Наш «Клавесин» сыграл на полюсе

Рассказывая о завершившейся в августе экспедиции «Арктика-2007», центральные СМИ главный упор сделали на громкую акцию вице-спикера Госдумы, заслуженного полярника Артура ЧИЛИНГАРОВА, который лично погрузился под лед Северного полюса, дабы установить на д

28 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2198 от 28 авг. 2007
391e7ec517b7a24ceba2d92e436cfd08.jpg

Рассказывая о завершившейся в августе экспедиции «Арктика-2007», центральные СМИ главный упор сделали на громкую акцию вице-спикера Госдумы, заслуженного полярника Артура ЧИЛИНГАРОВА, который лично погрузился под лед Северного полюса, дабы установить на дне Ледовитого океана российский триколор. Марш-бросок видного политика под лед на глубоководном аппарате «Мир» связан с обострившимися спорами о размежевании арктического шельфа между Россией, США, Канадой, Данией и Норвегией: под водами Арктики таятся нефть и газ. Чтобы предъявить в ООН обоснованные претензии на полюс и львиную долю арктического шельфа, Россия намерена доказать, что подводный хребет ЛОМОНОСОВА и поднятие МЕНДЕЛЕЕВА - продолжение именно российского, а не какого-нибудь еще берега.

Застолбить Арктику

Вместе с тем, триумфальное погружение Чилингарова, подобно аляскинским старателям попытавшегося застолбить полюс флажком, лишь парадная часть экспедиции на атомном ледоколе «Россия». Она имела и другое, ничуть не менее важное измерение, - научное. В экспедиции приняли участие владивостокцы - сотрудники Института проблем морских технологий (ИПМТ) ДВО РАН, которые впервые смогли совместно с представителями Минобороны РФ исследовать дно и водную среду на хребте Ломоносова с помощью автономного необитаемого подводного аппарата «Клавесин-1Р» (до последнего времени это название не «светили»), выполнив тем самым важное правительственное задание. Возможно, именно собранные «Клавесином» данные в будущем помогут России аргументированно расширить свои подводные границы.

Но если раздел Арктики - перспектива все-таки достаточно отдаленная, то проведенная «Клавесином» работа дает свои результаты уже сейчас. О них рассказали в пятницу на пресс-конференции во Владивостоке председатель Дальневосточного отделения РАН академик Валентин СЕРГИЕНКО, руководитель экспедиции Николай РЫЛОВ (завотделом, заместитель главного конструктора ИПМТ ДВО РАН), а также коллеги последнего по институту - участники арктического похода.

«Восхождение» на хребет Ломоносова

Одно из главных достоинств «Клавесина» (оснащенного навигационной системой, гидролокаторами бокового обзора, акустическим профиллографом, измерителем параметров среды, фототелевизионной системой и др.) - его автономность. Он не связан с судном обеспечения никакими «пуповинами» и вполне может насладиться конституционным правом свободы передвижения, непрерывно работая под водой в течение двух, а то и четырех суток. Элементы искусственного интеллекта страхуют аппарат от нежелательных эксцессов: он в состоянии самостоятельно принять решение и, к примеру, обойти препятствие. А гидроакустический канал позволяет оператору отдавать команды, получать информацию из пучины и видеть передвижения «Клавесина» в режиме реального времени. «Эта машина впитала в себя все лучшее, что было создано коллективом института за годы его работы. Сегодня аппарат, наверное, лучший в мире, - считает академик Сергиенко. - Он оснащен самым совершенным оборудованием и в то же время остается роботом, то есть при его работе ничья жизнь не подвергается опасности».

Самолетом «Клавесин» доставили в Мурманск, где погрузили на атомный ледокол «Россия». На его борту еще раз, пока американские самолеты-разведчики «Орион» старательно пытались разглядеть, что именно кроется под чехлом на вертолетной палубе, была проверена работа всех систем. А уже у полюса началась настоящая работа. В первый раз торпедообразное тело «Клавесина» провело под арктическим льдом семь часов, во второй - 21 час, почти сутки. Робот работал без сбоев, основные проблемы были связаны с дрейфом арктического льда.

- Этот район отличается пересеченным рельефом, глубина колебалась с 1300 до 1600 метров, - рассказывает Николай Рылов. - Мы провели гидролокационную съемку 50 квадратных километров площади, составив подробную карту этого района, определили особенности профиля дна и характер грунта.

Чистокровный россиянин


Сложно отделить чисто научное значение «Арктики-2007» от той большой политики, которая сегодня добралась до Северного Ледовитого океана. «Обстановка в мире такова, - говорит Валентин Сергиенко, - что любое значимое событие в России автоматически становится политическим». К тому же у разработанного специалистами ИПМТ аппарата есть еще одна уникальная особенность. В отличие от аналогичных зарубежных роботов, собранных из узлов разработки различных стран, наш «Клавесин» - в полном смысле слова российское детище. Более того - рожденное во Владивостоке. Можно сказать, что этот аппарат автономен дважды: в плане возможности самостоятельной работы под водой и с точки зрения независимости от иностранных достижений.

Теперь, после завершения арктической экспедиции, эффективность «Клавесина» не вызывает сомнений. «Его пока нет на рынке, он только что «со сковородки». Государственные испытания завершены всего несколько месяцев назад, и предстоит определенная доводка, - говорит академик Сергиенко. - Но мы готовы с использованием этой машины выполнять любые заказы на акватории Мирового океана». По словам Валентина Ивановича, мировой рынок услуг, которые в состоянии оказывать такие аппараты, оценивается в десятки миллиардов долларов. Роботы-«подводники» способны разыскивать утерянные объекты (например, упавший в море вертолет), проводить геологические и биологические исследования, определять характер грунта, что необходимо для нефтяной промышленности, инспектировать состояние проложенных под толщей воды коммуникаций. Кстати, во время арктической экспедиции, по словам ее участников, на борту «России» находился посол Украины в РФ и серьезно заинтересовался дальневосточным подводным роботом. А ведь рыночная стоимость подобных агрегатов составляет в среднем от 2 до 5 млн. долларов.

Уже будущим летом подводная техника, разработанная в ИПМТ, продолжит работы в Восточно-Сибирском море. Там обнаружены факелы метана, и теперь предстоит узнать, что за ними кроется, - возможно, месторождения углеводородов. Применение дальневосточным разработкам может найтись и в других точках - от Сахалина до Черноморья.

Испытания, пройденные «Клавесином» в Арктике, выпали на юбилейный для дальневосточной науки год. «Хороша ложка к обеду, - считает Валентин Сергиенко. - В октябре ДВО РАН будет отмечать 75-летие со дня создания на Дальнем Востоке первого академического учреждения. Институт проблем морских технологий тоже недавно отметил юбилей, и это замечательный подарок к нашему общему празднику».

Автор: Василий Авченко Олегович