Без бумажки. Приморским властям «нормы ГТО» оказались не по силам

Перебои со спецпродукцией ГИБДД в Приморье случались и раньше. Правда, обычно они длились неделями. В этом же году поставлен рекорд: острый дефицит талонов гостехосмотра (ГТО), свидетельств о регистрации (СОР), паспортов транспортного средства (ПТС) и сви

3 авг. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2185 от 3 авг. 2007
cfad432db5d18352cabcbe7d95c57f62.jpg

Перебои со спецпродукцией ГИБДД в Приморье случались и раньше. Правда, обычно они длились неделями. В этом же году поставлен рекорд: острый дефицит талонов гостехосмотра (ГТО), свидетельств о регистрации (СОР), паспортов транспортного средства (ПТС) и свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства (СКТС) в Приморье длится уже около трех месяцев. Краевое управление ГИБДД и краевая же администрация находят кризису различные объяснения, однако автомобилистам от этого не легче. Потому что не видно, чтобы вопрос решался. Звучат успокаивающие заявления и даже называются конкретные сроки, но они проходят, а воз так и не сдвигается с мертвой точки.

«…Что искусственно создало дефицит названной продукции»

Отсутствие талонов ГТО - еще полбеды: вместо них на руки выдаются диагностические карты, и местные инспектора ДПС относятся к ним лояльно. Однако не факт, что, к примеру, хабаровский инспектор удовлетворится объяснениями приморского водителя. Еще критичнее нехватка СОРов: автомобиль просто не поставишь на учет, приходится ездить с транзитными номерами и постоянно продлевать их. «Засада» с бланками ПТС вообще не позволяет растаможить машину, а дефицит СКТСок - заменить вышедший из строя двигатель или оформить «конструктор» (как бы к ним ни относиться). Одним словом, нарушение законных прав автомобилистов - налицо. И хотя из приморского «Белого дома» доносятся известия о проводимых конкурсах и аукционах на поставку спецпродукции, вся эта информация крайне противоречива. А главное - не видно живого, осязаемого результата.

К середине июля положением со спецпродукцией заинтересовалась краевая прокуратура. «В целях своевременного обеспечения… ГИБДД необходимым количеством специальной продукции управлением ГИБДД УВД по Приморскому краю в администрацию Приморского края трижды направлялись заявки на проведение конкурса по размещению заказа на поставку специальной продукции, - говорится в официальном сообщении прокуратуры. - Однако администрацией края своевременно не были приняты меры по организации конкурса, вследствие чего в настоящее время  конкурс на поставку спецпродукции находится в стадии рассмотрения заявок на участие, что искусственно создало дефицит названной продукции. Несвоевременная организация управлением финансового оздоровления предприятий администрации Приморского края проведения данного конкурса и отсутствие надлежащего контроля в сфере размещения заказов для государственных нужд Приморского края со стороны комитета экономического развития администрации Приморского края повлекли массовое нарушение прав собственников транспортных средств… По результатам настоящей проверки прокуратурой Приморского края внесено представление губернатору края об устранении нарушений федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Итак, прокуратура произнесла свое веское слово, «крайние» названы, вот только подвижек за прошедшие три недели почему-то не видно. Осторожные прогнозы называют сроком «устаканивания» ситуации ноябрь, хотя неисправимые оптимисты все еще надеются на август.

Чиновники против рынка

Ситуация с отсутствием спецпродукции - наглядная иллюстрация того, как пресловутые административные барьеры мешают бизнесу. Конечно, эта лихорадка затронула далеко не всех. Однако нельзя забывать, что Приморье - не просто один из самых автомобилизированных регионов страны, но и гигантская перевалбаза по продаже подержанных японских машин. По сути, сегодня это одна из главных отраслей региональной экономики, а государство всеми силами пытается ее подорвать - то специально, как в случае с ужесточением таможенного режима, то непреднамеренно, как сейчас со спецпродукцией.

В Приморье уже появились предприимчивые лица, предлагающие провести необходимые регистрационные действия через Хабаровск. В среде местных автомобилилистов зреет решение о проведении серии пикетов и акций протеста, которые могут оказаться далеко не безобидными. Интернет взрывается резкими высказываниями в адрес различных чиновников, имеющих отношение к данной теме. Более того, появился слух, что вся эта чехарда - не что иное, как очередная кампания против «конструкторов». Но отсутствуют отнюдь не только СКТС, так что дело, видимо, не в происках антиконструкторского лобби, а в самом обыкновенном разгильдяйстве. Даже оставим в стороне «конструкторы», хотя они тоже вносят немалый вклад в ВРП; если автомобиль нельзя поставить на учет, если на нем нельзя заменить кузов или двигатель - разве это не ограничение свободы передвижения?

А главное, из-за чего разгорелся сыр-бор - из-за бумажек. Пусть особых, «защищенных», но всего лишь бумажек. Мы любим возмущаться отвратительным состоянием дорог, но здесь хотя бы понятно, что ремонт - дело непростое и дорогостоящее. Но спецпродукция? Неужели уже и бумажки напечатать не можем?

Доходит до абсурда. Несколько дней назад в СМИ Владивостока появилась информация о том, что закончилась еще одна категория спецпродукции, а именно - бланки протоколов об административных правонарушениях. То есть инспектора ДПС оказались попросту лишены возможности наказывать нарушителей. Как в такой ситуации выполнять заветы президента о снижении смертности на дорогах и требовать от водителей неукоснительного соблюдения правил дорожного движения (ответственность за нарушение которых, кстати, уже с января сильно ужесточится) - понять невозможно.

А должностные лица по-прежнему разводят руками. Мы уже привыкли к разнообразным способам «развода». Похоже, придется привыкнуть и к этому.

Автор: Василий Авченко Олегович