Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Ситуация

Штиль «Ураганного». Будущее собственного добывающего флота в Приморье более чем туманно

Больше года назад рыбацкое Приморье только и обсуждало широко разрекламированный краевой администрацией проект по строительству собственного добывающего флота. Судно сейчас, что называется, на воде, однако о судьбе «Ураганного» с прошлого лета ни слуху ни
Штиль «Ураганного». Будущее собственного добывающего флота в Приморье более чем туманно

Больше года назад рыбацкое Приморье только и обсуждало широко разрекламированный краевой администрацией проект по строительству собственного добывающего флота. Судно сейчас, что называется, на воде, однако о судьбе «Ураганного» с прошлого лета ни слуху ни духу. В свое время репортеры «В» успели побывать на новейшем в рыболовецком флоте Приморья маломерном судне.

То, что рыболовецкий флот в морском крае морально и физически изношен, не является секретом. Восстановить былую славу рыбаков Приморья, которые добывали и перерабатывали в годы советской власти до четверти всех уловов (это и сейчас наблюдается, ведь сокращение произошло по всей стране), является делом чести. Предприятия вынуждены отправлять в море суда 20- и 30-летней давности. Как отметил нынешней весной президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья Георгий Мартынов, последним новостроем во всем регионе стал БАТМ «Бухта Преображение» у Преображенской базы тралового флота в начале нынешнего века. Возрождать мало- и среднетоннажный флот стали с наиболее перспективного проекта «РС-450» (в который внесли немало улучшений с учетом тихоокеанской специфики). Краевая администрация взяла на себя функции «толкача». Выстроилась схема: заказчик - посредник (финансист) - производитель. В итоге был создан наиболее оптимальный вариант среди судостроителей и гарантов дорогого заказа. Это рыболовецкий колхоз «Моряк-Рыболов» - Дальневосточная судостроительная лизинговая компания - ФГУП «Дальневосточный завод «Звезда».

«Звезда» взялась за пилотное исполнение проекта.

Как в свое время рассказал «В» советник губернатора Борис Перминов, первоначально планировалось построить 12 «РС-450». Помимо «Звезды» за выполнение задачи могли бы взяться Дальзавод, Восточная верфь и судоремонтный завод в Славянке. В перспективе планировалось спустить на воду до полусотни современных сейнеров.

~~Справка «В»
Сейнер (длина 27,5 метра, ширина 6 метров) имеет скорость 10 узлов и предназначен для продолжительного автономного плавания, с хорошей устойчивостью и прекрасными мореходными качествами. Оснащено современной силовой установкой, навигационными и радиоэлектронными приборами, вооружено промысловым оборудованием и холодильными камерами для хранения улова. Предназначен для лова по квотам разнорыбицы в приморской прибрежной подзоне – минтая, сельди, трески, камбалы, кукумарии и других видов. Экипаж - восемь человек. Срок окупаемости не превышает четырех лет. ~~

Шампанским о борт «разбили» гидравлику

После торжественного спуска на воду и разбитой о борт бутылки шампанского начались промысловые испытания. И дальше этого дело не пошло. Сейчас «Ураганный» и вовсе стоит у глубоководного причала судоремонтного оборонного завода «Звезда» в Большом Камне. Вот что рассказал «В» председатель наблюдательного совета ОАО «Рыболовецкий колхоз «Моряк-Рыболов» Денис Кондратюк:

- За прошедший год предприятие шесть (!) раз отправляло судно в Японское море. И каждый раз рыбаки сталкивались с непреодолимым препятствием - не работала промысловая гидравлика. Скорее всего вся система была изначально неправильно спроектирована. Завод «Звезда» после каждого нашего выхода в море занимался доработкой, исправлениями, ремонтом. Менялись опоры, рычаги, сама гидравлическая схема. Мы направляли на судно самых опытных специалистов, меняли экипажи, капитанов, старших механиков, тралмастеров. Но воз, то есть рыболовный сейнер, и нынче там - у причальной стенки в Большом Камне. В таком виде он для рыбалки, в том числе и прибрежной, не годится вовсе. Наши экипажи намного эффективнее работают на судах «РС-300», которым уже под 30 лет.

- За все прошедшее время колхоз терпит только убытки, - продолжил свой печальный рассказ Денис Олегович. - 328 тысяч долларов США уже заплачено к августу лизинговой компании в виде ежемесячных лизинговых платежей. Еще порядка 200 тысяч потрачено на расходы по заработной плате членам экипажа, заправку топливом, водой и многие другие расходы. Больше полумиллиона американских долларов предприятию пришлось изъять из своего бюджета. Представьте, в каких условиях находится сам колхоз, а ведь мы еще и в рамках градообразующего статуса поддерживаем поселок. Сейчас придется возвращать потерянные деньги через судебные инстанции.

«Ураганный» нам в настоящее время не принадлежит, поскольку гарантийные сроки завершились. А судно так и не стало рыболовным.

Как вы судно назовете…

Все верно. Колхоз «Моряк-Рыболов» от него окончательно (или нет? - Прим. авт.) отказался. Теперь «Ураганный» является собственностью Дальневосточной судостроительной лизинговой компании. Попробуем прояснить ситуацию у ее генерального директора Владимира Антонова.

- Само судно обладает самыми высокими мореходными качествами. Ходовые испытания, в том числе и в непогоду, являются тому подтверждением. То есть к системам управления, навигации, радиослужбы, механической претензий нет. «Звезда» с необычным для оборонного предприятия заданием (занимающегося по основному профилю ремонтом атомных ракетоносных подводных лодок) справилась прекрасно. Претензии возникли только по промысловому оборудованию. Уже год завод доводит на «Ураганном» до ума всю гидравлику за свой счет. Попутно также за свой счет улучшили от заданного проекта жилищные условия для экипажа и обзор видимости на мостике.

По договору реализация всего строительства и проектной подготовки лежала на большекаменцах. Система гидравлики была переложена на контрагента. Уже те (не дальневосточные) проектировщики пытались перепланировать. Но, как видим, успеха это не имело.

Поэтому сейчас мы владеем регистрационными документами. И после доводки судна отправим его в дальнее плавание. Имя будущего владельца вам сейчас назвать не могу.

Если вы хотите узнать, кто «Ураганный» доведет до промысла, то… первоначально это будет «Звезда». А потом - трудно сказать.

- Владимир Олегович, вам трудно назвать сумму уже нынешних потерь по «Ураганному»?

- Да, трудно. Но по проекту его себестоимость в пределах 1.700-800 тысяч долларов США.

- Предскажите судьбу «Ураганного».

- Мы сейчас вынуждены платить по банковским кредитам. Это немалая сумма.

Но поверьте, что при всех раскладах строительство такого сейнера является выгодным бизнесом. Даже на дальневосточных верфях его стоимость укладывается в 1 миллион 700 или 800 тысяч долларов США. В Николаеве на Украине такой проект стоит значительно дороже. Плюс перегон на Дальний Восток. У нас подобный новострой значительно дешевле. Надо лишь поставить на поток строительство судов такого класса.

Но какого здравомыслящего рыбака устроит год ожидания?

Что день грядущий нам готовит

В скором времени состоится совещание по проблемам и дальнейшей перспективе «Ураганного». Все заинтересованные стороны должны собраться на территории завода «Звезда».

Интересно, а как относятся к проекту и незавидной участи «Ураганного» в Ассоциации рыбопромышленных предприятий Приморья? В пресс-службе ответили, что «на сегодняшний день АРПП не имеет никакого отношения к судьбе судна «Ураганный». Наша миссия заключалась в том, чтобы выбрать из предложенных проектов судов тот, который по всем параметрам подходил бы для ведения промысла в подзоне Приморья. И АРПП сделала свое дело.

Проект был выбран, он соответствовал всем нужным критериям».

А что же в администрации Приморского края? Сейчас здесь активно обсуждают уже новую и более дорогостоящую «игрушку». Вот пресс-релиз краевой администрации: «В Приморском крае продолжается процесс создания Дальневосточного центра судостроения и судоремонта. В состав дальневосточного субхолдинга Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) вошли ряд предприятий Приморья, в том числе завод «Звезда», Дальзавод, 178-й, 92-й и 30-й судоремонтные заводы, а также НПО «Берег». ОСК и региональные субхолдинги будут решать задачи государственной важности, связанные с сохранением и развитием научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса, концентрацией интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей для ВМФ, а также внедрением новых технологий и разработок в гражданском и военном судостроении. Создание на Дальнем Востоке единого центра по управлению судостроительными и судоремонтными предприятиями позволит выработать эффективную стратегию развития отдельных предприятий и отрасли в целом».

Любая дальняя дорога начинается с первого шага. Споткнулись в малом, не упадем ли в большом?

Автор : Николай Кутенких Николаевич

comments powered by Disqus
В этом номере:
26 августа – День Шахтера
26 августа – День Шахтера

«В Приморском крае всегда уважали тех, кто связал свою жизнь с нелегким шахтерским трудом, требующим не только знаний и опыта, но и мужества, человеческой надежности, стойкости и преданности профессии...»

Партийный передел. Коммунисты уходят в «Справедливую Россию»

То, что происходит сейчас в российской компартии, очень напоминает начало распада КПСС. Тогда, в конце 80-х, все началось с утраты лидерами доверия народа, а затем и самих коммунистов...

Бананы и мишки не перейдут границу. Так решили сами китайцы
Бананы и мишки не перейдут границу. Так решили сами китайцы

Детские игрушки и фрукты из Китая временно не выездные. Это сообщение стало известно российским туристам 21 августа этого года уже на самой границе. Несмотря на то, что группы по безвизовому обмену между Россией и Китаем не были заранее информированы, там

Лицензирование строительства продлено

Депутаты Государственной думы одобрили своим решением законопроект, продлевающий на год – до 1 июля 2008 года – действие системы лицензирования строительства. Собственно говоря, это было ожидаемо...

Билеты на поезд падают в цене

С 1 сентября стоимость проезда в поездах дальнего следования обойдется в среднем на 22 процента дешевле. Индексация цен на билеты осуществляется по гибкому графику, который был разработан в соответствии с решением Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Росси

Последние номера