Монитора негасимый свет. Опасен ли компьютер для детей?

Вопреки Маяковскому современный «хороший мальчик», едва встав на ноги, уж не в книгу тычет пальчик, а в клавиатуру компьютера. Осваивает машину стремительно и виртуозно. Она для ребенка - такой же непременный элемент пейзажа и бытия, как мама, небо, песоч

24 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2197 от 24 авг. 2007
aae80282728617d608830aaffcbf24a3.jpg


Вопреки Маяковскому современный «хороший мальчик», едва встав на ноги, уж не в книгу тычет пальчик, а в клавиатуру компьютера. Осваивает машину стремительно и виртуозно. Она для ребенка - такой же непременный элемент пейзажа и бытия, как мама, небо, песочница, собачка, телефон. Компьютер теперь с человечеством по жизни, потому мы убеждены: он должен входить в наши ткани, клетки, гены где-то примерно с молоком матери. Как электричество.

Однако исследования психологов показывают: компьютерные игрушки могут быть опасны для эмоциональной сферы ребенка! Чем опасны и как уменьшить их отрицательное воздействие, рассказывает Светлана Клименко, психолог Союза психологов и психотерапевтов Владивостока.

- Мы дали задание детям младшего школьного возраста написать небольшое сочинение «Мне приснился компьютерный сон». Ребят условно разделили на две группы: те, кто часто и подолгу играет в компьютерные игры, и дети, которые садятся к монитору довольно редко. Анализ текстов навел на серьезные размышления.

Внутренний мир играющих и неиграющих детей оказался существенно разным. Например, эмоциональный фон. У детей, играющих в компьютерные игры, в сочинении значительно больше слов, связанных с эмоциональным состоянием: испуг, страх, ужас и другие синонимы, радость, восторг, смерть и ее синонимы, описания сцен убийств, цветовые описания, описание трудностей в преодолении препятствий, причем всюду прилагательные используются в превосходной степени. Как правило, сказки у этих детей заканчивались словами: «Мне приснился ужасный сон», «Я бы еще посмотрел такой сон», «Прозвенел чертов будильник, и я проснулась», «Он открыл глаза и обрадовался, что это был всего лишь сон».

В сказках-снах детей, не играющих в компьютерные игры, мало слов, передающих эмоциональное состояние, эти сказки похожи на мечты, они более «моральны» и «нравственны» (там встречаются понятия «честно-нечестно», «стыдно», «больше не буду делать» и т. д.). При этом сюжеты намного разнообразнее, чем у детей играющих, а сцены смерти описаны по типу «дракон заревел и исчез». Дети после сна «просыпаются» со спокойной радостью, их встречают или будят улыбающиеся мамы, они им рассказывают о своем «удивительном» сне.

Пространство, в котором происходит действие, у детей не играющих - почти всегда открытое. У играющих - это комната, туннель, гроб, дворец, лабиринт, стеклянный ящик, орбитальная станция, отсек, вентиляция. Плюс к тому всякие визуальные эффекты и чудеса: «Стеклянный ящик, в котором потолок и стены начали двигаться», «Все вокруг двигалось, как в квадрате, все не такое, как в лесу».

Любопытно, что у играющих детей меняется мотивация к действиям: они готовы что-то делать по принципу «мне надо, мне поручили», тогда как не играющие побуждаются так - «я хочу, я решил делать». Чувствуете разницу? Дети не играющие ориентированы на источник мотивации внутри себя, а играющие - во внешнем мире.

В сказках играющих ребят нередко действовали и влияли на поведение героя некие неопределенные персонажи: «…Но тут опять появилось препятствие. Кто-то кидает мечи, целясь в Альфу. Но Альфа с кем-то все-таки дралась, неизвестно с кем…». При этом сюжеты были похожи на настоящие боевики!

Вывод неутешителен: если ребенок часто и подолгу играет в компьютерные игры с элементами насилия, уровень его агрессивности растет. И это хорошо доказанный факт.

- Светлана, конечно, повышенная агрессивность - это плохо, но чем плохи яркие эмоции для ребенка?

- Опасность в том, что яркий, живой, захватывающий мир, бурные эмоции присутствуют у ребенка лишь там, в глубине экрана монитора. Там он супергерой, там у него неограниченные силы и возможности. Он часами сидит у компьютера, проживает массу фантастических событий. А оторвавшись, на контрасте сталкивается с унылой, обыденной реальностью. Но унылой и обыденной - если взрослые не предложили ему альтернативу, если ребенок сам не успел узнать и организовать себе другую жизнь. В которой был бы спорт с победами, трудными, но реальными, настоящими, вызывающими бурю чувств. Были бы общение с друзьями, музыка, увлечение техникой, историей или геологией, поход с отцом на рыбалку, игры. А со всем этим и эмоции - живые, а не «поролоновые».

- Рецепт «отрывания от компьютера» понятен…

- Да, не более 40 минут компьютерных игр в день даже для подростков, а дальше - организация жизни, которая была бы наполнена увлечениями. Еще важно ребенка научить самому останавливаться, выработать осознанную позицию.

- Как? Ведь игрушки влекут как магнит.

- Все той же достойной альтернативой. Кроме того, не забывайте хвалить ребенка, чтоб он здесь, в реальной жизни, чувствовал себя почти героем. Неуспешный, часто критикуемый ребенок уйдет в компьютерный мир с головой - уж там-то он победитель! Можно мягко и осторожно снизить ценность «стрелялок» и «лабиринтов»: сначала оценив «победы», спросить - и что ты нового узнал сегодня?

Кстати, пересиживание за компьютером влечет еще один минус: ребенок не развивается физически, более того, тело разрушается, теряется здоровье. Страдают зрение, позвоночник, внутренние органы. Предложите ребенку: «Посмотри в зеркало - какие красные у тебя стали глаза. Давай я тебя сфотографирую - каким крючком ты сидишь!».

~~Кстати
Профессия программиста, специалиста информационных технологий давно стала массовой и успешной. Но хорошо, если выбор этот осознанный и человек понимает, ЧТО он приобретет, а что может потерять, выбрав деловым партнером и лучшим другом на всю жизнь компьютер. Реальность такова, что человек, работающий в области информационных технологий, становится частью машины. Психологи отмечают: такие специалисты нередко дисгармоничны с реальной жизнью. Так же, как люди, часами сидящие в форумах и чатах. Далеко не все могут легко переключаться с виртуальной волны на живые отношения с людьми, друзьями, любимыми.

Порой это те самые чудики, которые, даже выйдя из офиса, мысленно остались там, в мире программ. Среди них – немало таких, кто не смог сложить партнерские отношения, у кого появляются проблемы в сексуальной сфере. Причина – дисбаланс сфер мыслей, чувств и тела: в работе востребован мозг, а чувства – не слишком, и на развитие тела совсем не остается ни сил, ни времени…

Выход из ситуации в том, чтобы внести больше гармонии в свою жизнь, реальных чувств и событий.~~

Автор: Марина Ивлева Сергеевна