятся в доке. Далее судно выводится из дока и швартуется у набережной завода.

Сейчас предприятие прорабатывает возможность аренды плавдока № 194-М грузоподъемностью 35,6 тыс. тонн. Ранее он находился на Славянском судоремонтом заводе. Этот док уникален. Он был построен в Югославии специально для ремонта и докования ледоколов и транспортных судов. Появление нового дока позволит нам значительно увеличить объем выполняемых работ. Общий дедвейт доковых мощностей предприятия в ближайшее время будет самым большим на всем Дальнем Востоке. Помимо 194-го дока на Дальзаводе есть сухие доки № 2 и № 3 (максимальное водоизмещение докуемых суднов - 26 и 20 тыс. тонн соответственно) и плавдок дедвейтом 8, 5 тыс. тонн. Правда, на оборонном заводе № 30 в бухте Чажма есть док дедвейтом 80 тыс. тонн, но он по большей части простаивает. Номерное предприятие сегодня переживает не самые лучшие времена.

К слову, концентрация доковых мощностей различного назначения и грузоподъемности - шаг весьма смелый. Другие компании, желая минимизировать издержки, напротив, свои доки распродают. Буквально в прошлом году ВСРЗ и Первомайский СРЗ продали доки по 8,5 тыс. тонн за рубеж.

Работа руководителей Дальзавода над перспективными программами не прошла незамеченной. Наряду с НИИ «Берег», ФГУП ДВЗ «Звезда» и номерными заводами Минобороны старейшее предприятие отрасли вошло в состав Дальневосточного филиала ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Это в ближайшем будущем откроет перед Дальзаводом новые перспективы, связанные в том числе и с военным судостроением. В том, что гособоронзаказ предприятие может выполнить точно в срок, в Минобороне не сомневаются. Не случайно сегодня на ремонте в Дальзаводе стоит флагман ТОФ - ракетный крейсер «Варяг» и эсминец «Бурный». Также завод выиграл тендер на выполнение работ по линии Минобороны до 2009 года.

Автор: Страницу подготовил отдел спецпроектов «В»