Идиот в дураках. Театр ТОФ ставит пьесу первым в России

Лето в разгаре, тишина в театральных и концертных залах кажется уже привычной. А в драматическом театре Тихоокеанского флота меж тем в разгаре репетиции, и премьера уже назначена! 3 и 4 августа театр закрывает сезон новой постановкой – пьесой Андрея Плато

27 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2182 от 27 июль 2007
d26ba4ff4675166754e82e068eb444ba.jpg

Лето в разгаре, тишина в театральных и концертных залах кажется уже привычной.

А в драматическом театре Тихоокеанского флота меж тем в разгаре репетиции, и премьера уже назначена! 3 и 4 августа театр закрывает сезон новой постановкой – пьесой Андрея Платонова «Дураки на периферии».

- Это стало уже традицией нашего театра, - говорит главный режиссер театра Станислав Мальцев, - закрывать сезон летом и открывать осенью премьерой. Мы уже полгода работаем над этой постановкой, «Дураки на периферии» оказались совсем не просты - при всей своей понятности и яркости пьеса требует от актеров и режиссера огромных усилий. Платонов как драматург вообще не исследован, никто не знает, как его ставить… А пьеса при этом гениальная! И оборвать мучительный и в то же время увлекательный поиск, уйти в отпуск было невозможно.

На сцене - заседание очень важного государственного органа - Охматмлада (охрана матерей и младенцев). Решается серьезный вопрос: кто отец ребенка гражданки Марии Ивановны?

- Пьеса отчаянно современна, - убежден Станислав. - В России ничего не изменилось за 80 лет (дело происходит в 1928 году). Как сказал Андрей Битов в предисловии к изданию «Дураков на периферии», Платонов при жизни был гениальным диагностом, а после смерти стал пророком.

Есть в пьесе герой - Странник, он просто ходит и наблюдает жизнь со стороны. Может быть, это и есть сам автор: вот я смотрю, чего же люди сегодня хотят: то ли дружбы, то ли злобы, то ли харчами недовольны. Платонов не просто ставит диагноз, он пытается разобраться, что же случилось с его современниками, почему они так перерождаются после революции: лица у всех сытые, а детей не видно… Дети, по Платонову, не рождаются не потому, что социальные условия сложные, а потому, что что-то происходит с сознанием человека: недостаток любви, понимания друг друга, живого в жизни… Чем дальше человек уходит от своей природы, от простого понимания вещей, тем больше абсурдность его существования. В четвертом действии один из чиновников Охматмлада вдруг спохватывается: если у мира нет удостоверения о том, что он существует, так, может, и мира-то нет, и ничего нет?

Платонов вне гиперболы не читается. У него удивительный язык - он, как Зощенко, подмечал, как меняется язык людей в XX веке, особенно после советской власти, и как одновременно меняется сознание, появляется новояз. Все это автор гиперболизирует, и получается фантастический язык, смешной и необычный. И поэтому Платонов уникальный драматург, играет не только сюжетом, не только интригой, фабулой, но и стилистически, языком.

- В диалогах главных героев - Глеба Ивановича и Марии Ивановны - слышно что-то от Гоголя, Достоевского…

- Как ни странно, Глеб Иванович (в исполнении актера Сергея Гончарова) - такой советский, немного пародийный вариант князя Мышкина, он кажется идиотом на фоне остальных очень умных людей, но говорит те естественные, простые, природные человеческие вещи, от которых уходит и уходит человек после революции.

Это интеллигент такой, типичный для России, в чем-то слабовольный. Герой ищет любви, счастья с любимой женщиной, с ребенком.

Мария Ивановна (актриса Анна Чалая) - сильная женщина, с очень яркой индивидуально-стью, с огромной жаждой жизни и желанием любить, с нереализованностью этих желаний… Среди слабых мужчин (а это и для нашего времени характерно, верно?) женщина становится мужиком, вынуждена быть сильной, изменяет своей природе.

- Это изюминка театра ТОФ - постановка остросоциальных пьес, заставляющих задуматься… Кстати, как к вам попали «Дураки на периферии»?

- Эту пьесу Платонов при жизни даже не отредактировал толком, прочитал несколько раз в кругу знакомых, она показалась всем чересчур карикатурной, шаржированной, чрезмерной, и он положил ее в стол и больше к ней не возвращался. Несколько листов было утрачено, нам при постановке пришлось домысливать кое-что, дописывать немного… Опубликованы «Дураки на периферии» были совсем недавно, в конце прошлого года, и ни разу в российских театрах не ставились. Так что, можно сказать, у нас будет общетеатральная премьера.

Мы - театр флота, а армия и флот в первую очередь служат России, ее смыслу и духу. Поэтому мы не можем себе позволить ставить только комедии, нам интересны проблемы современного человека, непростые ситуации…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ