FESCO и ВМТП: «сделка века» по-приморски

На прошлой неделе произошло значимое для приморской экономики событие: транспортная группа FESCO и Владивостокский морской торговый порт заключили сделку, в результате которой FESCO станет собственником 100 процентов долей ООО «М-Порт», контролирующего се

29 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2199 от 29 авг. 2007

На прошлой неделе произошло значимое для приморской экономики событие: транспортная группа FESCO и Владивостокский морской торговый порт заключили сделку, в результате которой FESCO станет собственником 100 процентов долей ООО «М-Порт», контролирующего сегодня 95,2 процента акций ВМТП. Как воспринимать «сделку века» по-приморски? Передел рынка? Монополия рынка перевозок «от а до я»? Глобализация бизнеса, ведь FESCO давно переросло рамки пароходства, именуя себя не иначе как «транспортная группа»? Желание стать международной компанией, на что давно намекает англоязычное название? Случившееся «В» попросил прокомментировать независимого эксперта, директора консалтинговой компании «АЛЬПАРИ-Консалтинг», магистра менеджмента Феликса СТЕПАНЦА.

- На самом деле такое развитие событий назревало уже давно. Оно является логичным в рамках стратегии, реализуемой Транспортной группой FESCO. Судя по публикациям в СМИ, группа последовательно и настойчиво реализует свою стратегию, ориентированную на создание продукта, постоянно увеличивающего ценность для потребителя. Продукт компании достаточно прост - доставка грузов, но обеспечивающие его процессы и активы сложны.

Для того чтобы отвечать усложняющимся запросам потребителей продукта «доставка грузов», необходимо контролировать всю цепочку, которую можно условно описать: «Морской порт - судно - морской порт - ж/д или автотранспорт», где одним из ключевых звеньев является порт.

Иностранные порты десятилетиями работали по коммерческим принципам, стремясь создавать услуги, которые будут востребованы все более искушенными и требовательными потребителями. Российские порты имеют относительно кратковременную историю построения рыночных отношений с потребителями. Естественно, необходимы значительные усилия для выстраивания новых бизнес-процессов, модернизации (зачастую коренной) оборудования. Но так как порт – ключевое звено для транспортной группы таких масштабов, как FESCO, любые нарушения в работе ключевых звеньев или снижение выгоды (даже не по вине перевозчика) отразятся на дальнейших отношениях с потребителем. Тогда как для реализуемой стратегии важны долгосрочные отношения, что подтверждается перевозками запчастей для KIA и Hyunday.

Можно было анализировать ситуацию, используя множество цифр грузопотоков, но это в данном случае не так важно. Важнее действия, которые превращают Транспортную группу FESCO в уникальную транспортную компанию. И важнее приоритеты, которых придерживается компания. О них я уже сказал – создание более высокой ценности. Хотя если углубиться, то можно сказать и по-иному – достижение стандартов международной конкуренции в данном секторе экономики. И это более правильно. А за счет этого - создание базы для достижения более сильных конкурентных преимуществ на территории от АТР до Европы.

В чем же уникальность того, что создается? Поражает воображение глобальность замысла. И это соответствует последним тенденциям в мире бизнеса – укрупнение компаний, создание транснациональных компаний, глобализация бизнеса. При этом в полной мере используется уникальное положение России с точки зрения транспортных путей: наша страна - мост между Азией и Европой. И FESCO создает инфраструктуру, которая сможет использовать такое положение. Причем приобретение ВМТП – это не первый шаг к созданию мощнейшей транспортной компании. Уже обеспечен выход в Европу через Калининградский порт и порт Санкт-Петербурга (первый контейнерный терминал), выход на Черное море через Ильичевский порт. Во всех точках развивается бизнес, ориентированный на контейнерные перевозки. Именно они являются более доходным и более перспективным видом перевозок товаров, и все действия компании направлены на развитие этого направления. Конечно, не забываются и другие виды перевозок, но контейнерным отдается приоритет, что привело к созданию линий КНР - Россия и Корея - Россия, а сейчас осуществляются действия по увеличению грузооборота заменой судов на более вместительные.

Почему именно Владивостокский морской торговый порт? Потому что компания осуществляет вертикальную интеграцию, и Владивостокский порт, похоже, является последним (или наоборот – первым) звеном в транспортно-логистической цепочке компании. Именно с его включением в состав группы завершается создание основы будущей инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную доставку грузов из стран АТР в различные точки России и в Европу. Основой такой инфраструктуры должны стать международные стандарты и будущие преимущества в скорости обработки и перемещения грузов, безопасность перемещения грузов, стоимость (которая зависит от времени нахождения в порту и в пути). Теперь дело за инвестициями в модернизацию как бизнес-процессов, так и оборудования, строительство новых современных терминалов.

Одной из отличительных особенностей приобретения ВМТП является вопрос высвобождения необходимого капитала. Здесь компания пошла современным путем, используя для этого не кредитные ресурсы, а увеличение уставного капитала и средства акционеров (речь идет о недавней дополнительной эмиссии FESCO, в результате которой компания получила около 90 тыс. дохода. – Прим. ред). И в целом достаточно четко видна ориентация компании на инвестора-акционера. В компании применяются принципы корпоративного управления. Сайт компании содержит множество отчетов. Настораживает одно – большая часть отчетов и презентаций опубликована на английском языке. Не свидетельствует ли это об ориентации в первую очередь на иностранного потребителя?

В целом действия компании масштабны и требуют значительных ресурсов. Поэтому установление тесных взаимоотношений с акционерами, применение принципов корпоративного управления, обращение акций компании на биржевых площадках – все это будет способствовать дальнейшим привлечениям ресурсов. Но пока что идет начальный период укрупнения, период быстрых масштабных изменений. Наиболее серьезная задача возникнет позже, когда все активы необходимо будет связать в единую систему. Конечно, компанией наработан огромный опыт управления различными видами бизнеса. Но когда процесс проведения изменений закончится, тогда, возможно, возникнет необходимость совсем в другом стиле менеджмента. И, на мой взгляд, достаточно много оснований считать, что менеджмент компании справится.

Кроме того, базой для такого глобального бизнеса в первую очередь служат компании Владивостока, и значительная часть их деятельности ведется на территории Приморья. А это значит, что можно ожидать дальнейших положительных изменений экономики края.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна