Двойное гражданство Ханки

Ханкайский форум российско-китайского сотрудничества проводится на китайской стороне Ханки (по-китайски озеро называется Синкай), в окрестностях города Цзиси. Это не разовое мероприятие. В начале августа форум состоялся уже в третий раз, и, судя по всему,

17 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2193 от 17 авг. 2007
5024aa3f81b3dd6fd9bb6602e5eb8a3e.jpg

Ханкайский форум российско-китайского сотрудничества проводится на китайской стороне Ханки (по-китайски озеро называется Синкай), в окрестностях города Цзиси. Это не разовое мероприятие. В начале августа форум состоялся уже в третий раз, и, судя по всему, он становится традиционным. У этого делового мероприятия уже есть свой бренд, лидеры, постоянные участники, своя история.

~~Справка «В»
Город Цзиси расположен на северо-востоке провинции Хэйлунцзян и включает в себя уезды Мишань, Хулинь, Цзидун, шесть районов и 459 деревень. Общее население – примерно 2 миллиона человек.

В Цзиси находятся угольные шахты – одни из самых крупных в Китае, а по запасам графита эти места занимают первое место в Азии. В городе создана мощная база промышленности, в том числе работает один из самых крупных в Китае заводов по производству горнодобывающей техники. Спросом пользуется рис, выращенный около озера Ханка, широко расходятся биологически активные добавки.

Граница Цзиси с Россией протянулась на 641 километр. Открыты два погранперехода: Хулинь (Марково, Лесозаводский район) и Мишань (Турий Рог, Ханкайский район). Созданы совместные российско-китайские оптовые рынки и торговые базы. ~~

По ту сторону

Один из китайцев на форуме пошутил: «Рыба в озере Синкай имеет двойное гражданство: в ваших водах - российское, переплывет на нашу сторону - уже китайское».

Да ведь и сама Ханка имеет такое же двойное гражданство. Интересно было посмотреть, как выглядят знакомые берега с другой, уже зарубежной стороны. Оказалось, гораздо цивилизованнее, чем с нашей. Красивая набережная, освещаемая вечером, «одета» в натуральный камень. В выходные тут много купающихся. У озера есть даже свой музей, в котором представлена его богатая история.

Однако на этот раз программа поездки приморской делегации по ту сторону Ханки не ограничивалась лишь деловой частью. Сроки большого ханкайского сбора специально были совмещены с празднованием 50-летия Цзиси и проходящей в городе Неделей российско-китайской культуры. На грандиозном празднике гости из соседнего Приморья и других городов России были самыми почетными. А наши творческие коллективы и спортсмены приняли участие в концертах и спортивных соревнованиях.

- Ничто так не сближает народы и не уменьшает напряженность в их взаимоотношениях, как культура, спорт, общение на житейском уровне. Это как раз то, что называется «кросскультурными коммуникациями», - прокомментировал заместитель председателя Приморской торгово-промышленной палаты Владимир Денисов. - Хозяева сполна учли этот момент.

На международном автобусе – по грунтовке

На этот раз форум был посвящен развитию российско-китайского сотрудничества в трех конкретных областях: транспорте, науке и технике.

Чтобы прочувствовать, почему китайцы постоянно поднимают больной вопрос развития транспортной инфраструктуры, стоит один раз проехать от Камень-Рыболова до границы по грунтовке и дождаться своей очереди на погранпереходе «Турий Рог», который имеет очень низкую пропускную способность. Очередь возникает, если встречаются хотя бы два автобуса - с российской и китайской сторон. Понятно, что автопереход при увеличении пассажиро- и грузопотока сразу же «захлебнется». Второй автопереход - «Марково» - после атипичной пневмонии и вовсе закрыт для пассажиров, там пропускают только грузы. Мэр Цзиси Ван Чжаоли отметил, что это сдерживает развитие сотрудничества между китайским городом и Приморьем, и выразил надежду, что погранпереходы с российской стороны тоже будут расширены и обустроены, как это сделали уже они сами.

Китайцы активно добиваются начала строительства железной дороги Мишань - Турий Рог и разрешения других «забуксовавших» вопросов. Они не скрывают своей острой заинтересованности в том, чтобы получить удобный выход к морским портам и отладить отправку грузов в другие страны транзитом через Приморье. Цзиси строит большие планы. В частности, готов к тому, чтобы развивать международную логистику, создать у себя большой логистический центр.

~~Справка «В»
С весны нынешнего года по маршруту Уссурийск - Цзиси начал ходить рейсовый автобус. Выполняется он каждый день, кроме воскресенья. На маршруте работают «Приморавтотранс» и одна из китайских транспортных компаний.

Билеты на автобус можно купить на автовокзале в Уссурийске, а также забронировать во Владивостоке в компании «Приморавтотранс». Стоимость проезда для членов туристических групп - 740 рублей, для пассажиров с открытой визой - 1230 рублей. Автобус отходит в 9.00 и прибывает в Цзиси в 14.15 по китайскому времени. Таково плановое время, с учетом задержки на погранпереходе вы можете приехать и гораздо позже. ~~

Поможем соседям догнать южные провинции?

Надо признать, что когда от китайцев слышишь о каких-то грандиозных планах, то не сомневаешься - они их непременно выполнят. И если сейчас стоит задача поднять северо-восток страны, подтянуть его до уровня южных провинций, то понимаешь: так оно и будет. Казалось бы, территориально наши цели совпадают. Перед Россией тоже стоит задача развивать Дальний Восток. Поможем друг другу?

Но почему-то кажется, что мы не успеем оглянуться, как соседние китайские провинции очень быстро уйдут вперед. Используя, в частности, наши же научные достижения и технологические разработки. Выступающие на форуме представители китайских правительственных кругов прямо говорили: «Мы должны оценить научный потенциал России, привлечь первоклассные научные умы, повысить оплату труда приглашаемых из России специалистов и научных работников, лучше заботиться о них». Высказывалась также мысль о том, что необходимо увеличить число студентов, направляемых в Россию учиться. И не только русскому языку, но и конкретным специальностям, особенно связанным с наукой и техникой. На сегодня в Китае трудно найти специалистов, хорошо знающих и русский язык, и свою какую-то узкую область.

Для Цзиси, экономика которого до сих пор в большей степени была сориентирована на разработку сырьевых ресурсов, очень актуальны привлечение научных умов, подготовка специалистов по новым направлениям.

Слушая выступающих о реализации в Китае государственной программы по переориентации «сырьевой» экономики, приморские делегаты невольно ловили себя на мысли о судьбе наших некогда шахтерских городов. Если и была программа перевода их экономики на другие рельсы, то, увы, слишком хилая и не стала для них спасением.

Город Цзиси - пока еще шахтерский, но активно «прощупывает», какие эффективные наработки может у себя применить. Для этого на форум были приглашены с презентациями своих проектов приморцы, москвичи, украинцы, белорусы. Выступающие из России, кстати, поддержали мысль о том, что у нас предостаточно новых технологий, которые могут быть доведены «до ума» в Китае и эффективно тут использоваться. Ученый из Москвы предложил по примеру Германии создать на территории КНР бизнес-инкубаторы, где бы велась такая работа.

Хорошо, что у нас есть чем поделиться с соседями. Обидно только, что сами отстаем. Безвозвратно.

Автор: Сергей Абарок Александрович