Ван ставит на Россию. Китайский бизнес развивает контакты с северным соседом

В 18-й раз в июне в Харбине прошла Международная торгово-экономическая ярмарка. Ее посетили многие известные китайские и российские руководители и специалисты. Но главными ее участниками стали достаточно успешные частные средние китайские компании. И это

13 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2174 от 13 июль 2007
cd4f594f291cc81311d419e8661ba47e.jpg

В 18-й раз в июне в Харбине прошла Международная торгово-экономическая ярмарка. Ее посетили многие известные китайские и российские руководители и специалисты. Но главными ее участниками стали достаточно успешные частные средние китайские компании. И это в какой-то степени поучительно: ведь именно такие вот простые китайцы составляют тот самый средний класс, на котором и держится социальное спокойствие страны. К тому же деятельность многих из этих компаний четко ориентирована на Россию...

Универсальность «Бизнес-Моста»

Прямо напротив экспозиций российских участников Харбинской ярмарки внимание привлекал простой, но очень выразительный транспарант «Китайско-русский информационный сайт «Универсальный «Бизнес-Мост». Его молодой директор не случайно выбрал это место: таким образом он еще раз подчеркнул главную цель деятельности своей компании – быть мостом дружбы и сотрудничества. Весьма красноречива и эмблема компании: две соседние страны словно сливаются на карте, а желто-голубые стрелки, образующие своеобразный круг, говорят о богатстве (желтый цвет в Поднебесной символизирует именно это) и о честности, надежности, верности (голубой – это цвет неба, которое в Китае очень почитаемо). Удачно сформулированный тезис: «Не зная китайского языка, тоже можно заниматься бизнесом с китайцами!» - привлекал внимание россиян и китайцев. Техническая оснащенность, состав работников компании (русскоговорящие китайские сотрудники, русские специалисты, владеющие китайским языком, компьютерщики), рекламные проспекты, выполненные на двух языках, даже униформа работников компании – все говорило о серьезности подготовки к этому важному форуму.

Сотрудничество стабильно и постоянно развивается, а в ходе его, что вполне естественно, возникают спорные вопросы. В общественную приемную, организованную Агентством по защите иностранных инвестиций при Дальневосточном отделении Центра противодействия коррупции могут прийти иностранцы, у которых есть какие-то проблемы и жалобы. И показательно, что уже в первый день работы был подписан важный договор с этим агентством. Китайская компания «Китайско-русский информационный сайт «Универсальный «Бизнес-Мост» стала представителем агентства в Харбине.

Немало посетителей ярмарки интересовалось другими сферами деятельности компании: размещение информации в Интернете, продвижение предприятий в КНР, организация участия в выставках и ярмарках, консультационные услуги в области медицины в Харбине. А вот женщина из России интересуется, как сделать сайт на китайском языке. Хвалит компанию за эту прекрасную идею: ведь собственный сайт на китайском языке – это большой плюс для имиджа предприятия, как и указанный на визитке адрес сайта... Китайский предприниматель хочет поехать в Россию на ярмарку и не знает, как это сделать: русский совсем забыл, да и учил его давно, в школе. Сразу же получает быстрый и исчерпывающий ответ. Договариваются о встрече на следующей неделе уже в офисе компании... Словом, универсальность этого «бизнес-моста» налицо. В результате можно убедиться, что это небольшая, но успешная компания, деятельность которой делает реальным «взаимовыгодное сотрудничество и надежное партнерство».

«Почти русский китаец»


Директор Ван любит повторять: «Компания наша, а не моя. Просто я ее руководитель. Я здесь почти наравне с моими коллегами». Но вот это самое «почти» и позволяет всем добиваться успеха.

Ван Тинин начал работать в государственной туристической компании. Присматривался, учился, старался быстрее вникнуть в суть дела... Однако скоро понял, что способен на большее. Впрочем, немногие тогда понимали Вана: как не боится «отказаться от железной чашки риса» (так в народе называют госслужбу, дающую полную стабильность) и решается уйти в ненадежный и рискованный частный бизнес?! Да и денег больших в семье не было. Но Ван сумел добиться взаимопонимания с российскими и китайскими предпринимателями и компаниями, желающими найти партнеров, установить деловые отношения, выйти на рынок или расширить уже имеющиеся связи в соседней стране. Конечно, не все всегда шло гладко, было немало трудностей, порой недопонимание клиентов. Однако совместные проекты постепенно продвигались, сферы деятельности расширялись. Тогда-то и стали называть Вана «почти русским китайцем» за то, что он сумел достаточно хорошо понять менталитет русского народа, научился вести действительно взаимовыгодное сотрудничество.

«В 2003 году на базе представительства была основана хэйлунцзянская компания по научно-техническому развитию «Универсал», - рассказывает Ван, - оказывающая помощь при проведении экспортно-импортных операций и продвижении наукоемких проектов в КНР... Широчайший спектр услуг, призванных помочь предприятиям КНР, России и других стран СНГ заявить о себе, представить свою продукцию, найти партнеров и активно сотрудничать к взаимной выгоде, способен удовлетворить любые запросы наших клиентов».

Тут работают охотно и с огоньком. Ван пользуется гибкой системой зарплат: внес дополнительный вклад в общее дело – получи кроме установленного жалованья процент от осуществленной сделки. Стал работать лучше, активнее – материальное поощрение, хуже – извини, сам понимаешь... «Социализм с китайской спецификой» в действии! Интересно, что примером для молодого руководителя служат не только успешные китайские бизнесмены, но и российские. «Когда смотрю советские фильмы или читаю книги о России, - говорит Володя (это русское имя Вана), - стараюсь обращать внимание на русский характер. И сам становлюсь чуточку русским».

Любовь и Надежда

Они учились в одной группе на факультете русского языка в Хэйлунцзянском университете. В конце 80-х годов, несмотря на все возрастающий интерес к происходящим у «великого соседа» событиям и большую популярность русского языка, парней на факультете было немного, да и не стремились они стать русистами. Ван Тинин как-то сразу решил для себя: «Россия – это очень интересно!». Он не был классическим студентом-зубрилкой, правда, отличали его целеустремленность, умение разобраться в сложных вопросах, уверенность в себе, настойчивость, активность... Он с удовольствием учил русские песни и современные танцы. А еще привлекали внимание открытый взгляд и очаровательная улыбка этого высокого худощавого китайского парня. И незаурядная общительность. Уже в студенческие годы у него было немало друзей, причем и среди иностранцев. Понятно, что девушки поглядывали на Вана. А он подружился, а потом и полюбил одну – девушку с такой же, как у него, фамилией Ван и красивым звучным русским именем Надежда. Кстати, в Китае считается счастливым знаком, если фамилии мужа и жены совпадают (по китайской традиции женщина после замужества не меняет фамилию). Так у Володи появились любовь и Надежда. Спустя много лет он шутит: «На работе любовь к России и надежда на успех, а дома Надежда и любовь».

Автор: Лариса Жебокритская