Новости какого из местных ТВ каналов вы смотрите?

Электронные версии
Без политики

«Театру нужно выходить из-под опеки государства!» Станет ли «Горьковка» автономной?

Всего лишь через месяц с небольшим двери краевого академического театра имени Горького закроются, свет на сцене погаснет, актеры и большая часть служащих храма Мельпомены уйдут в отпуск. Чтобы к сентябрю вернуться - с премьерами, в юбилейный, 75-й сезон!
«Театру нужно выходить из-под опеки государства!» Станет ли «Горьковка» автономной?


Всего лишь через месяц с небольшим двери краевого академического театра имени Горького закроются, свет на сцене погаснет, актеры и большая часть служащих храма Мельпомены уйдут в отпуск. Чтобы к сентябрю вернуться - с премьерами, в юбилейный, 75-й сезон! Вероятнее всего, это будет время серьезных перемен. Каких? Об этом и многом другом - разговор с главным режиссером театра Ефимом Звеняцким.

- Итак, грядет юбилейный сезон…

- Да. Вовсю идут репетиции - мы восстанавливаем, спустя шесть лет, «Биндюжник и Король». Думаю, к июню спектакль будет практически готов. Мы уйдем в отпуск, а в сентябре первыми зрителями возрожденного спектакля станут те, кто придет на фестиваль еврейской культуры в Биробиджане. Потом вернемся во Владивосток и в конце сентября откроем 75-й сезон!

Уже есть программа, спонсоры, планы бенефисов, самое главное - есть ожидание праздника. Наш юбилей - это событие не только для театра, а для всего края. Думаю, с этим все согласны.

Не хочу много говорить о планах. Репертуар всегда рождается сегодня и сейчас. Когда выбираю спектакль, в первую очередь думаю об артисте. «Трамвай «Желание» - это Александр Славский и Светлана Салахутдинова. «Три сестры» - Лариса Белоброва. «Поминальная молитва» - Володя Сергияков. Так и сейчас. Читаю «Филумено Мартурано», «Любовь под вязами» Юджина О’Нила, «Живой труп» Толстого, «Бесприданницу» Островского, «Маскарад» Лермонтова. Как видите, это те пьесы, в центре которых человек и его поступки. Судьбы, не теряющие актуальности никогда.

Если позволите, не стану подводить итоги ушедшего сезона, а лишь вспомню… «Три сестры», «Пять вечеров», «С любимыми не расставайтесь»… Мне кажется, мы последовательно возвращаем зрителю русскую классику и русскую современную пьесу. Это наше главное достижение.

Должен признаться, что по-прежнему не очень понимаю и не принимаю современную драматургию, где нет Петрушевской, Разумовской, Володина… Наверное, я ретроград. Люблю, чтобы на сцене все было внятно, прозрачно и верховодил один человек - АКТЕР! А все фокусы и бранзулетки - не принимаю.

Жалею о том, что мы мало выпускаем детских спектаклей. Мало думаем о том поколении, которое придет в театр через 5-6 лет. Сегодня на вечерние спектакли идут 16-17-летние, те, кого мы вырастили, можно сказать. И их преемники заслуживают, чтобы у нас был детский репертуар: Пушкин, Бажов, Сент-Экзюпери, Лонгфелло, Грин…

- Изменился ли зритель, пришедший к вам сегодня?

- Немного. Конечно, ему открыто куда больше информации: кинофестивали, телевидение, Интернет! Когда-то наш театр был единственным общедоступным массовым зрелищем - еще в здании филармонии, помните? Так что зритель сегодня избалован. Но! Нельзя сказать, что сегодня люди возвращаются в театр. У Владивостока и у нас, как части театральной жизни города, в этом смысле счастливая судьба: зритель от нас и не уходил. Если театр любят - в него ходят. Я уже говорил: не надо тянуть силой и мучить. Но когда параллельно с репертуаром, параллельно с актерскими судьбами одно театральное поколение взращивало другое, можно радоваться. И можно говорить, что они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Надо беречь зрителя и трогательно к нему относиться.

Да, есть такое: «Подавай комедию!». Не самая приятная история. «Борис Годунов», «Иванов», «Месяц в деревне» играем раз в два месяца. Отдыха и развлекаловки больше, это факт. Театр должен зарабатывать, иначе нам не выжить. Но мы стараемся даже для отдыха выбирать хорошие пьесы, серьезную драматургию. Не идем на поводу у зрителя, а ведем его к тому ряду комедий, которыми не развратишь. Поэтому - Лопе де Вега, Рэй Куни…

Кстати. На сцене театра проходят ведь не только спектакли. Здесь уже были фестивали балета. Будет в этом году бенефис антреприз, как и в прошлом.

- С одной стороны, театр подвергается воздействию зрителей. С другой - российской действительности. Меняются законодательство, социальная политика… Как удается плыть в этом море?

- Не знаю. Конечно, без бюджетного финансирования, без поддержки администрации Приморского края мы бы давно кончились. Вы сами видите - сделан ремонт фасада. Поставлены новые кресла. К юбилею выделены средства на техническое перевооружение сцены, новую аппаратуру.

Однако думаю, что театру нужно выходить из-под опеки государства и переходить на самофинансирование. Конечно, это веревка. Но выхода нет! Сегодняшняя система работы театров с казначейством медленно эти самые театры топит. И я готов призвать людей, с которыми работаю: идем в автономное плавание. Жить, как сегодня, нельзя.

Нужен очень серьезный передел внутри актерского и других цехов. Нужен новый подход, я предвижу много слез и недомолвок. Но мы спускаем на воду «Титаник» и должны сделать все, чтобы, наткнувшись на айсберг изменений в социальной политике, он не пошел под воду, а все-таки выплыл. И маршрут единственный: современный характер мышления, современное руководство. Да, я все меньше говорю о творческом начале, все больше о материальном, экономическом и административном, но что поделать - сначала должен сдвинуться с места этот воз, который «и ныне там», затем - все остальные. Конечно, мы можем оставить все, как есть. Но это будет прозябание.

Мы готовы к переменам - не коммерческий, не антрепризный театр, а автономное учреждение. И я бросился бы в это путешествие. Что поддерживает мой оптимизм? Уважение со стороны зрителя и власти, которое налицо. Думаю, и мы были бы полезнее власти в новой ипостаси.

Помните, как в «Разгроме» Фадеева говорил Левинсон: мы та самая боевая единица, которая впоследствии?.. Так вот это «впоследствии» пришло сегодня. И не надо ждать. Мы должны сохранить человеческое достоинство, честный пригляд к людям, которые приходят в зал, и назначение театра: для человека, о человеке, через человека.

Я живу в этом городе. Люблю его. Владивосток заслуживает того, чтобы в нем жили счастливые люди. Все свои силы отдаю этому.

Автор : Любовь БЕРЧАНСКАЯ

В этом номере:
17 июня – День медицинского работника
17 июня – День медицинского работника

«Поздравляю вас с профессиональным праздником! Вы посвятили свою жизнь выполнению очень трудной, но благородной миссии - заботе о здоровье людей. Низкий вам поклон, уважаемые люди в белых халатах, за самоотверженный повседневный труд, за милосердие!»

За право на детство замолвите слово. Радио «Лемма» подвело итоги благотворительной акции
За право на детство замолвите слово. Радио «Лемма» подвело итоги благотворительной акции

То, что средства массовой информации могут не только развлекать свою аудиторию, но и поднимать в эфире серьезные проблемы, а также находить средства для их решения, в очередной раз доказала радиостанция «Лемма». С 1 по 10 июня популярное радио провело в с

Мастер-класс для чемпионов России
Мастер-класс для чемпионов России

Праздник футбола, который устроила в минувший уик-энд футбольная команда «Луч-Энергия», надолго останется в памяти болельщиков Владивостока...

Даёшь «ё моё»! Депутаты выступают за законный статус буквы

В региональных парламентах страны ширится движение в поддержку буквы русского алфавита, интенсивно употребляемой в устной речи, но практически не существующей на письме.

Бюджетные места в вузах обрезали. Хотя в Приморье выпускников школ стало больше

Количество бюджетных мест в этом году в вузах Приморского края уменьшилось примерно на сотню и составит немногим более семи тысяч (точная цифра будет известна позже, когда Министерство образования РФ утвердит «госзаказ» на каждый вуз).

Последние номера