«Медведь-белоснежка» и три гнома. Фракциям дали право на самоопределение

Определяющей тенденцией российской региональной политической жизни последних двух лет стало возрастание роли политических партий, чему способствует радикальный пересмотр законодательства, прежде всего выборного...

8 июнь 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2156 от 8 июнь 2007
bde8e0df732dcf20954bbbabf4f0e31c.jpg

Определяющей тенденцией российской региональной политической жизни последних двух лет стало возрастание роли политических партий, чему способствует радикальный пересмотр законодательства, прежде всего выборного. В прошлом году приморцы впервые избрали половину депутатов Законодательного собрания по партийным спискам; в декабре текущего года Госдума впервые будет избрана по спискам полностью. А в Московской и Ленинградской областях новые созывы областных парламентов уже избраны по пропорциональной схеме.

Что касается Приморья, то у нас эта федеральная тенденция также находит прямое отражение, причем столь активно, что уже «переливается» с уровня субъекта РФ на крупные городские муниципалитеты. Одним из следствий «репартизации» становятся структурные изменения в четвертом созыве краевого Законодательного собрания (ЗС ПК). В самое ближайшее время, а именно 13 июня, на заседании комитета по регламенту и депутатской этике краевого парламента ожидается увеличение количества партийных фракций в ЗС ПК, альтернативных доминантному депутатскому объединению «Единой России». Их возникновение стало возможным благодаря внесенным в апреле изменениям в регламент Законодательного собрания.

Ты помнишь, как все начиналось?

До апрельской сессии ЗС ПК для создания постоянного депутатского объединения (причем фракции, как прописано в регламенте, создаются «по политическому принципу», а иные объединения - «по территориальному, профессиональному или иному неполитическому принципу») и его регистрации в комитете ЗС ПК по регламенту, депутатской этике и организации работы Законодательного собрания требовалось не менее пяти депутатов. По этой причине, например, депутаты прежних созывов предпочитали группироваться на основе не партийной общности, а личных или философских предпочтений - достаточно вспомнить николаевско-лысаковский «Клуб «Стратегия и реальность», а также блок владивостокских депутатов «Наш город» и противостоявшее ему не только по территориальному принципу «Возрождение Приморья», которое возглавлял нынешний вице-спикер Владимир Масловский. Пиком депутатского формотворчества тех допартийных времен следует, пожалуй, считать загадочное депутатское объединение, зарегистрированное как просто «Объединение». Несмотря на явный абсурдистский вызов в его названии, это формирование насчитывало в своих рядах большинство депутатов краевого парламента.

Но под конец срока полномочий работа ЗС ПК третьего созыва (2002-2006 гг.) была ознаменована драматическим усилением партийной составляющей депутатского корпуса. Появилась насчитывавшая поначалу всего восемь членов фракция партии «Единая Россия». Под чутким руководством Владимира Хижинского она начала стремительно набирать вес, слившись с объединением «Родное Приморье» и вобрав в свои ряды не только правоверных единороссов с партбилетами, но также беспартийных и членов иных партий, например, известного активиста СПС Николая Морозова, получившего в парламентских кулуарах ехидное прозвище «многочлен» за развитую способность к политической мимикрии.

К началу выборного 2006 года некогда влиятельные «Возрождение Приморья» и «Клуб «Стратегия и реальность» (в который наряду с Владимиром Николаевым входили и другие титаны приморской экономики и политики) ушли в небытие. Со вступлением во фракцию «Единой России» Владимира Масловского, Владимира Хмеля и Николая Морочека численность этой структуры дошла до 22 человек, что уже означало уверенное (хотя еще «простое», а не «квалифицированное») парламентское большинство.

Наличие несгибаемой политической воли к укреплению этого большинства стало причиной незабываемой драмы, которую можно назвать в библейском ключе «Избиение аграриев». В начале 2006-го года заявления о своем желании примкнуть к единороссам написали все пятеро членов единственной альтернативной фракции, на тот момент действовавшей в ЗС ПК, - «Аграрной партии России» под руководством депутата «от сохи» Сергея Сидоренко. Мотивация аграриев, заявлявших о неизменности своих политических взглядов, была простой: получив большинство, фракция единороссов превратилась в некий «парламент в парламенте», вследствие чего все решения Законодательного собрания фактически принимались на заседаниях фракции. В ходе пленарных заседаний аграрии практически потеряли возможность влиять на ход событий, из-за чего якобы и решили примкнуть к единороссам, чтобы хотя бы на стадии обсуждения участвовать в реальной, а не виртуальной законодательной деятельности. Единороссы не сразу пошли навстречу аграриям, но в итоге все пятеро успешно перешли в стан «Единой России», а трое - Александр Передня, Юрий Серебряков и Аркадий Кузнецов - даже попали в состав регионального политсовета «ЕР» (за бортом данного органа остались Сергей Сидоренко и Геннадий Лазарев). К этому моменту на посту главного приморского единоросса вице-губернатора Юрия Попова уже сменил ректор ДВГУ Владимир Курилов (который дал требуемые аграриями гарантии в ходе проведенных им переговоров), а фракцию «ЕР» возглавил «личный друг губернатора» и строитель квартир для «молодых семей» депутат Юрий Степанченко.

От пяти до двух: данайский дар «ЕР»

Половина депутатов Законодательного собрания действующего (четвертого) созыва была избрана в 2006 году по партийным спискам, что не могло не отразиться на дальнейшей партизации краевого парламента. Удача улыбнулась в октябре «Единой России» (по списку избраны 13 человек), КПРФ (по списку избраны трое), Российской партии пенсионеров (два человека) и «Свободе и народовластию» (по списку избраны двое). Фракцию на первом этапе смогла создать лишь «Единая Россия», благодаря избранным по одномандатным округам единомышленникам, доведя ее численность до трех десятков человек (председателем фракции стал новоиспеченный депутат Владимир Курилов). У «миноритарных» партий, естественно, также возникло желание создать свои фракции (к примеру, в январе с такой инициативой выступил избравшийся от «Свободы и народовластия» Евгений Оломский), однако сделать это не позволял регламент. Существовала вероятность, что представители оппозиционных партий создадут совместный блок (и достаточно весомый: только избранных по спискам КПРФ, РПП и «СиН» депутатов насчитывается семь, а с избравшейся по одномандатному округу выдвиженкой «СиН» Галиной Медведевой - восемь человек), однако переговоры завершились ничем.

Зато на очередном апрельском заседании Законодательного собрания, которое состоялось 3 мая, были внесены знаковые изменения в регламент. Теперь для формирования фракций необходим «депутатский минимум» в два человека, что позволяет фракционироваться как КПРФ, так и РПП, а также «Свободе и народовластию». Однако на деле это послабление похоже на отвлекающий маневр. Как ни парадоксально, принятые изменения в регламент более всего оказались на руку «Единой России». В соответствии с поправками фракция или группа депутатов, численность которой превышает 50 проц. от установленного числа депутатов, получает право на «обеспечение своей деятельности аппаратом депутатского объединения» в количестве до пяти сотрудников. Неудивительно, что в ходе обсуждения поправок в регламент (которые представляли и «пробивали» именно депутаты-единороссы) как коммунисты, так и члены «Свободы и народовластия» высказывались против того, чтобы за счет бюджета решались организационные проблемы отдельно взятой партии, поскольку остальным партиям создание собственного аппарата не может даже пригрезиться. Впрочем, председатель ЗС ПК Виктор Горчаков попытался успокоить критиков: мол, численность имеющегося аппарата позволяет не раздувать штат, ограничившись внутренней реорганизацией. Действительно, выделить из имеющейся сотни сотрудников аппарата пятерых для фракции квалифицированного большинства не выглядит преступлением против депутатской этики…

И все-таки дополнительная преференция единороссам - налицо, тогда как представители других прошедших в ЗС четвертого созыва партий ощутимых выгод от собственного фракционирования не получают. Ведь и до этого единомышленники с левого фланга голосовали солидарно. И, напротив, партийная дисциплина никоим образом не помешала члену фракции «ЕР» Петру Савчуку голосовать против решения своих коллег о депутатских надбавках к трудовым пенсиям.

Все это позволяет констатировать, что возможность неединороссам создавать фракции приведет лишь к формализации существующего положения, придав имеющимся де-факто объединениям официальный статус фракций. Кстати, вопрос о создании аппарата для фракции «партии власти» обсуждался еще депутатами предыдущего созыва, однако тогда этой инициативе не дали хода (не без влияния прежнего спикера Сергея Сопчука). Было решено, что аппарат ЗС и без того настолько профессионально справляется с обеспечением деятельности всех депутатов, что отдельный штат для фракции просто не требуется.

Четыре колеса лучше одного?

При всех этих оговорках уже известно, что оппозиционеры все-таки воспользуются своим вдруг появившимся правом на создание фракций. Как сообщил «В» координатор депутатов-коммунистов в ЗС Владимир Беспалов, документы, необходимые для создания фракции КПРФ, уже поданы в комитет по регламенту. Процесс несколько затормозился из-за болезни депутата Эдуарда Алексеева и заключения под стражу депутата Дмитрия Мудрова, однако эти трудности не принципиальны. Даже от Мудрова, находящегося во владивостокском СИЗО и обвиняемого в злоупотреблении должностными полномочиями, мошенничестве и растрате, уже получено письменное согласие войти во фракцию. Скорее всего, она будет состоять из трех вышеназванных депутатов, а руководителем станет Владимир Беспалов. Сам Владимир Георгиевич отдает себе отчет в том, что о сколько-нибудь серьезном расширении прав депутатов с формализацией фракции речи не идет, однако «раз уж впервые в истории половина Законодательного собрания избрана по пропорциональной системе, то эти решения, наверное, призваны активизировать деятельность депутатов от политических партий». С учетом тенденций «репартизации» нельзя исключить, что следующий созыв ЗС ПК будет полностью избран по партспискам, и с этой точки зрения курс на самоопределение партийных депутатов и увеличение количества фракций выглядит вполне логично.

С другой стороны, создание фракционного аппарата специально для «Единой России» ставит партии в неравное положение. Поэтому тот же Беспалов не исключает, что «через полгода-год, проанализировав ситуацию, может быть, мы предложим свои поправки в регламент с тем, чтобы остальные фракции тоже получили право на свой аппарат - численностью хотя бы по одному человеку».

Если у коммунистов один из трех потенциальных членов фракции содержится под стражей, то у депутатов от «Свободы и народовластия» и Российской партии пенсионеров - свои сложности: обе эти партии более не существуют (первая ликвидирована решением Верховного суда, а вторая влилась в «Справедливую Россию»). Впрочем, как заверил «В» Евгений Оломский, уже избранным депутатам никак не помешает ликвидация партии. По его словам, заявка на регистрацию фракции «Свободы и народовластия» также уже подана, в нее войдут либо двое (избранные по спискам Оломский и Павел Сахно), либо трое депутатов, включая одномандатницу Галину Медведеву. Вероятнее всего, руководителем фракции станет Евгений Оломский.

Предположительно, свою фракцию создадут и «пенсионеры», по спискам которых в ЗС действующего созыва избрались двое депутатов - Сергей Софин и Александр Ермолаев. По крайней мере, депутат Софин сообщил «В», что этому мешало только отсутствие законной возможности, теперь же таковая появилась.

Нельзя исключить, что некоторые новости преподнесет в недалеком будущем и фракция единороссов. В региональном политсовете всерьез обсуждается возможность ротации его секретаря уже в июне. В этом случае можно предположить, что сменится и руководитель фракции (сегодня Владимир Курилов совмещает обе эти должности, не считая того, что руководит университетом). Кстати, действующий регламент предписывает фракциям проходить перерегистрацию каждые полгода.

Вполне очевидно, что регламент поправили в интересах одной конкретной партии («Единой России»), но не менее очевидно и то, что остальные партии, дабы доказать свою политическую состоятельность, тоже воспользуются появившимся у них правом создания фракций. Тем более что некоторые преференции все-таки получат и они: руководители фракций наряду с председателями комитетов ЗС будут входить в состав Совета Законодательного собрания.

А вот другое предложение по расширению прав фракций, инициированное правовым управлением аппарата ЗС ПК и рассмотренное на майском очередном заседании краевого парламента, одобрения большинства депутатов не получило. Предлагалось наделить фракции правом законодательной инициативы, однако представители полярных флангов парламента высказались против. Аргументируя это возможностью для них самопиара в год парламентских выборов. Конечно, политической рекламой партии будут заниматься в любом случае, в том числе путем выдвижения популистских законопроектов. Но такого рода PR - лишь еще одно неизбежное следствие углубления партийных тенденций в действующем созыве краевого парламента и в структурах власти в целом.

Автор: Александр Карташов Анисимович