«Юнона» и «Авось»: двести лет любви

Ровно 200 лет исполнилось истории романтической любви между русским графом, камергером его императорского величества Николаем Резановым и дочерью испанского губернатора колонии в Сан-Франциско Кончитой Аргуэлло.

28 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2198 от 28 авг. 2007
39457cb45600b2b0ec5a25ca023de2fc.jpg

Ровно 200 лет исполнилось истории романтической любви между русским графом, камергером его императорского величества Николаем Резановым и дочерью испанского губернатора колонии в Сан-Франциско Кончитой Аргуэлло.

Пересказывать историю нет смысла. Она известна всем благодаря опере Алексея Рыбникова на стихи Андрея Вознесенского. «Юнона» и «Авось» (так назывались два корабля под Андреевским флагом, которые пришли из города Ситка на островах русской Аляски в Калифорнию за запасом продовольствия для голодающего населения Русско-американской компании) - любимое уже четверть века миллионами наших соотечественников музыкальное произведение. Гораздо интереснее другое. Оказывается, в самих Соединенных Штатах есть люди, которые также помнят и чтят события 200-летней давности на берегу Тихого океана: пылкую любовь юной испанской девушки Кончиты и уже зрелого графа Николая Петровича, отправленного Александром I с инспекцией на край света. И даже рассказывают неизвестные у нас детали. Это либо россияне, либо испаноговорящие американцы.


Несколько лет назад журналисту «В» довелось побывать в форте Пресидио, который с 1776 года открыл испанскую экспансию в Калифорнии. Сейчас Пресидио является национальным парком США, здесь каждый день полно туристов из различных стран.

Застолбившись именно на берегу залива Святого Франциска, испанцы не хотели воевать с могучей Россией, которая в то время активно осваивала северо-восток американского континента. Поэтому отношение к русским было самым почтительным и уважительным. Естественно, когда в залив зашли «Юнона» и «Авось», местный губернатор пригласил к себе графа Резанова и командиров кораблей.

В его доме внутри форта и состоялась встреча Кончиты и Николая Петровича летним днем в начале девятнадцатого века (само здание не сохранилось, а вот место особо почитаемо в Пресидио). Вспыхнула любовь. Удивительный факт – Резанов не говорил по-испански, но владел немецким и английским. Кончита не знала русского языка. Переводчиком между ними выступал доктор форта, немец по национальности. К сожалению, его имя не сохранилось. Так же, как и имя испанского священника, который тайно обвенчал влюбленных. Настолько тайно, что даже отец Кончиты узнал об этом только после отбытия в августе 1807 года Резанова из Сан-Франциско обратно в Ситку.

Во время Мексиканской войны форт Пресидио был захвачен американскими войсками и переименован в Сан-Франциско. К тому времени Кончита уже жила в монастыре. Покинуть мирскую жизнь ее заставило известие из России. Граф Резанов не сумел добиться разрешения на брак с католичкой, поэтому отправился через Дальний Восток и Сибирь в Санкт-Петербург на встречу с императором России. Однако в пути простудился и умер под Красноярском. Кончиту похоронили в пригороде Сан-Франциско. Она 35 лет ждала своего любимого.

Автор: Николай Кутенких Николаевич