Уникальные ракетные стрельбы прошли успешно

“Противник” в составе мотопехотных и бронетанковых сил захватил часть дальневосточного побережья России. Флот получил приказ спланировать и провести операцию по переброске и высадке морского десанта с целью восстановления российской территориальной целостности. Командующий ТОФ приказал повысить боевую готовность флота, согласно графику которой группировка мобильных сил и сил высадки начала подготовку к выходу в море для проведения десантной операции”. С такой “легендой” в первых числах сентября начались зачетно-тактические учения ТОФ.

10 сент. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №217 от 10 сент. 1997

“Противник” в составе мотопехотных и бронетанковых сил захватил часть дальневосточного побережья России. Флот получил приказ спланировать и провести операцию по переброске и высадке морского десанта с целью восстановления российской территориальной целостности. Командующий ТОФ приказал повысить боевую готовность флота, согласно графику которой группировка мобильных сил и сил высадки начала подготовку к выходу в море для проведения десантной операции”. С такой “легендой” в первых числах сентября начались зачетно-тактические учения ТОФ.

Вторая сентябрьская ночь уже несколько часов властвовала над базой, а на палубе гвардейского ракетного крейсера “Варяг” не стихало оживление. В лучах прожекторов под аккомпанемент команд и звонков двигалась стрела плавкрана. Шел один из последних этапов подготовки к ракетной стрельбе по морской цели - погрузка практической ракеты.

На фоне темно-чернильного неба она проплыла из раскрытого чрева малого десантного корабля. С помощью растяжек члены погрузочной команды осторожно положили ее на направляющие ракетно-погрузочного устройства, пристыкованного к контейнеру. Моряки с красными повязками на руках сцепили ракету с кареткой, и длинное двухцветное тело под собственной тяжестью медленно втянулось в свое недолговременное пристанище. Крышка контейнера закрылась.

Точно в назначенное время силы, участвовавшие в операции, скрытно покинули места постоянного базирования и произвели развертывание в районах рас-

средоточения. В точках незащищенных якорных стоянок была организована универсальная оборона, включающая защитные меры от атак с моря и с воздуха. Морские пехотинцы заканчивали последние приготовления к посадке на десантные корабли.

В отличие от остальных участников маневров ракетчикам гвардейского ракетного крейсера “Варяг” предстояло наиболее сложное испытание - стрельба из главного комплекса. В последний раз стрельбы крылатыми ракетами были достаточно давно. За это время “Варяг” сменил место базирования, произошла почти полная замена личного состава. К сентябрю этого года на крейсере не осталось ни одного офицера из тех, кто когда-либо принимал участие в подобных стрельбах.

Вызывали серьезные опасения и некоторые неисправности материальной части “Варяга”. Чего стоило флотским специалистам доложить к назначенному времени о готовности комплекса к бою - тема отдельного разговора. Здесь ведущую роль сыграли офицеры ракетно-артиллерийского управления ТОФ, в том числе контр-адмирал Иван Моисеенко, капитаны 1-го ранга Михаил Лысый, Николай Иванов, Александр Куроедов и другие. Как бы там ни было, но к дате начала маневров главный комплекс был в полном порядке.

Замысел этих ракетных стрельб возник достаточно давно, и лишь известные трудности не позволили воплотить его в жизнь. Однако в этом году командование ТОФ решилось провести стрельбу разнородных сил флота по морским целям крылатыми ракетами. Специфика стрельб заключалась в том, что пуски производились разными группами одновременно с разных направлений и дистанций по усложненным мишеням. Такое упражнение еще не выполнялось в Военно-морском флоте России.

В отдаленном районе моря в точке своей последней якорной стоянки покачивался на волнах безлюдный малый десантный корабль. Более 30 лет он исправно служил флоту. Ему-то и была уготована судьба стать морской мишенью.

На “Варяге” сыграли учебную тревогу. Жизнь на корабле переместилась с палуб, из кают, кубриков и коридоров на боевые посты, за бронированные двери, в мир гула механизмов, мерцающих бликами экранов и приглушенных голосов команд.

Заканчивались последние приготовления к пуску. Прошла проверка внутреннего функционирования, введены стартовые задачи, данные по цели, погодные условия. Вычислительная машина определила пеленг и дальность стрельбы. Крейсер лег на боевой курс, началась предстартовая подготовка. Крышка контейнера пошла вверх, и остроконечная головка ракеты невидимой прямой соединилась с целью.

Над морем послышался нарастающий гул - это заработал маршевый двигатель...

Наконец послышалось командирское - “Пуск разрешаю”. Командир ракетчиков гвардии старший лейтенант Виталий Гонтарь плавно нажал кнопку пуска. Цепь замкнулась, и ракета, вырвавшись из замкнутого пространства, ослепила всех на мгновение огнем маршевого двигателя и устремилась к цели. Вслед за ней с установленным промежутком рванулись ракеты с эсминца “Безбоязненный”, ракетных катеров и берегового дивизиона капитана Андрея Буланкина.

На главном командном посту установилась тишина. Все взоры собравшихся были обращены на экран станции, по темно-зеленому фону которого “бежала” белая отметка. Через несколько минут прошло сообщение авиации - в районе мишенной позиции наблюдается пожар. Подлетев к отмеченному на картах участку, они не сумели ничего обнаружить - покрытое зябью пустынное море стало последним свидетелем успеха ракетчиков.

Автор: Александр КОСОЛАПОВ, пресс-центр ТОФ, специально для “В”