Депутатские страсти: между секвестром и референдумом

Разногласия по программе приватизации муниципального имущества в очередной раз привели к срыву заседания Думы Владивостока, частично проведенного в минувший четверг. Впрочем, по крайней мере один принципиальный вопрос депутаты успели всесторонне рассмотре

3 июль 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2167 от 3 июль 2007
87b2962b6401854687439b95785413c1.jpg

Разногласия по программе приватизации муниципального имущества в очередной раз привели к срыву заседания Думы Владивостока, частично проведенного в минувший четверг. Впрочем, по крайней мере один принципиальный вопрос депутаты успели всесторонне рассмотреть и принять сразу в трех чтениях (не считая присвоения звания почетного гражданина Владивостока, о чем «В» сообщил в пятницу, и выдвижения кандидатов от думы в крайизбирком, коими стали председатель Владивостокской муниципальной избирательной комиссии Татьяна ШКЛЯРОВА и замначальника правового отдела гордумы Юлия ЧИЧАЕВА). Имеется в виду решение о проведении во Владивостоке общегородского референдума по вопросу о схеме выборов городской думы, которые должны пройти в декабре.

Приватизационный паралич чреват обрезанием бюджета

Уже накануне июньской очередной сессии было практически очевидно, что включенные в повестку заседания вопросы о приватизации вновь приведут к параличу нормотворческого процесса в Думе Владивостока (как это было на двух предыдущих заседаниях 31 мая и 20 июня). Поэтому еще при утверждении повестки дня депутат Валерий КОРОЛЮК предложил исключить из нее 14-й и 15-й «приватизационные» вопросы, а 16-й вопрос (о почетных гражданах Владивостока) рассмотреть первым по счету. Его поддержал депутат Игорь ЧЕМЕРИС, сообщив, что к 8 июля органы прокуратуры предоставят депутатам список протестов, связанных с программой приватизации муниципального имущества. В качестве контрудара присутствовавший на заседании вице-мэр Владивостока Константин СТОЦЕНКО попросил перенести рассмотрение 14-го и 15-го вопросов в начало, заявив, что в случае неутверждения депутатами программы городскому бюджету грозит секвестр на 500-600 млн. рублей. Большинством голосов предложение Стоценко было поддержано, но объективно перенос приватизационных вопросов в начало привел к тому, что на заседании удалось рассмотреть лишь три вопроса - о почетных гражданах, о референдуме и о выдвижении кандидатов от гордумы в Избирательную комиссию Приморского края - из 21 (включая два дополнительных).

Следующим вопросом повестки была как раз программа приватизации, но тут депутаты Валерий Королюк, Игорь Чемерис, Александр ПРИХОДЬКО и Игорь ТОКАРЕВ покинули зал заседаний, лишив таким образом оставшихся парламентариев кворума и прекратив заседание. В последнее время такие демарши вновь стали во Владивостоке одним из самых популярных методов политической борьбы, или, точнее, политического бокса без правил - срыв кворума равноценен удару ниже пояса. Причем в первую очередь, как всегда, достается ни в чем не повинным горожанам: в числе трижды нерассмотренных оказались вопросы о порядке доставки умерших в морг, организации похоронного дела, принятии городских программ по занятости населения и развитию физкультуры и спорта, принятии положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе во Владивостоке и т. д. Судя по полному пренебрежению загробной тематикой, наши городские депутаты не боятся ни бога, ни черта, а уж секвестром их точно не запугаешь.

Депутатов рассудит избиратель?

Принятое, тем не менее, сразу в трех чтениях решение думы «О проведении референдума на территории городского округа город Владивосток» заслуживает отдельного комментария. Дело в том, что в среду, накануне заседания владивостокской думы, Законодательное собрание Приморского края завершило работу над поправками в Избирательный кодекс. Наряду с рутинным приведением документа в соответствие с новациями федерального законодательства краевой парламент узаконил смешанную систему выборов (половина депутатов - по партийным спискам, половина - по традиционным одномандатным округам) для городских дум Владивостока, Находки и Уссурийска как имеющих более чем стотысячную численность избирателей. Характерно, что крайизбирком изначально предлагал полностью пропорциональную «партийную» систему там, где в городском Уставе не прописана смешанная схема выборов. Но законодатели-«единороссы» в главе со своим лидером Владимиром КУРИЛОВЫМ внесли в законопроект крайизбиркома поправку, согласно которой «по умолчанию» выборы в муниципальные думы должны проходить именно по смешанной системе.

Эти поправки проходили не без скандала: провести их, как полагается по регламенту, перед сессионным заседанием через профильный комитет ЗС по региональной политике и законности не удалось из-за того, что депутат ЗС, член «Свободы и народовластия» Галина МЕДВЕДЕВА трижды срывала кворум на заседании комитета, покидая своих коллег при каждой попытке рассмотреть данный вопрос. В результате поправки в Избиркодекс пришлось провести через другой комитет ЗС - по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам в главе с Галустом АХОЯНОМ. Выполнить эту процедуру удалось буквально за считанные минуты до открытия заседания Законодательного собрания. Кстати, инициатор принятия решения о референдуме депутат Думы Владивостока Игорь ШПАКОВСКИЙ (соратник Медведевой по партии) уже пообещал оспорить в краевом суде решение ЗС по изменению Избиркодекса. По его мнению, оно принято с нарушением закона именно потому, что было проведено не через профильный комитет по региональной политике и законности, а через бюджетный.

Как бы то ни было, в среду вечером поправки в кодекс были приняты приморским парламентом, а в четверг по инициативе Игоря Шпаковского Дума Владивостока приняла в трех чтениях решение о проведении во Владивостоке референдума по вопросу о схеме выборов. При этом правовой отдел дал негативный отзыв на включение этого вопроса в повестку, поскольку то ли из-за спешки, то ли из-за незнания городских правовых актов автор инициативы не сформулировал вопрос референдума и не определился с датой его проведения.

Похоже, что эти «детали» думскому большинству были не столь важны в отличие от самого факта объявления референдума, то есть апелляции непосредственно к избирателям как к последней инстанции. Действительно, принципиальную важность имеет недвусмысленно выраженная позиция большинства депутатов думы краевого центра, которые не согласились с тем, что на муниципальном уровне парламентарии должны избираться по партийным спискам. В упрощенном виде их аргументация выглядит примерно так: в городе житель каждого дома должен знать своего депутата если не в лицо, то по фамилии, тогда как выборы по партийным спискам приведут к обезличиванию контактов между избирателями и избранниками. Да и практика показывает, что на уровне городов и районов (в отличие от федерального и, в меньшей степени, регионального) избиратель голосует не столько за политические силы, сколько за конкретных людей. Кроме того, активность городских парламентариев может объясняться тем, что в Думе Владивостока весьма увесист блок «черепковцев» - членов партии «Свободы и народовластие». Учитывая, что в марте данную партию ликвидировал Верховный суд РФ, на выборах по партийным спискам этим депутатам мало что светит - разве что сменить партию…

Референдум в тумане

Теперь вопрос о проведении референдума и, следовательно, о схеме декабрьских выборов Думы Владивостока зависит от позиции администрации Владивостока, которая вольна поддержать или отклонить инициативу депутатов. Нельзя исключить, что мэрия попытается увязать свое согласие с принятием депутатами приватизационной программы либо с иными позициями для «торга». Хотя стойкость думского меньшинства и его готовность пойти на крайние меры уже не раз доказана, как, впрочем, и сговорчивость большинства.

В случае принятия положительного решения мэрией на подготовку и проведение референдума отводится 45 дней - и это при том, что декабрьские выборы нужно успеть назначить в начале сентября. Чтобы референдум состоялся, необходима явка не менее половины избирателей города - возможно ли это в период отпусков и дачных работ? Конечно, прежнему мэру удавалось обеспечить требуемую явку, но тогда город и край работали в одной связке, умножая свои ресурсы. А сейчас краевые власти оказались по другую сторону нормотворческих баррикад, что обещает дополнительные осложнения инициативе Шпаковского. К тому же решение городского референдума не имеет прямого юридического влияния на решения краевого парламента.

Согласно формулировке из релиза пресс-службы Думы Владивостока «горожанам будет предложено определиться, предпочитают ли они выборы по одномандатным, многомандатным округам или по партийным спискам». Так что теперь полем битвы сторонников и противников выборов по партийным спискам станет не зал парламентских заседаний, а политическое самосознание жителей Владивостока - субстанция достаточно активная, хотя и малопредсказуемая.

Автор: Александр Карташов Анисимович