За что убили матроса Полежаева?

Когда в городе Горно-Алтайске республики Алтай в декабре 2006 года появились сотрудники военной прокуратуры Владивостокского гарнизона, которые прибыли туда с целью задержания 23-летнего Анатолия С., бывшего матроса ТОФ, для парня это стало полной неожида

5 июнь 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2153 от 5 июнь 2007

Когда в городе Горно-Алтайске республики Алтай в декабре 2006 года появились сотрудники военной прокуратуры Владивостокского гарнизона, которые прибыли туда с целью задержания 23-летнего Анатолия С., бывшего матроса ТОФ, для парня это стало полной неожиданностью. Буквально за минуту вся его жизнь перевернулась, ибо одна из страшных тайн его жизни, которую он хранил в самых дальних уголках своей души, вдруг стала явью. Родные услышали то, от чего в пору ужаснуться, – оказывается, в армии Анатолий убил сослуживца.

Всплывший криминал

16 апреля 2006 года в море, неподалеку от побережья на острове Русском, был обнаружен разложившийся труп, на котором были надеты матросский гюйс и остаток шинели с фамилией «ПОЛЕЖАЕВ». Как выяснилось, данный матрос пропал из близлежащей части еще полтора года назад. Вообще бегство военнослужащих из частей не редкость. В большинстве случаев они просто не выносят тягот службы и подаются в бега. Причем скрываться такой служивый может довольно долго. Были примеры, когда дезертиров находили через 12 лет, когда те успевали обзавестись женой и детьми. Конечно, пропавших солдатиков и матросиков ищут, но дело это довольно нелегкое. Вот свежий пример. Буквально в конце прошлой недели Владивостокским военным гарнизонным судом был осужден к трем с половиной годам лишения свободы с реальным отбытием наказания в колонии общего режима рядовой Матвей МАТВИЕНКО за то, что самовольно оставил службу еще в 1999 году. Все это время воина разыскивали и в конце концов нашли.

Пропавшего Юрия Полежаева тоже искали, но все было бесполезно. По крайней мере, до тех пор, пока не был обнаружен труп. После этого военная прокуратура Владивостокского гарнизона (ВПВГ) в рамках возбужденного уголовного дела по ст. 105 УК РФ (убийство) начала искать тех, кто совершил убийство.

В ходе следствия вырисовалась ситуация, о которой нужно рассказывать с предысторией. Не секрет, что в любом коллективе не любят людей, которые передают какую-либо внутреннюю информацию руководству. Воинский коллектив – не исключение. Да, есть требования устава. Но есть очень много неформального, что пришло еще из ребяческой поры, где много крайностей и юношеского максимализма. И, в частности, категорическая нетерпимость к тем, кто согласно установкам командования докладывает офицерам о том, что происходит в подразделении. Таких сослуживцы называют «красными» и создают им невыносимые условия. Именно в такие условия попал Полежаев. Сослуживцы его же призыва, уже «годки», узнали, что Юра Полежаев несколько раз письменно докладывал руководству о том, что происходит в их коллективе. Его вызвали на «разбор». И в ходе этого «разбора» выяснилось, что о деятельности товарища знал один из старослужащих – матрос Анатолий С., который «стукачество» не пресек и не предупредил других «годков». И тут возникли серьезные проблемы уже у самого Анатолия. Сослуживцы перестали с ним общаться и тоже записали его в число «красных». Какое-то время Анатолий терпел, а потом решил покарать того, кто его так жестоко подставил.

Месть за «подставу»

То, что случилось дальше, никакого рационального объяснения не имеет. 22 декабря 2004 года, по возвращении Полежаева из госпиталя, ожидавший его Анатолий С. решил с ним разобраться. Как по заказу в тот же день около 14 часов он и Юра Полежаев были направлены на работу в котельную. Там Толя предложил Юре отойти в помещение бани, чтобы поговорить и выяснить отношения. Когда они оказались одни, злость Анатолия выплеснулась наружу, он схватил деревянный брус и несколькими ударами нанес Юре травмы, не совместимые с жизнью. Не думая о том, что теперь он стал убийцей и в строю на поверке будет не хватать одного матроса, Толик спрятал тело в одном из помещений бани. А потом в ночь с 23 на 24 декабря 2004 года вытащил тело убитого им Юры и дотащил его до лодки, находившейся на берегу бухты Бабкина. В итоге труп был затоплен в бухте с грузом, состоящим из двух металлических задвижек. Всем сослуживцам Анатолий сказал, что Полежаев просто не пришел в котельную, пустив следствие по ложному следу. Спустя какое-то время, отслужив, С. благополучно уехал домой. Вот только дембель и вольная жизнь продлились не очень долго – декабрь 2006 года оборвал все надежды Анатолия. Концы, спрятанные в воду, в конце концов «утопили» его самого.

На прошлой неделе «дело матроса С.» было направлено в военный суд Тихоокеанского флота для рассмотрения по существу. Вполне возможно, что за свое преступление теперь он может получить срок до 20 лет лишения свободы или пожизненное заключение. Наверное, сейчас 23-летний бывший матрос жалеет о том, что в армии он пошел на поводу у коллектива: сослуживцы благополучно отслужили и уже давно забыли и про Полежаева, и про Анатолия С., а отвечать за содеянное придется, как говорится, «по полной схеме».

Автор: Кирилл ВОЛКОВ