Летний сезон «по-стахановски»: пенсионеров кормят дачи и лес

В воскресенье торговля у Петра Васильевича пошла бойко. Яблоки и груши, привезенные на самостийно приткнувшийся около Луговского рынка торговый пятачок, успел продать до обеда. Покупатели сразу видят, что фрукты – местные, не китайские, и с охотой разбира

21 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2194 от 21 авг. 2007
101d74c7c77b265d29d4778973f51559.jpg

В воскресенье торговля у Петра Васильевича пошла бойко. Яблоки и груши, привезенные на самостийно приткнувшийся около Луговского рынка торговый пятачок, успел продать до обеда. Покупатели сразу видят, что фрукты – местные, не китайские, и с охотой разбирают. К тому же пенсионер цену не загибает (75 рублей за ведерко слив – разве много?). Не привык. А вот жена вообще наотрез отказывается ехать торговать, стесняется.

- Она больше на земле любит работать, - рассказывает пенсионер. - У нас дача в районе Вольно-Надеждинского, давно уже. Многие соседи побросали свои участки: не менее 70 из 200 в товариществе зарастает бурьяном, хозяева давно не появляются. Нас во многом спасло то, что есть машина – старенькие «Жигули». Когда-то я сам переделал ее, чтобы заправлять 76-м бензином – он дешевле, чем другие марки. Но все равно дорого. Вот и выхожу поторговать, чтобы на бензин заработать. Ведь пенсия, хоть и старпомом был, всего четыре тысячи. А затрат требует даже сама дача. Землю вот приватизировали и домик официально оформили, теперь, наверное, налог с нас будут брать.

Рядом с Петром Васильевичем местечко заняла Татьяна Константиновна, выложила кучки огурцов на хлипкие ящики. Урожай тоже с садового участка. Говорит, раз в неделю выходит поторговать, не чаще. Деньги отдает дочери, с которой вместе живет и на шее которой не хочет сидеть при своей мизерной пенсии.

Здесь же, на Луговой, познакомились с пенсионеркой с Угольной, которая возит огородную продукцию на электричке. Валентину Павловну можно назвать заправской коммерсанткой, потому что она специально изучает рынок, старается вырастить что-то «эдакое», чего у других нет, и этим привлечь покупателей.

- Просто на морковке да на огурцах заработать хорошую прибавку к пенсии не получится, - откровенничает Валентина Павловна. – Деньги никогда не даются просто так. Для этого нужно ого-го сколько сил приложить, да и творчество проявить. Конкурентов полно кругом. Куда нам тягаться с фермерами, у которых машины и продукции немерено. Я уж не говорю о перекупщиках.

- А не гоняют вас с этого бойкого места? Тут ремонт кругом идет…

- Как же не гоняют, гоняют. Но не столько потому, что ремонт, просто если на полметра дальше отодвинуться от трамвайных путей, то там уже вьетнамский рынок. Во всяком случае, его хозяин – вьетнамец. Он парень хороший, но может «попросить». Вот и вынуждены «под самыми трамваями» торговать. Радовались, когда китайцев убирали с рынков, надеялись, что нам теперь будет больше места, но куда там. И сейчас со своими цветами и зеленью приткнуться негде.

- А в крытый рынок почему не идете, ведь там для пенсионеров специально выделены места?

- Туда покупатели сейчас даже не заходят, какая же будет торговля? Вот зимой – другое дело.

…Сегодня на сельскохозяйственном рынке торгующие «мелочевкой» с дачи-огорода бабушки и дедушки погоды не сделают. Это понятно. На Спортивной, да и на той же Луговой выстраиваются целые ряды машин со свежей продукцией из районов края, и у жителей микрорайона есть выбор – покупать овощи китайские или выращенные местными фермерами. Но дело-то в том, что такая торговля «сделает погоду» для самих пенсионеров, поскольку может дать хорошую прибавку к их «смешным» доходам. Особенно в разгар дачного сезона. Пенсии растут черепашьими темпами и не то что не догоняют инфляцию, но еле-еле обеспечивают пожилым людям прожиточный минимум. Если пенсионер вынужден жить лишь на пенсию, то он просто нищенствует.

Могут ли дачники «встать» на удобном для них рынке – недалеко от дома или от станции электрички, на которой они приезжают в город? Где конкретно пенсионерам предлагают торговать - в оживленном месте или «у черта на куличках», куда покупатели не заглядывают? На каких условиях? Обеспокоиться этими вопросами нужно всем: начиная с городского управления торговли и руководства рынков и заканчивая сотрудниками социальных служб, которые обязаны помогать пожилым людям. Кто сказал, что такая помощь должна выражаться непременно в виде каких-то субсидий или подарков к праздникам? Содействие пенсионерам в том, чтобы они могли сами зарабатывать, может быть даже более действенным. В конце концов есть общественные организации, например, советы ветеранов, которые тоже могли бы принять участие в этой работе. Прийти на рынки, посмотреть, как там встречают дачников, предоставляются ли им места для торговли, закрепить ответственных за торговыми сельскохозяйственными зонами города. И постоянно бывать там.

Торговля – дело серьезное. Пенсионеры, может быть, и не знают такого слова, как «маркетинг», но они руководствуются своим жизненным опытом и знают, где стоит торговать, а где не стоит, потому что будешь только время зря терять. Спасибо руководителям Луговского рынка за то, что закрепили целый торговый ряд за пенсионерами. Наверняка эти места со временем будут востребованы. Когда сами дачники привыкнут к новому месту, когда покупатели будут знать, где искать знакомых бабушек и дедушек, у которых они привыкли покупать ягоды или помидорчики-огурчики. Ведь для покупателей это тоже серьезная проблема: как отличить перекупщика, торгующего сельскохозяйственной продукцией пусть с приморских полей, но обрабатываемых по китайским технологиям, от истинного фермера и тем более от дачника, не применяющего на своих грядках химикаты. Часто, покупая пучок укропа, очень сильно сомневаешься, а кто его вырастил и где. Многие из нас давно пришли к выводу: самое надежное для здоровья – делать покупки как раз у таких вот бабушек и дедушек, которые привыкли обрабатывать землю пусть по старинке, но зато с любовью.

Так что интересы у продавцов и покупателей совпадают: одним нужно продать излишки, чтобы получить хотя бы небольшую прибавку к пенсии, а другие хотят обеспечить семью чистой (как принято теперь говорить – органической) огородной продукцией. Нужно помочь и тем, и другим.

Автор: Надежда БРАЖИНА