Америка России подарила пароход

Визит американских кораблей, прошедший на фоне встречи президентов России и США, навеял некоторые воспоминания о прошлом нашего региона.

5 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2169 от 5 июль 2007

Визит американских кораблей, прошедший на фоне встречи президентов России и США, навеял некоторые воспоминания о прошлом нашего региона.

Генерал-губернатор Восточной Сибири Муравьев-Амурский, возвращаясь в 1859 году из японского порта Хакодате, держал флаг на пароходо-корвете «Америка». Корабль пересек Японское море, ткнулся в берег и пошел вдоль него. Генерал-губернатор, переполненный чувствами «первооткрывателя», щедро раздавал названия вновь открытым мысам и бухтам. Так на картах появились: залив Петра Великого, Амурский и Уссурийский заливы, острова Аскольд, Русский, Путятина, бухты Новик и Воевода. Корабли вошли в последнюю самую удобную, узкую, глубокую бухту.

- Ваше сиятельство, - обратился к графу капитан корабля, - мы предлагаем назвать сей полуостров полуостровом Муравьева-Амурского!

- А я, - сказал граф, - даю сей бухте имя Золотой Рог, а город, который, несомненно, появится здесь, нарекаю «владей востоком».

Так палуба корвета «Америка» стала первым фундаментом Владивостока. А главная улица города долго называлась Американской. Между прочим, корвет был построен на верфях Нью-Йорка…

Потом, в годы Гражданской войны, Россия могла вообще потерять Владивосток. Япония, аннексировавшая Корею, была не прочь расширить свои владения за счет Приморья. Зато «против» японского Владивостока были Соединенные Штаты Америки, которые держали здесь больше десяти тысяч солдат. Так одни «оккупанты» спасли Владивосток от других.

Не стоит забывать и о русских военных кораблях, которые во время американской гражданской войны не дали Англии и Франции шанса высадить десанты в американских портах.

Как ни странно, началось все с Крымской войны. Пока Россия воевала со всеми ведущими державами, только Североамериканские Соединенные Штаты поддерживали нас. В лазаретах Севастополя работали десятки американских врачей-добровольцев.

А когда в Америке разгорелась своя война, в 1863 году Александр Второй послал две эскадры. Одна, Тихоокеанская (четыре корвета, два клипера), стала на якорь в Сан-Франциско. Вторая, Атлантическая (три фрегата, два корвета и один клипер), - появилась в Нью-Йорке. Русские корабли стояли у американских берегов почти девять месяцев.

Откровенно говоря, мы не столько помогали «северянам» против «южан», сколько угрожали Англии и Франции. В русской Польше вспыхнуло восстание. И на случай, если бы англичане и французы выступили на стороне поляков, командиры эскадр получили приказ топить английские и французские корабли.

Но для американцев прибытие российских кораблей стало добрым знаком. Контр-адмирал Попов опубликовал в газетах Сан-Франциско письмо. Он обещал, что русская эскадра «единственно из человеколюбия» защитит мирных жителей города в случае нападения кораблей «южан».

В те годы госсекретарь США Сьюард отмечал: «Наша дружба распространяется на Россию в любом случае, и мы предпочитаем ее любой другой европейской державе просто потому, что она всегда желает нам добра»...

Автор: Андрей Калачинский