Кому пеньки, кому миллионы…

Сегодня в «лесных» районах Приморского края (Кировском, Дальнереченском, Красноармейском и т.п.) в сутки задерживается до семи грузовиков, доверху набитых лесом.

24 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2179 от 24 июль 2007
4c6b070b57fde8db17dd697a8766a63e.jpg

Сегодня в «лесных» районах Приморского края (Кировском, Дальнереченском, Красноармейском и т.п.) в сутки задерживается до семи грузовиков, доверху набитых лесом.

Но это уже, по сути, устранение криминальных последствий, поскольку профилактики лесного браконьерства нет.

Кто остановит лесного браконьера?


За первое полугодие в лесопромышленном комплексе Приморья выявлено 166 случаев незаконной вырубки, в суд направлено 74 уголовных дела, а всем этим руководили 84 лица. В перечне преступлений - не только незаконные порубки. Тут и попытки обойти таможню, и вывоз ценных пород под видом менее ценного сырья, налоговые преступления и невозвращение валютной выручки в Россию. Раскрыто 325 «лесных» преступлений, из них в крупном и особо крупном размере - 128. В этом году выявлено 27 должностных преступлений, из них 9 случаев взяточничества.

Как отмечают сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) УВД края, еще в советские времена лес охраняли лесничие, у которых были широкие полномочия для задержания лиц, занимавшихся незаконными порубками. Штат лесников насчитывал около тысячи человек. Постепенно их число уменьшалось, а незаконные заготовки росли. В 2005 году «институт» лесничих сократили до невозможного - 12 человек на всю приморскую тайгу, но эта была совсем уже другая служба - Росприроднадзор. Он просуществовал ровно два года, так как с января 2007 года не осталось вообще никого, кто бы следил за тем, что вообще происходит в сфере лесного хозяйства. Теперь территорию лесных хозяйств контролируют специальные наряды милиции. Созданы мобильные группы по пресечению правонарушений в сфере лесопользования. В эту группу входят представитель лесничества, инспектор по охране леса и сотрудник УБЭП. Для борьбы с браконьерством действуют и дополнительные стационарные посты ГИБДД, их задача - перекрыть вывоз нелегального леса. Конечно, часть леса не доходит до тех, кому предназначался. Тем не менее его вырубают, а значит, деревья гибнут безвозвратно. Вот и получается, что лес - достояние вроде бы народное. Вот только одной части (большей) населения достаются пеньки, другой - деловая древесина и реальные деньги в миллионном масштабе.

Основные покупатели приморской древесины - Китай, Республика Корея и Япония. Несмотря на многочисленные международные договоры, лес зачастую туда уходит «черный», то есть незаконно добытый. Потому что это выгодно. Потому что по демпинговым ценам.

Как рассказал корреспонденту «В» и. о. начальника оперативно-розыскной части №2 в лесной отрасли УБЭП УВД по Приморскому краю Владимир СЛИПЕНЧУК, статистика этого года показывает, что лесная преступность заметно набирает обороты. Уголовных дел по фактам нарушений возбуждается много, а к ответственности привлечено явно не столько, сколько причастно к сомнительным сделкам, - 99 человек. Это, конечно, мало. И сама милиция охотно это признает. Причина тут проста - зачастую совершать махинации с лесом позволяют себе те, кто должен эти преступления пресекать. В Дальнереченском районе, например, недавно была задержана одна из самых отъявленных коррумпированных групп. Возбуждены уголовные дела в отношении руководителей лесхозов и милиционеров. А вообще в крае только за первые шесть месяцев года под следствием оказались 30 работников лесхозов. Это уже криминально-лесная эпидемия, не иначе.

Китайская криминальная схема

Сотрудники милиции уже сформировали так называемый черный список лиц, среди которых немало граждан КНР, причастных к незаконным лесозаготовкам. В мае окончено расследование уголовного дела в отношении китайцев, которые приобрели российскую лесопромышленную фирму «Восточный дракон» как ширму для своих дел. Они продумали все до мелочей. Назначили номинального директора, им оказалась обычная русская женщина из Дальнереченска, платили ей символическую зарплату. Коммерсанты действовали по стандартной криминальной схеме - закупили на полтора миллиона рублей 500 кубов липы и 200 кубов запрещенного к вырубке ореха. Все это они собирались экспортировать под другими документами, разрешающими вывоз. Возбуждены уголовные дела по статье 188 ч.4 УК РФ (контрабанда, совершенная организованной группой) и по статье 174-1 (легализация доходов). Лес изъят и передан в доход государства.

Вообще, что касается российского леса, то в Приморье китайцы ведут себя как его хозяева. В Дальнереченском районе большинство лесопилок принадлежит китайцам, и даже переработка леса, которую пытаются внедрить в Приморье как альтернативу вывозу сырья, уже сегодня переходит под негласный контроль выходцев из КНР. Что там говорить, если в Дальнереченске в центре города специально для китайцев построены весьма дорогая гостиница, недешевый ресторан и казино.

Так кто же все-таки хозяин приморского леса?..

Автор: Ирина Эктова