Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Общество

Харбин: от выставки к ярмарке. Ожидает ли нас наплыв китайских автомобилей?

Я давно живу в Харбине, и каждый год в июне происходит одно и то же. Большинство моих приятелей из русской диаспоры Харбина чрезвычайно загружено работой. Всем некогда: встречи отменяются, все несрочные дела, вся «текучка» переносится на время со стран
Харбин: от выставки к ярмарке. Ожидает ли нас наплыв китайских автомобилей?

Я давно живу в Харбине, и каждый год в июне происходит одно и то же. Большинство моих приятелей из русской диаспоры Харбина чрезвычайно загружено работой. Всем некогда: встречи отменяются, все несрочные дела, вся «текучка» переносится на время со странным именем – «после выставки». Переводятся на русский и китайский языки различные материалы, редактируются выступления, переводчики согласовывают условия своей работы на выставке.

Ярмарка – значит торговля!


И вот день открытия. С утра в огромном здании выставочного комплекса - суета. Охрана, пожарные, переводчики, разноязычная публика у всех входов на территорию комплекса с нетерпением ожидают приезда высоких китайских руководителей и почетных гостей.

Петарды, громкая музыка и разноязычный говор тысяч людей почти оглушают, но после 10-11 часов суета открытия стихает: выставка втягивается в работу. Все залы ярмарки заполнены до отказа. Оформление павильонов приятно радует глаз необычными модернистскими формами. У стендов слышны заинтересованные разговоры посетителей с промоутерами своей продукции. Рекламные проспекты перекочевывают к посетителям выставки, записываются телефоны, «мыльные» адреса, идет обмен визитками.

У стендов с пищевкой - бойкая торговля выставочной продукцией, как на утреннем китайском рынке. Единственная разница - продавец не кричит во все горло, зазывая покупателей к прилавку. Если не купить, то попробовать ароматную, пряную продукцию не откажется никто. Особым успехом у русских посетителей, в основном мужчин, по традиции пользуется стенд «Харбинское пиво».

Китайская медицина представлена тоже очень широко! Через каждые пять минут вам протягивают различные по весу, конструкции и цвету массажеры. Зазевавшемуся посетителю тут же намнут спину с помощью этих чудо-аппаратов. Ко мне почему-то настойчиво приставали продавцы электронного агрегата с большим плоским контактом, напоминающим большую бабочку. Эту лепешку мне настойчиво пытались пристроить на загривок и продемонстрировать всю силу китайской медицины на моем организме.

Самое сильное впечатление на меня произвел тибетский гуру, стоявший у стенда традиционной тибетской медицины. По внешнему виду он больше был похож на афганского моджахеда в плоской шапочке, с бородой, но без «калаша» и гранатомета, странным стечением обстоятельств занесенного на международную выставку. При виде любого иностранца он начинал улыбаться. И большинство посетителей с удовольствием фотографировалось с ним на память.

Вишенка с китайским привкусом

Вспомнив о просьбе моих приятелей из Владивостока посмотреть оборудование для производства одноразовой посуды, я не стал полагаться на случай, а обратился в информационное бюро выставки. Симпатичная китаянка с русским именем Лилия, разобравшись, что означает слово «пластик», быстро нашла в компьютере номера соответствующих стендов. Я за полчаса посетил их все, собрал буклеты и визитки, выполнив данное мне поручение. Что любопытно - два года назад я пытался сделать то же самое, но тогда в бюро информации я не нашел ни одного человека, говорящего на русском или английском языке.

Кстати, и Лилия не до конца четко выполнила задание - на открытом воздухе, под брезентовыми навесами, я позже обнаружил еще около 20 стендов с оборудованием для изготовления любой пластиковой посуды.

Здесь же, на большой площадке, экспонировались различная китайская автотехника и аксессуары к ней. Вспомнилось мое первое посещение Харбина в 1989 году. Тогда главным средством передвижения по городу был велосипед. На всех дорогах была выделена полоса для велосипедистов, и во многих местах «доля велосипедной части» дороги была равной «автомобильной» части. Сегодня на дорогах северного Китая вы тоже увидите велосипедистов, но их доля совсем незначительная по сравнению с автомобилистами. Китайское правительство сделало ставку на привлечение в страну высоких технологий, и компании, первыми пришедшие на этот гигантский рынок, сделали здесь огромные деньги.

Например немецкий «Фольксваген». Сотни тысяч автомашин этой марки работают в Китае пассажирскими такси! Постепенно китайцы и сами научились конструировать и изготавливать автомашины. И сегодня уже европейцы покупают китайские авто: малолитражка с симпатичным именем «Черри» (вишенка) «бегает» сегодня и по парижским, и по берлинским, и по московским дорогам.

Китайцы вообще большие умельцы копировать, заимствовать и потом продавать тому же, у кого позаимствовали идею или техническую новинку, но по более низкой цене. Мой приятель купил как-то на антикварных развалах статуэтку из бронзы. Сам он по специальности реставратор, художник и до тонкостей разбирается во всех нюансах при покупке изделий из «старины глубокой». На бронзе раз в двести лет появляется слой окисления металла, так называемая патина. По словам моего друга, наличие этой самой патины является неопровержимым доказательством подлинной древности изделия из бронзы. Приемлемая цена и патина сподвигли его на приобретение «антика», а я по приезде в Россию проконсультировался у одного из моих знакомых химиков. Он объяснил, что сейчас существуют технологии искусственного получения патины и далеко не факт, что мой приятель купил подлинный раритет - желательно сделать химический анализ. Я не стал расстраивать моего друга, но историю эту вспомнил, глядя на китайские авто.

Китайцы исторически недолюбливают японцев. Во-первых, они считают их просто отделившейся от метрополии частью китайского народа, находя подтверждение этому и в письменности японцев, и в их культуре. Бесчинства японских милитаристов в период продолжительной оккупации северо-восточного Китая (с 1932-го по осень 1945 года) не забыты китайцами и по сей день. В этом вопросе их отношение ко всем японцам более жесткое, чем наше отношение к немцам, мы более склонны прощать, чем восточные народы. А автобизнес - это возможность мирными методами показать Стране восходящего солнца, что китайская промышленность активно развивается и уже дышит в затылок японскому автопрому. Наши, дальневосточные, потребители пока безоглядно влюблены в японский «секонд-хенд». Но времена меняются, и что будет через пять - десять лет?

Может, и мы пересядем на новенькие китайские «Черри» и «Грейт Воллы»?

Вместо послесловия

…Россию на ярмарке представляли Читинская область, Еврейский автономный округ, Саха-Якутия. Приморье представляли только автотранспортники, банк «Приморье» и совместный российско-китайский университет «Дружба» с тремя очаровательными переводчицами из ДВГУ. Прямо скажем, бедновато… Может быть, я кого-то не заметил, но по сравнению с предыдущими годами представительство нашего края невеликое. Правда, 16 июня в Международном центре конференций прошла презентация темы «Потенциал развития аквакультуры Приморского края».

Запомнился даже не стенд - комплекс стендов Белоруссии! Вот уж кому не нужно краснеть за свое участие в выставке. Здесь, надо полагать, государственный подход президента Лукашенко сыграл свою положительную роль - сотрудничеству с Китаем в Белоруссии уделяют большое внимание. И результатов много: стенды тракторного завода «Беларусь» и знаменитые «БелАЗы» пользовались огромной популярностью у китайцев.

Если позволить себе критический взгляд на 18-ю ярмарку, то можно сказать, что интерес российских деловых кругов к ней слабеет, а традиционная тяга китайской стороны к получению прибыли здесь и сейчас превращает выставку-ярмарку в большую распродажу, в рынок. Думается, что наши предприниматели протоптали тропинки на китайский юг, к реальным производителям и не хотят тратиться на северную торговую столицу Китая, всегда жившую перепродажей продукции южан в Россию или завозом в Китай российского сырья. Или, может быть, просто этот год такой неудачный?

Автор : Сергей ГРИБИН

comments powered by Disqus
В этом номере:
2 июля – День рождения Владивостока
2 июля – День рождения Владивостока

День рождения города - праздник всех, кто здесь родился и вырос, кто приехал однажды, чтобы остаться навсегда в прекрасном городе, отмеченном особым колоритом, богатыми традициями, славной историей.

1 июля – День работников морского и речного флота
1 июля – День работников морского и речного флота

«Для Приморья морской транспорт является одной из ключевых отраслей экономики. Здесь сосредоточены крупнейшие российские судоходные компании, обеспечивающие надежное движение грузов по всему миру...»

Опять четверка. Полку почетных граждан Владивостока прибыло
Опять четверка. Полку почетных граждан Владивостока прибыло

Вопрос о присвоении званий почетных граждан Владивостока, стоявший в проекте повестки вчерашнего заседания городской думы под номером 16, был рассмотрен первым. Дело в том, что обычно очередных «почетных» избирают к Дню города.

Июньские всходы на законодательном поле
Июньские всходы на законодательном поле

Очередное заседание Законодательного собрания Приморского края (ЗС ПК), состоявшееся в минувшую среду, внесло существенные изменения в региональное правовое поле...

КНДР запустила ракеты

Несколько дней назад с территории Северной Кореи в сторону Желтого моря было произведено два пуска ракет малой дальности. Предположительно учебная стрельба велась ракетами класса «земля-корабль».

Последние номера