Отец Елисей: Теорию Дарвина преподают по Ленину. Староверы Приморья собираются в общины

Уже давно никто с удивлением не смотрит на разноцветные прически молодежи, на пирсинг в ухе или пупке, на всевозможные тату, нередко превращающиеся в целые картины на человеческом теле. А вот рубаха, подпоясанная веревочным пояском, и длинная борода неопр

31 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2201 от 31 авг. 2007
b0848267dd7a09a20ea20817b3981fb2.jpg

Уже давно никто с удивлением не смотрит на разноцветные прически молодежи, на пирсинг в ухе или пупке, на всевозможные тату, нередко превращающиеся в целые картины на человеческом теле. А вот рубаха, подпоясанная веревочным пояском, и длинная борода неопределенной формы вызывают недоумение: «Старовер, что ли?». Да. В нашем крае, некогда заселявшемся староверами, их мало, но они есть. Недавно мне довелось побывать в немногочисленной Шкотовской общине, познакомиться с ее обитателями.

~~Справка «В»
Три века назад при переходе от Средневековья к Новому времени православная церковь России пережила жестокий кризис. Слово «раскол» определило с тех пор саму суть непримиримого русского характера. Староверов в дореволюционной России преследовали, называли диссидентами, инакомыслящими, раскольниками. Но в то же время писатель Василий Розанов сказал о староверах так: «Это последние верующие на земле. Это самые непоколебимые, самые полные из верующих. Это явление страшное, это явление грозное, удивительное явление нашей истории». К гонениям советской власти на Церковь старообрядцы были готовы как никто: в XVII веке шли за веру на костры, в XVIII - платили двойные налоги русским царям. Большевики преследовали их, как всех верующих, вернее, как всех, кому их убеждения были дороже жизни, но опыта борьбы за выживание и наследственной твердости у этих православных было больше. ~~

Все можно, но не все полезно

У иконома, то есть управляющего делами Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, замечательное имя - так и хочется сказать не протоиерей Елисей, а королевич Елисей.

Как и положено - борода. Трудно удержаться от вопроса: «Это по традиции?». Он спокойно объясняет: «Мы по заповедям Божиим живем, а потом уже и по традициям. О бороде сказано в Священном Писании: «…не взойдет пострицало на брады твоя», или, чтобы было понятно, - нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным. Бриться - значит не смиряться с волей Божьей, а ведь, читая каждый день «Отче наш», повторяем: «Да будет воля Твоя». Господь разделил людей на два чина - муж-чин и жен-чин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься». С этим разобрались, а веревочный поясок-то зачем? Все-таки странно он выглядит. «Он надевается при крещении, - отвечает отец Елисей, - и носится мужчинами постоянно. Есть повседневные и праздничные пояса. Детям, конечно, это не очень удобно, поэтому у каждого есть еще и нательные. А носим их с апостольских времен, когда те препоясывались (внутренне и внешне) и шли за Христом. Противоположное тому - состояние, когда человек внутренне, а затем и внешне «распоясывается».

Хотя староверы и разделяются между собой на поповцев и беспоповцев (говорят, что беспоповцы делают ставку на внешнюю сторону жизни), тем не менее все соблюдают некоторые правила, которые их от мирских людей отличают. Если у американских амишей (староверов-беспоповцев) я видела широкополые черные шляпы представителей сильного пола и синие чепчики девушек, то наши старообрядцы одевают слабый пол в длинные платья, замужних - обязательно в платки. При этом во многом приморцы живут обычной жизнью - и телевизоры у них есть, и компьютеры, и сотовые телефоны. Как же тогда от соблазнов уберечься? Объяснение звучит нормально, «педагогически» - мол, живем мы в реальном мире, нельзя на ТВ полное табу наложить, потому что «запретный плод» сладок, приучать детей нужно к тому, чтобы сами отказывались от дурного. «Все мне можно, но не все полезно, все мне можно, но ничто не должно обладать мной».

Конечно же, не могла я удержаться от вопроса, который не раз возникал при чтении книг о старой жизни: «Зачем посуду разбивать после того, как чужак из нее поел-попил?». Все оказалось просто и логично. В далекие времена смертоносные инфекции косили целые народы, пришелец вполне мог какую-нибудь заразу занести, способную всю общину уничтожить, вот и выбрасывали после захожих незнакомцев посуду. Нынче некоторые старики еще этого придерживаются, но такого церковного правила никогда не существовало.

Отец Елисей пришел к вере в зрелом возрасте. Институт культуры закончил, специальность режиссера получил. Все вроде обычно было, а душа почему-то металась. Лишь в 30 лет, осознанно придя в Старообрядчество, узнал историю своей семьи - оказалось, носителем старой веры была бабушка, которая, к сожалению, умерла молодой, оставив свою дочь Фотинию маленькой. Дед-маловер иконы убрал, времена ведь были в этом отношении суровые - сталинские. Поэтому искать истину внуку староверки было очень непросто. Лет 10 шли и сомнения, и разочарования. Однажды он нашел у Карла Маркса интересное признание: «Атеизм не есть истина, атеизм - это средство политической борьбы». Вот и встало все на свои места, остатки советского атеистического воспитания рухнули, началось богоискательство, приведшее его еще через 10 лет в веру своих отцов. Хотя в России существует более 2000 различных религиозных направлений, Старообрядчество отец Елисей считает самым верным.

Сейчас у него и жена верующая, что естественно, и шестеро детей так же воспитываются.

«Кормчая» – книга настольная


Есть в этой общине еще один удивительный человек. Внешне - ну просто выходец из старой жизни, хоть в кино снимай. С одной стороны, он - рыбак, обеспечивающий себя и мать за счет ловли разнорыбицы и медуз. Последнее, надо сказать, меня удивило - кому медузы нужны? Оказалось, их вполне официально заготавливают для вездесущих китайцев, считающих медуз продуктом деликатесным. С другой стороны - дьяк Александр является начетчиком и членом Канонической комиссии Старообрядческой Церкви, в которую со всей России входят шесть человек. Он феноменально образован, поэтому и называют Александра ходячей энциклопедией.

Вообще-то у него среднее специальное образование, получил в начале 1980-х профессию сварщика. Потом страна стала разваливаться. «Мне маленько повезло, - говорит Александр. - Легче пережил, как раз в это время я осознанно пришел к вере». На самом деле история была долгая и достаточно интересная. В детстве отец говорил сыну: «Тот, кто хотя бы 20 страниц Библии прочитает, с ума сойдет». Проверить хотелось. К тому же помнились слова матери, которая на вопрос маленького сынишки: «Бог есть?» - ответила: «Был такой хороший человек. Как Ленин». А тут товарищ по работе похвастался - мол, у меня Библия есть. Надо сказать, что пару десятилетий назад книга эта была редкостью, купить ее было практически невозможно. «Литр», - предложил Александр самую ходовую валюту и таким образом на неделю получил в свое распоряжение Библию. С отцом согласился сразу: «Первую страницу так и не смог одолеть, ясно, что с ума сойти можно». Однако жизнь распорядилась по-своему - как и многие, сидя у телевизора, он смотрел сеансы Кашпировского, после которых неожиданно стал страдать бессонницей. Перечитал все, что было в доме, вновь взял в руки Библию. И неожиданно увлекся. Говорит - тряхануло так, что буквально перерождение началось.

~~Справка «В»
Начетчиками у староверов называли грамотных людей, читавших и знавших богословские и церковные книги, умеющих полемизировать, отстаивать правоту своей веры. Большевики первого призыва этим же словом порицали своих товарищей, имея в виду, что они заучивают догматы марксизма-ленинизма, не вникая в их смысл. ~~

Сейчас дьяк Александр живет по заповедям, настольной его книгой стала «Кормчая», которую он не устает перечитывать и которую способен растолковать каждому, кто обратится к нему за разъяснениями. Кое-кто считает его белой вороной, ведь здоровый мужик, которому еще и 40 нет, не пьет, не курит, ведет здоровый образ жизни. Иногда окружающих это раздражает, у некоторых вызывает недоумение. Не привыкли люди мириться с тем, что не вписывается в привычные рамки. Вот и жену он пока не нашел, ведь нужна такая же «белая ворона».

«Я женился в 1990 году в Америке. После этого там остался, работал в местной школе инструктором. В 93-м году решился переехать из Аляски в Орегон - там работы больше и климат получше. Когда я приехал, то узнал, что бородатым в Америке не очень хорошо жить, потому что из-за имиджа люди боятся брать на работу людей с бородами. Шесть месяцев искал работу. Потом по слабости своей сбрил бороду и на следующий день нашел работу. И вот через несколько лет, в 1996-м, уже под влиянием владыки Сафрония, местного епископа и отца духовного, я решил отращивать бороду. Борода начала расти, недовольство на работе начало расти тоже, люди стали издеваться. Меня начальник подозвал, сказал: «У тебя результаты падают по продаже, давай сделаем так - или ты бороду подровняешь и можешь работать дальше, или же ищи другую работу». Ответил: «Я по своей вере не могу подравнивать бороду». И вот сейчас работаю на другом предприятии, где продаются машины. И, слава Богу, мною довольны». Николай Бобков, старовер из Америки.

Надо сказать, что у староверов (будь это в Приморье или в Америке) существует проблема браков. Не так уж много таких верующих, а создавать семьи с родственниками до восьмого колена запрещено. Американские староверы в таких случаях отсылают свою молодежь в другие штаты, наши пытаются найти пару среди верующих других конфессий, которых в конце концов перетягивают на свою сторону. Ну и атеист, если веру примет, может руку и сердце попросить, лишь бы в душе у него Бог поселился. «Если у человека нет духовных ценностей, уверена ли ты, что через несколько лет он не найдет другую?» - говорят старообрядцы девушкам на выданье. «Девицы у нас сохраняют чистоту, - рассказали мне. - И торопиться с замужеством мы им не советуем. Господь всегда даст человеку то, чего он искренне хочет».

Имени боярыни Морозовой

Желание познакомиться с приморскими старообрядцами возникло у меня после того, как получила информацию о летнем отдыхе их детей. Судя по наследникам отца Елисея, которых довелось увидеть, хорошие ребятишки растут, трудолюбивые, вежливые. Вот только не очень им просто в нашем жестоком мире, ведь в школе может оказаться лишь один ребенок-старовер. Поэтому собирают их уже второй год на летний отдых - чтобы пообщались, подружились, в вере своей укрепились. Правда, «лагерем» это называть не хотят - ассоциации странные возникают, называются они летним спортивным оздоровительным станом.

В этом году ребята в свободное время помогали расчищать церковный дом, в котором скоро будет открыта первая в старообрядческом мире церковь во имя боярыни Морозовой. Боярыня эта по живописному полотну большинству из нас знакома. Сурова она на картине, на нынешних старообрядцев не похожа. Но, думается, это только внешне, ведь этим людям до сих пор непросто приходится - разбросанные смутой ХХ века, они по-прежнему находят понимание далеко не у всех своих земляков.

Как в таких условиях воспитывать детей? «Сначала шуткой, - отвечает отец Елисей. - Читая с детьми Писание, обычно немного посмеиваюсь насчет происхождения человека от обезьяны. На самом деле Дарвин был глубоко верующим человеком, регентом католического костела, и теория его была впоследствии искажена марксистами. Дарвин считал, что «землей», из которой Бог создал человека, было некое животное, в частности обезьяна. Это уже потом Ленин убедил народ, что не Бог, а труд из обезьяны сделал человека. Но ДНК трудом изменить невозможно. В школе же ребятишкам приходится не свое мнение высказывать, а отвечать: «По мнению…». Так и мне в свое время приходилось научный атеизм сдавать - против своих убеждений не грешил».

По внешнему виду маленькие староверы мало чем отличаются от своих сверстников, но воля у них железная - даже малыши способны во время поста от предложенной конфеты отказаться. Правда, в подростковом возрасте с ними нередко возникают те же проблемы, что и в мирских семьях. Юношеский протест вполне естествен. Поэтому я спросила: «Если выросший ребенок уйдет в мир, семья от него откажется?». В ответ услышала: «Человек может отвернуться от солнца, но солнце никогда от него не отвернется. Родители никогда не откажутся от своего ребенка. Помните историю блудного сына? Когда он вернулся, отец выбежал навстречу, перстень на руку надел, праздник устроил. Любая христианская жизнь - это борение со страстями. Как на войне могут быть раненые и погибшие, так и в духовной жизни могут быть отходы от церкви и возвращения в ее лоно. И это естественно. Но мы уверены: древо, дающее добрый плод, не будет посечено».

* * *

Они не ведут активной агитации, не зазывают к себе, говорят: «Будет разрастаться община - хорошо, но на все воля Божья». Староверы в истории России - феномен поразительный. Они впечатляют преданностью вере, широтой расселения на земном шаре, сохранением древнерусской культуры и своего лица на протяжении нескольких столетий.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна