Крепость в круговой осаде. Уникальный символ Владивостока страдает от металлистов и застройщиков.

В свое время Владивостокская крепость возводилась для защиты восточного форпоста России от внешнего вторжения. Сегодня этот памятник федерального значения, утративший свои военные функции, сам нуждается в обороне. Только уже не от внешнего, а от внутренне

6 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2170 от 6 июль 2007
a8c86684d398d1f3787d10140324c77e.jpg

В свое время Владивостокская крепость возводилась для защиты восточного форпоста России от внешнего вторжения. Сегодня этот памятник федерального значения, утративший свои военные функции, сам нуждается в обороне. Только уже не от внешнего, а от внутреннего агрессора, в роли которого выступают вандалы-металлисты, «черные археологи» и даже некоторые недобросовестные застройщики.

Ответные боевые действия уже начаты. Как следует из официального сообщения прокуратуры Приморского края от 20 июня, прокуратурой Фрунзенского района Владивостока возбуждено уголовное дело по факту повреждения памятника истории и культуры «Владивостокская крепость».

Местные особенности «крепостного права»

Проверка показала, что (цитируем по пресс-релизу краевой прокуратуры) «неизвестными лицами произведено частичное разрушение батареи №902 Владивостокской крепости, расположенной юго-восточнее горы Ахлестышева на острове Русском… Уголовное дело прокуратурой направлено в УВД по Фрунзенскому району города Владивостока для организации расследования».

Памятники федерального значения - зона ответственности Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура). Именно с подачи Приморского управления Росохранкультуры было возбуждено вышеупомянутое уголовное дело. Однако, как рассказал «В» и. о. руководителя управления Петр Самойленко, повреждение 902-й батареи - лишь один из целого ряда подобных эпизодов, связанных с Владивостокской крепостью. Более того, и в случае с 902-й батареей добиться возбуждения дела удалось не сразу.

«Сегодня история с 902-й батареей повторяется, - рассказывает Петр Самойленко. - Еще в прошлом году по факту первых повреждений батареи мы направили заявление в милицию. В результате оперативно-розыскных мероприятий Фрунзенское РУВД Владивостока выявило двоих военнослужащих, причастных к этому делу, - мичмана и капитана Тихоокеанского флота. Как выяснилось, они мыли машину на территории батареи, когда к ним подъехали неизвестные и предложили заработать: помочь отпилить автогеном часть орудия и дальномерной рубки и отвезти в другую часть острова. Мичман О. откликнулся на это предложение. Дело было передано милицией в военную прокуратуру Владивостокского гарнизона, которая отказала в возбуждении уголовного дела. Со следующей мотивацией: военнослужащие якобы не знали о том, что указанный объект является памятником, на нем отсутствовали предупреждающие таблички. Пусть так, но это может говорить лишь о неумышленном характере совершения преступления, никак не являясь основанием для освобождения от уголовной ответственности! Мы обжаловали постановление в военной прокуратуре ТОФ, но она также отказала в возбуждении уголовного дела, обосновав свое решение отсутствием прямого умысла в действиях мичмана и капитана. Буквально на днях мной направлено новое письмо - теперь уже на имя заместителя генерального прокурора РФ, главного военного прокурора Сергея Фридинского».


Поводом же для возбуждения уголовного дела, о котором упомянуто выше, стали новые повреждения 902-й батареи, зафиксированные в акте Приморского управления Росохранкультуры от 12 мая 2007 года (эксперты обнаружили, что кусок 9-дюймовой броневой плиты был недавно кем-то вырезан, а дальномерная рубка - разрушена). После обращения на имя прокурора Приморского края Александра Аникина дело было, как уже сказано, возбуждено и передано в РУВД Фрунзенского района Владивостока. «Возможно, после изучения всех материалов дело снова попадет в военную прокуратуру, - предполагает Петр Самойленко. - Но мы приняли решение идти до конца и в случае необходимости будем обращаться к генеральному прокурору РФ».

Ломать и строить

Отпиливание элементов 902-й батареи - лишь небольшой эпизод в «осаде» Владивостокской крепости. Аналогичная ситуация сложилась на соседней 982-й батарее, где в 2006 году также были порезаны на металлолом орудия. Основных проблем две: активность охотников за металлом и бессистемная застройка в материковой части Владивостока, которая тоже может обернуться уничтожением части объектов Владивостокской крепости (всего же таких объектов насчитывается 104).

«На материковой части города у нас несколько «болевых точек», связанных с крепостью, - продолжает Петр Юрьевич. - Два года назад в ходе утилизации боеприпасов военнослужащими ТОФ был взорван форт №5 в районе остановки «Фабрика «Заря». Военная прокуратура опять же отказала в возбуждении дела, аргументируя это тем, что старшие офицеры ТОФ (!) не знали о принадлежности форта к памятнику федерального значения. Однако мы все же добились того, что командование ТОФ пообещало восстановить форт. К сожалению, пока ничего не восстановлено. Другие точки - территория батареи «Береговая Безымянная», где ФГУП «ТИНРО-центр» ведет строительные работы без положенных согласований, и батареи «Береговая Тигровая», в охранной зоне которой ряд организаций (ТСЖ «Инженерный», «Динас», «Глориа-Прим», ОАО «ДЭК»), также занимаются строительством в нарушение действующего законодательства без согласований».

Это далеко не последние адреса. В районе улицы Нейбута, 87 («Зеленый угол»), где располагаются входящие в состав крепости Саперный редут №4 и опорный пункт «Литер З», ряд коммерческих объектов расположились на территории самого памятника и его охранной зоны. Еще интереснее обстоят дела в районе форта №7 (неподалеку от остановки «Фабрика «Заря»), где строительство коттеджей уже идет непосредственно на территории памятника. То же самое - в районе Токаревской кошки на «Маяке», где коттеджным строительством затрагивается территория батареи «Береговая Токаревская»…

Сейчас много говорят о возможности проведения во Владивостоке саммита АТЭС-2012. В плане мероприятий по подготовке к саммиту значится и восстановление по крайней мере четырех объектов Владивостокской крепости на острове Русском (предполагается, что саммит может пройти именно там). Однако если положение дел останется таким, как сегодня, похоже, восстанавливать скоро будет просто нечего.

Владимир Калинин, краевед, один из авторов книги «Крепость Владивосток»:

- Береговая артиллерийская батарея № 902 Владивостокского сектора береговой обороны возводилась с 1932 по 1934 год. Работы вел сам автор проекта военный инженер Беляев. Батарея была вытянута в одну линию с севера на юг примерно на протяжении километра. В ее состав входили четыре орудийных блока, блок силовой станции, командный пост. Все железобетонные блоки огневой позиции командного поста соединялись углубленной потерной, связанной с ними вертикальными шахтами высотой 12 - 15 метров. С моря огневую позицию было совершенно не видно: она размещалась закрыто на обратном скате отрога горы Ахлестышева. Батарея защищала подходы к проливу Босфор-Восточный со стороны Уссурийского залива. А при взаимодействии с железнодорожной батареей № 8 призвана была не пропустить неприятельские корабли в Уссурийский залив.

После расформирования батареи в 1961 году артиллерийские системы были демонтированы, рубка дальномера снята, огневая позиция батареи заброшена. Командный пост некоторое время еще использовался частями ПВО, но вскоре и он оказался не у дел. Оборудование погребов боезапаса, металлические трапы в шахтах, отопительные котлы и дизель-генератор в силовой станции в блоках огневой позиции батареи сохранялись до 2000 года.

А потом наступили варварские времена: оборудование силовой демонтировали, трапы в шахтах срезали, «начинку» погребов (элеваторы, стеллажи и т.д.) уничтожили. В конце прошлого года стали «разделывать» уже металлические основания для орудий, вскрывать кабельные каналы в бетонных полах, разрушать бетонные брустверы орудийных двориков, чтобы добраться до броневых плит, закрывающих сверху шахты подачи боезапаса.

Всему миру известны немецкий Атлантический вал, вытянувшийся вдоль побережья Западной Европы от Бискайского залива до Баренцева моря, а также укрепления, построенные японцами на захваченных ими островах Тихого океана, - береговые фортификационные комплексы периода Второй мировой войны. Чего не скажешь о русских оборонительных сооружениях, защищавших все стратегически важные участки тихоокеанского побережья СССР. Тем временем, они были, пожалуй, самыми мощными не только на Тихом океане. Береговая оборона главной военно-морской базы Тихоокеанского флота Владивосток протянулась примерно на 300 км вдоль побережья залива Петра Великого от устья реки Туманган до мыса Поворотного и далее вдоль побережья Японского моря до бухты Преображения.

Она сыграла исключительно важную роль как сдерживающий фактор против нападения Японии на побережье СССР со стороны моря. Наиболее важным компонентом этой мощной оборонительной системы считаются 180-мм береговые артиллерийские батареи.

Выбором новых позиций для размещения тяжелых батарей занималась специальная комиссия. У форта № 12 в северо-восточной части Русского острова она определила закрытую позицию для батареи № 902 на четыре 180-мм артиллерийские установки. На террасе вблизи юго-восточного угла бухты Новик - для батареи № 981 на два трехорудийных башенных артиллерийских 305-мм орудия (их сняли с линкора «Полтава»), на южном побережье Русского острова вблизи форта № 10 разместили батарею № 982 на четыре 180-мм артиллерийских «объекта». Позицию для батареи № 901 выбрали на острове Попова.

В апреле 1932 года командующий Морскими Силами Рабоче-Крестьянской Красной Армии В. Орлов утвердил предварительные технические задания на постройку тяжелых батарей под Владивостоком, причем технические задания для 180-мм батарей приблизительно соответствовали батарее № 29 Черноморского флота, строящейся в Керчи.

Автор: Юрий Мальцев Геннадьевич