Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Культура, история

Можно, только осторожно. Нужно ли экранизировать классику?

- На мой взгляд, было бы лучше, если бы новый «Тихий Дон» подождал, пока будут возвращены все снятые материалы, или - прости, господи, - совсем не выходил на экраны, - так ответил на вопрос корреспондента «В» Александр Шолохов, внук писателя, директор муз
Можно, только осторожно. Нужно ли экранизировать классику?

- На мой взгляд, было бы лучше, если бы новый «Тихий Дон» подождал, пока будут возвращены все снятые материалы, или - прости, господи, - совсем не выходил на экраны, - так ответил на вопрос корреспондента «В» Александр Шолохов, внук писателя, директор музея-заповедника Шолохова. И, наверное, выразил мнение многих зрителей, ждавших премьеры «Тихого Дона» (версия Сергея Бондарчука) и разочаровавшихся в итоге…

Не всякому носу, говорит народ, рябину клевать: рябина - ягода нежная. Классическая литература - от Вольтера до Шолохова - будоражит умы киношников: ведь вот он, готовый и однозначно хороший, историей и критиками одобренный сюжет. Налетай! И налетают, и кружат, и жужжат, и даже выдают на-гора многосерийные плоды… Отчего же после просмотра оных во рту остается странный привкус, словно раскусил пустой орех?

Вспомним? Печально, трагически, можно сказать, знаменитый «Тихий Дон», мечта и последыш великого режиссера, снимавшийся во времена, сопоставимые по нестабильности и непредсказуемости с революцией 17-го года… Фильм, которым правил не режиссер, а продюсер, не идея, а деньги. Экранизация, возможно, самого народного, самого русского романа, главные роли в которой исполняют англичанин и американка? В свое время «В» выяснял мнение зрителей о новой версии «Тихого Дона», и были они либо вежливыми, либо осторожными - никто, даже атаман Уссурийского казачьего войска, не высказывал восторга. Почему? Ответ прост: персонажи сохранены, дух выветрен…

И это, наверное, беда или счастье всех экранизаций классических произведений, тот критерий, по которому они оцениваются: удалось сохранить дух оригинала или нет…

В безусловные «не удалось» однозначно попадает «Золотой теленок» Ульяны Шилкиной. Кто бы мог подумать, что из искрометного, бурлящего весельем романа, уже удачно экранизированного, можно сделать заунывный восьмисерийник? А может быть, все от того, что в классический текст Ильфа и Петрова вставили отброшенные авторами куски, изменили финал, перекроили-перешили произведение, тем самым уничтожив его? Да-да, и мы снова возвращаемся к духу…

Почему так много споров вызвала работа Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» и такое единодушное признание - его же «Собачье сердце» и «Идиот»? И дело даже не в том, что каждый читатель давно сложил в своей голове образы Мастера, Воланда, Иешуа, Бегемота и пристально следил: угадал режиссер или нет. И не в отвратительной плюшевой игрушке-марионетке, пытающейся изобразить восхитительного Бегемота, проблема. На мой взгляд, беда «Мастера и Маргариты» все в том же: к сюжету приплели некие дополнения и улучшения, в коих великое произведение Булгакова не нуждалось ни на минуту. А «Собачье сердце» и «Идиота» улучшать не стали, оставили как есть. К их же счастью.

Вспоминать загранично-импортные экранизации великих - великих русских классиков - наверное, не стоит. Так же, как и попытки отечественных кинемато-графистов «сыграть французскую жизнь». Не дано проникнуться ни им, ни нам реалиями и духом чужой страны. Потому и Софи Марсо - Каренина - мила, но не более. Так воображают себе страсти «а-ля рюс» французы, но не так и не о том писал Толстой. Потому и Алексей Баталов в «Чисто английском убийстве» - скорее, наше представление о чудаке-писателе, но никак не чудак-писатель в окружении вырождающейся аристократии современной Англии. Есть, конечно, исключения. Например, наш Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Или «Солярис» Тарковского. Но и здесь, если покопаться и подумать, мы вернемся к вопросу духа и буквы. Пейзажи для сериала Игоря Масленникова снимали в Прибалтике, нет в картине ни одного кадра, снятого на родине великого сыщика. И звездолет для героев фильма Тарковского был чистой условностью. Не в букве дело! Успех этих экранизаций - в полном, абсолютном уважении духа произведения. В стремлении показать то, что написано, а не то, что вообразил, надумал или захотел улучшить сценарист, продюсер, режиссер… Классика не нуждается в осовременивании или адаптации. Она ведь потому и стала классикой, что - на века. Что всегда актуальна, понятна и любима. И не нужно переводить якобы сложный язык Достоевского в падонкафский сленг, дабы он был понят современными подростками. Пусть, извините, дадут работу уму, жуют и перемалывают…

Удивительной красоты старинный фарфор, конечно, внешне уступает ярким расписным чашкам с китайского рынка. Но если взять такую тонкую нежную кружечку и разрисовать фломастерами, лучше она не станет. Наоборот - потеряет всяческую ценность. С классикой надо обращаться бережно. Не хранить пожизненно в буфете и сдувать пылинки, а таки пить чай - по праздникам и аккуратно.

С литературой и кино - точно так же. Классика была и будет источником вдохновения. И это замечательно. Главное - не разрисовывайте ее фломастерами, не превращайте в ширпотреб. И тогда все будет хорошо.

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Все Тэжэ на манеже. Корифей поддержал местных рэперов
Все Тэжэ на манеже. Корифей поддержал местных рэперов

Известная приморская рэп-группа «Траектория жизни» выпустила новый альбом «Тэжэ все Теже». Вышедший в Москве, диск почти месяц продавался в европейской части России, а теперь его можно приобрести и в музыкальных магазинах нашего города.

Ларисса Андерсен вернулась на родину. Своими стихами
Ларисса Андерсен вернулась на родину. Своими стихами

Сегодня во Владивостоке, в Зимнем саду Дома офицеров флота, состоится презентация книги Лариссы Андерсен «Одна на мосту», вышедшей в рамках проекта «Русские без России». Ее устроители - газета «Владивосток», издательство «Рубеж», Общество книголюбов, ДОФ.

«Луч-Энергия» готовит сюрприз. А болельщики за ценой не постоят
«Луч-Энергия» готовит сюрприз. А болельщики за ценой не постоят

Вчера была открыта продажа билетов на один из центральных матчей 18-го тура нынешнего чемпионата между владивостокским «Лучом-Энергией» и столичным «Спартаком». В свободную продажу поступило всего две с лишним тысячи билетов по цене от 300 до 600 рублей.

Музыка не звучала десять лет… В филармонии отныне - как в лучших домах планеты

Завтра большой зал Приморской краевой филармонии после капитального ремонта откроет свои двери.

Владивосток будет говорить на эсперанто четыре дня

Сегодня во Владивосток прибывает большая группа зарубежных эсперантистов. Самая представительная команда из Франции - 17 человек. Есть также гости из Нидерландов, Италии. Среди них - учителя, инженеры, психологи и даже пять семейных пар, которые породнил

Последние номера