Дедовщина на путине. Ей противостоит рыбак из Владивостока

День 27 мая 2007 года капитан рыболовного траулера-морозильщика «Мыс Елизаветы» 38-летний Владимир ФРАНКОВСКИЙ запомнит на всю жизнь. Его история поучительна не только для рыбаков, но и для моряков торгового флота, поскольку служит иллюстрацией сегодняшне

31 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2183 от 31 июль 2007
268c3849d30b4945ec8ad15a660bfe43.jpg

День 27 мая 2007 года капитан рыболовного траулера-морозильщика «Мыс Елизаветы» 38-летний Владимир ФРАНКОВСКИЙ запомнит на всю жизнь. Его история поучительна не только для рыбаков, но и для моряков торгового флота, поскольку служит иллюстрацией сегодняшнего состояния дел в отраслях, с которыми связана едва ли не каждая вторая приморская семья.

Мыс Елизаветы, крайняя северная точка Сахалина, где «сталкиваются» и ветры, и течения разных направлений, известен мореходам своим крутым нравом. На одноименном судне хабаровской компании «Транзит» с капитаном из Владивостока во главе страсти бушевали не менее лихие. Произошло это во время пребывания траулера в южнокорейском Пусане…

Крайнего нашли на мостике

Древнееврейский царь Ирод славился своей жестокостью, с ним связана знаменитая евангельская история об избиении младенцев. Руководитель небольшой, в два судна, рыболовной компании «Транзит» Сергей ИРОДОВ, судя по показаниям капитана Франковского в адрес правоохранительных органов, фамилию свою «отработал»… на подчиненном. Конечно, вину любого гражданина должен подтвердить суд, но люди, вставшие на защиту жестоко избитого моряка, считают, что у данного дела есть перспектива. Если только правоохранительные органы проявят максимум участия.

Из заявления капитана РТМ «Мыс Елизаветы» Франковского на имя генерального консула РФ в Пусане Валерия ЕРМОЛОВА: «…23.05.07 приехал судовладелец и на собрании комсостава сказал, что не все получат деньги. Потребовал, чтобы я написал объяснительные, я написал. Они его не устроили. Тогда были напечатаны акты, которые он потребовал подписать… Судовладелец сказал, чтобы я подписывал, иначе по приходе в п. Совгавань придут ребята, и никуда я не денусь... А потом меня отвезут куда надо и изобьют.

27.05.07 ориентировочно в 8 ч. 30 мин. судовладелец Иродов С. С. прибыл на судно, в мою каюту, собрал объяснительные, акты, которые я должен был подписать. Он потребовал подписать, я отказался. Тогда он закрыл дверь в мою каюту и начал рыться в письменном столе, сказал, чтобы я отдал ему контракт. Перевернул весь стол, нашел последнюю страницу моего контракта с подписями, забрал ее. В каюте находился сервисный инженер СОКОЛОВ Е. Ю…

Сервисный инженер и директор ООО «Транзит» начали мне угрожать. Иродов сказал, что и во Владивостоке меня найдут и разберутся. Ответил, что ничего подписывать не буду, стали меня избивать. Когда разбили нос, у меня возникло кровотечение, начал захлебываться…».

Объяснительные, о которых идет речь в заявлении на имя генконсула, - повод, который, по мнению капитана, должен был напрямую отразиться на заработке экипажа. Речь идет об испорченном имуществе. Тяжелые погодные условия и ледовая обстановка, с которыми сталкиваются рыбаки на промысле, редко не приводят к потерям. Вот и на этот раз не обошлось без порванных тралов. Припомнили Франковскому и товарищам и короткое замыкание, в результате которого сгорел компьютер для управления траловым комплексом.

При этом по возвращении с промысла в Совгавани ни одной претензии в адрес капитана не последовало. Все почему-то припомнили уже в Пусане, когда подошла пора расплачиваться с экипажем.

Впрочем, любой подобный прокол не должен венчаться самосудом, как случилось в каюте капитана, верно ведь?

Почти один в незнакомом городе

…Едва «экзекуция» закончилась, Владимир понял, что не в состоянии даже слова произнести: «Начались тошнота, сильное головокружение; Соколов помог мне умыться, принесли нашатырного спирта, немного пришел в себя».

Вскоре началась отшвартовка судна на ходовые испытания, без участия капитана данную операцию представить невозможно. Франковский, у которого все расплывалось перед глазами, выполнил маневр профессионально и передал эстафету лоцману. Капитану стало плохо, разбухла левая часть головы…

Владимир позвонил сестре и следом жене. Супруга начала действовать. Во многом именно благодаря ее стараниям капитана удалось вызволить из корейского плена.

«Мне стало страшно. В каком он там был состоянии - неизвестно», - рассказывает Наталья Борисовна.

Дальше разыгралась детективная история.

С членов экипажа, по словам Владимира, начали собирать «нужные показания»: будто бы капитан получил травмы после падения в трюм. Франковского повезли на берег, в госпиталь. После обследования Иродов заявил пострадавшему, что ничего серьезного не выявлено - ни сотрясения, ни переломов.

Даже если бы, допустим, капитан упал в трюм, компания обязана в любом случае обеспечить своему работнику медицинскую помощь и взять все расходы на себя. Данный пункт есть в контракте капитана РТМ. Но в отношении пострадавшего решили ограничиться поверхностным осмотром, да и какой-либо элементарной помощи оказано не было.

Угрозы тем временем продолжались. Понимая, что так просто судовладелец его не оставит, Владимир решился на побег. Ориентируясь немного в лабиринтах Пусана, мужчина, побитый, выглядевший, как бомж, постучался в российское консульство. Именно здесь при живом участии консула Алексея ИВАНОВА капитану оказали первую помощь, договорились с корейскими врачами об обследовании, сделали медицинские снимки. «Я думаю, его били. Это мое неофициальное мнение. Я не врач, не следователь. Но, судя по тому, что на лице была огромная гематома, что нос был явно распухший… Вид у него был жутковатый», - сказал в интервью ИТАР-ТАСС Иванов.

Посчитав, что после вмешательства представителей российских властей ситуация под контролем, капитана вскоре отправили на судно - забрать вещи и документы. Не тут-то было! Владимира никуда не выпустили, лишили связи с внешним миром. Наталья позвонила в представительство МИД во Владивостоке. Чтобы вызволить человека, потребовалось повторное вмешательство генконсульства и морской полиции Республики Корея.

Однако Иродов отпускать с судна капитана не собирался, начав своеобразную «осаду» консульства и доказывая его работникам, что ничего страшного не происходит. Одновременно Наталья ФРАНКОВСКАЯ, подав заявление на имя начальника Владивостокского ЛОВД на морском транспорте, добивалась, чтобы мужа отправили самолетом в Приморье.

Есть немаловажный нюанс: моряк не может просто покинуть судно и улететь на родину, пока агентирующая компания не даст добро. В свою очередь, «виза» от агента напрямую зависит от воли судовладельца. Замкнутый круг удалось «разрубить» только одним способом: Франковский написал заявление об увольнении без передачи дел.

31 мая Владимира встретили родные в аэропорту Владивостока. Сразу же решено было сделать томографию. Опасения подтвердились: ушиб головного мозга, сломан нос, повреждены кости… Капитан оказался не дома, а на длительном излечении в стационаре.

Может, Общественная палата заинтересуется?..

Пусанскому беспределу предшествовала многомесячная, с октября по май, работа на промысле сельди и минтая в Охотском море. Все положенные по закону квоты экипаж «Мыса Елизаветы» выбрал (судно и компания, что удивительно, - не из браконьеров, работали под российским флагом; ни в каких скандалах ранее замешаны не были). Уже в Советской Гавани, порту приписки траулера, Владимир Франковский попросил замену - хотелось отдохнуть после длительной путины, увидеть наконец-то супругу и сына. Однако судовладелец настаивал на том, чтобы капитан сходил напоследок в Южную Корею - траулеру требовался очередной ремонт.

Долго отказывался, словно сердцем чувствовал неладное, но в итоге согласился. Да, Владимиру, разумеется, было известно, что за год на траулере сменились семь капитанов (!), что всем его предшественникам будто бы постоянно угрожали. А кого-то, как рассказывали, и избивали, только никто об этом ни словом - от греха подальше. Угрозы с непременными «кровавыми совгаванскими мальчиками» действовали на беззащитных моряков стопроцентно.

И все же Франковский, признанный профи, выросший за три года работы в «Транзите» с должности второго помощника до капитана, верил в лучшее. Не сбылось…

На наш взгляд, случай, о котором идет речь, вполне мог бы стать по «шкале» национального резонанса равнозначным «делу рядового Сычева», но такого не случилось, и представителей Общественной палаты в Приморье по данному поводу не видели. Негласные законы в армии искоренить сложно, но проблема, по крайней мере, обозначена. При всем при этом государство и общество почему-то не созрели для реального наведения порядка на морском транспорте. Дедовщина в армии привела к тому, что тысячи молодых людей стараются «откосить» от защиты Отечества. На море, где работают взрослые люди, кормильцы, которым некуда больше податься, объективно сложнее. Спишешься с нехорошего судна - тут же найдут тебе сменщика, а тот будет работать как миленький даже за копейки.

Примитивные схемы отъема денег работают как часы

Капитан дальнего плавания, инспектор Международной федерации транспортных рабочих (ITF) Петр ОСИЧАНСКИЙ всеми силами помогает семье Франковских и намерен вынести вопрос о нарушениях прав моряков, ставших уже сложившейся системой, на грядущий во Владивостоке съезд рыбаков.

- Мы должны дать явлению беспощадную оценку. Я так понял, что власти и в стране, и в регионе в курсе существования подобных проблем, но воз и ныне там. Судя по всему, кому-то это выгодно.

В богатой практике инспектора - сотни случаев нарушения прав моряков: невыплата зарплаты, конфликты внутри экипажей, «кидалово» под «удобным» флагом. Однако Петр Иванович вынужден признать: первый раз сталкивается с примером беспрецедентной жестокости судовладельца по отношению к капитану судна.

- Я до сих пор не могу понять, как на такой шаг пошел судовладелец? Может, жалко было деньги отдавать?! Руководитель якобы сказал членам экипажа, что траулер выручил с улова около 20 миллионов долларов. По нашим подсчетам выходит, что на зарплату ушло бы $500-600 тысяч.

По словам Осичанского, схемы отъема законного жалованья у нерадивых рыбацких судовладельцев примитивны, но работают железно. Если на торговом флоте платят ежемесячно, то у рыбаков, как правило, по окончании путины. Руководители и экипаж договариваются, скажем, что после реализации рыбы 10-14 процентов от выручки уходит на зарплату. Иногда данный процент в реальности представляет такую солидную сумму, что у судовладельца кружится голова и он начинает придумывать любую зацепку, чтобы не выплачивать как минимум самую солидную часть оклада - от реализации продукции.

Экипажи на судах-браконьерах часто вообще ничего не получают. Стоимость парохода - ничто по сравнению с уловом, особенно если речь идет о крабе, на котором делаются бешеные деньги. В одной Находке стоит на приколе более десятка никому не нужных арестованных судов. Те же, кто пришел на рыбалку основательно, себе такого не позволяют. Они понимают, что человек, коллектив - не меньшая ценность, чем топливо и рыба.

Но на рынке больше «беспредельщиков». Вот и получается, что если за услуги лоцмана не заплатишь - из порта не выпустят, а рыбака до нитки обдерешь - сойдет с рук.

- В Пусане год от года ситуация с российскими моряками все тревожнее, ежедневно по два-три проблемных звонка поступает, - продолжает Осичанский. - В ITF одно время даже рассматривался вопрос об открытии в крупном корейском порту представительства отечественного отделения организации, но российские профсоюзы не смогли между собой договориться. При этом следует отметить, что корейские коллеги очень сильно нам помогают. У них вообще отличный профсоюз. И судебная система, как говорится, создана для людей.

Идти до конца. Хорошо бы победного

В данном случае дело до суда еще не дошло. Пострадавшая сторона намерена добиваться как уголовного (жестокое избиение), так и гражданского преследования виновных (невыплата заработной платы, а это около 80 тысяч долларов). Несмотря на угрозы со стороны судовладельца, несмотря на слова «доброжелателей», что никто такое дело разгребать не будет, несмотря на то, что дело наверняка перенаправят в судебные инстанции Хабаровского края, поближе к вотчине «Транзита», Франковские сдаваться не намерены. Для них добиться справедливости - вопрос принципа.

Только вот хватит ли свидетельских показаний, если людей окончательно запугают? Удивительно, но Владимир Франковский не будет в обиде на своих бывших товарищей по экипажу, если они в нужный момент окажутся «вне зоны доступа» и не помогут свидетельскими показаниями. Всех их дома ждут семьи и - при необходимости - совгаванские мальчики. А Сергей Иродов пообещал в случае чего подать ответный иск «на действия капитана». По крайней мере, об этом намерении судовладельца проинформировал представитель МИД РФ во Владивостоке Андрей БРОВАРЕЦ, ссылаясь на разговор в пусанском генконсульстве перед отправкой Франковского на родину. Что же, подать ответный иск - законное право любого гражданина.

К слову, на момент выхода материала реакция на ситуацию последовала со стороны одного из депутатов Госдумы и полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе Камиля ИСХАКОВА. Депутат подал запрос в адрес прокурора Приморского края Александра АНИКИНА, а полпред «для проверки изложенных фактов и принятия мер» переадресовал обращение Натальи Франковской начальнику Управления Генеральной прокуратуры РФ в ДВФО Константину КОЖЕВНИКОВУ. На днях обещали дать ответ.

Бывший капитан «Мыса Елизаветы» недавно выписался из «тысячекоечной», в больничной палате он провел полтора месяца.

Выглядит мужчина по-прежнему не ахти.

- Как себя чувствуете, Владимир Борисович?

- Беспокоит позвоночник, до сих пор неадекватно воспринимаю реальность…

Шесть месяцев Франковский будет находиться под наблюдением невропатолога. Сможет ли человек продолжить работать в море, без которого не мыслит своей жизни, - большой вопрос. И чем в будущем ему аукнутся ушиб головного мозга и многочисленные травмы, также остается только догадываться.

Автор: Александр Сырцов Анатольевич