Миротворец

Пока мы ругаемся по поводу отключенного лифта и считаем колдобины на дорогах вселенской катастрофой, они добровольно едут туда, где проблемы куда серьезней. Они - миротворцы. Первым с 1999 года приморцем в составе мирной миссии ООН стал Игорь Крещенко, на

25 май 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2148 от 25 май 2007
03849578632242b19d8274084ad251eb.jpg


Пока мы ругаемся по поводу отключенного лифта и считаем колдобины на дорогах вселенской катастрофой, они добровольно едут туда, где проблемы куда серьезней. Они - миротворцы. В самых горячих точках планеты в рамках программ ООН они берут на себя заботу о мирных жителях далеких и экзотических для нас стран. Первым с 1999 года приморцем в составе мирной миссии ООН стал Игорь Крещенко, начальник линейного отдела внутренних дел в аэропорту Владивостока.

Каска цвета неба

Ровно полтора года своей жизни Игорь Владимирович пробыл в Косово, неспокойной сербской провинции. Причем его сразу отправили туда, где с начала мирной миссии вообще не было русских из-за агрессивно настроенных ко всему советскому и русскому албанцев.

Село Драгаш, самая южная точка Косово, последний большой населенный пункт провинции на границе с Македонией и Албанией. 2003 год. Приморец Игорь Крещенко вместе с дру-гими российскими миротворцами учит местных азам полицейского мастерства. Собственно, в этом и заключалась их миссия. Ведь сербская полиция ушла отсюда во время военного конфликта. А вновь набранные косовские полисмены – это бывшие официанты, пастухи, трактористы, пришедшие в полицию от безысходности, и очень редко бывшие югославские милиционеры. Другой работы просто нет.

И вот миротворцы показывают на практике, как раскрывать преступления и патрулировать 36 окрестных сел, половину которых целиком населяют те самые этнические албанцы, чьих провокаций русским стоило бы опасаться.

~~Досье «В»
Подполковник милиции Игорь Крещенко пришел в Приморское линейное управление внутренних дел на транспорте в 1994 году. В 2002 году в Москве успешно окончил 45-дневный курс подготовки миротворцев. Награжден двумя медалями - «На службе миру» за Косово и Судан и медалью «За миротворческую деятельность в Африке».~~

- Ну, от российских тамошние преступления мало чем отличаются, - вспоминает Игорь Крещенко. - Самые популярные - кражи скота: баранов, коней, ослов и мародерство в брошенных сербами домах. Так как граница с Албанией и Македонией вообще ничем не обозначена, часто воруют именно соседи. А потом предлагают хозяину выкупить свою же животину за определенную сумму. Ужасны там военные преступления, массовые беспорядочные захоронения, то ли сербами, то ли албанцами устроенные…

~~Справка «В»
Косово - автономный край и историческая область на юге Сербии, место сосредоточения албанского населения. С 1986 года край входит в полосу перманентного межнационального конфликта между албанцами и сербами. В соответствии с резолюцией ООН от 10 июня 1999 года здесь развернуто международное гражданское и военное присутствие - Миссия ООН в Косово. Под ее эгидой действуют международная полиция и вооруженные силы НАТО численностью 4700 человек, в задачи полиции входит обеспечение законности и правопорядка в крае и содействие подготовке местного полицейского персонала. В составе полиции работает около 100 российских милиционеров.~~

И еще этот край прямо-таки напичкан оружием. Сербская армия уходила из Косово, оставляя в просербски настроенных селах автоматы,пулеметы, револьверы, которые раздавали буквально с грузовиков. Местные жители вооружились до зубов. А по дорогам, когда сходил снег или начиналось строительство, находили гранаты, мины, «калаши». Но это еще цветочки.

2004 год. В Косово вспыхнули массовые беспорядки. Албанское население потребовало независимости, в том числе от миссии ООН. Поводом послу-жила надуманная история. Якобы в северной части провинции, в городе Косовска Митровица, поделенном рекой на две части (на южной стороне живут албанцы, на северной - только сербы), пьяный серб натравил большую собаку на албанских детей. Дети испугались, бросились в воду, один утонул. Игорь Крещенко вспоминает, как на уши встало все Косово. За три дня албанцы спалили христианские церкви, школу богословия в Призрани, почти все сербские дома. Начали громить и закидывать камнями учреждения ООН, полицейские станции и управления. Причем ответственная за этот регион группировка НАТО в первые два дня вообще не предприняла никаких действий. Ждали разрешения из штаб-квартиры НАТО. И когда Брюссель решил ввести войска, Косово уже было в дыму и пожарищах, а среди населения имелись пострадавшие.

- Страшно не было, - вспоминает теперь, сидя в своем кабинете, Крещенко. - Надеваешь каску и бронежилет и едешь куда надо. При том, что «голубым каскам» строго-настрого приказали вообще нику-да не лезть, чтоб не провоцировать бунтовщиков на беспорядки. На передовой были местные полицейские, которых мы в свое время обучали.

Навсегда в памяти Игоря Крещенко остался и взрыв на железной дороге на севере Косово. Агрессивно настроенные албанцы заложили взрывчатку в ожидании вагона с сербами. Сами же на ней и подорвались. От них остались только четыре ботинка…

Последним неспокойным эпизодом для Игоря Владимировича в Косово стала драка албанцев в магазине. Хозяин магазина затеял ее с посетителем. Оба схватились за ножницы.

- Мы случайно оказались рядом и стали разводить их в стороны, - вспоминает Крещенко. - И тут один достал из-за пазу-хи пистолет. Ему дали по руке, пистолет упал. Подбежали местные полицейские, защелкну-ли наручники. Все обошлось. Показательно, что за тем, как два русских «балбеса» успокаивают вооруженных албанцев, в дверях спокойно наблюдали миротворцы - немцы и американцы.

24 удара палками за глоток пива

Следующим пунктом миротворца Крещенко стал Судан, куда он отправился в октябре 2005 года.

~~Справка «В»
Миссия ООН в Судане была учреждена 24 марта 2005 года резолюцией Совета Безопасности, который определил, что положение в этой стране продолжает представлять угрозу миру и безопасности. В течение 21 года в Судане шла гражданская война, преимущественно между мусульманским севером и югом, где преобладают анимисты и христиане.~~

- В аэропорту Судана мы вышли из самолета в 12 ночи, -вспоминает он. - Жара 35 градусов, тучи комаров (нас предупредили, что малярийных), голова кружится, страшно хочется пить. Здесь мне предстояло пробыть 13 месяцев.

Судан - бедная страна. На всей ее территории введены законы шариата, которым должны подчиняться и христиане, и кочевники, и даже иностранцы. Президент, мусульманин аль-Башир, своим жестким правлением провоцирует население на конфликты. Миротворцы - те же советники для местных полицейских. А учить их есть чему. Суданские полисмены отстали в развитии лет на 25. Они просто носят форму, не применяя на практике компьютерные технологии и не имея понятия о криминалистике. Штрафы бешеные - по 10, 30 тысяч динаров (один доллар - 250 суданских динаров). Нет денег - иди в тюрьму. Наказание за распитие спиртных напитков - 48 ударов палками. Иностранцу, попавшемуся пьяным, уготовано 24 удара.

Электрифицирована только столица Хартум. В деревнях на керосине и солярке работают генераторы. Нет солярки - нет света и воды, потому что насосы, качающие воду с глубины до 50 метров, тоже не работают. Людям ничего не остается, как идти на ближайшую речку и, если она не пересохла, брать воду там. При том, что великий Нил на территории Судана – это грязно-коричневая река, очистных систем здесь не бывает. Где речек нет, повсеместно встречаются вырытые в грунте котлованы, которые заполняются водой в период сезона дождей. Этой водой, набранной за три месяца, люди и домашний скот пользуются в течение года. В таких котлованах в огромных количествах плодятся малярийные комары. Но для местных жителей малярия как насморк. Они ее даже не лечат.

- Инкубационный период у этой болячки может быть два года, - говорит Игорь Крещенко, переболевший малярией в Судане один раз. - Минимум -три дня. Потом температура поднимается до 40 градусов, знобит, кидает в жар. Через неделю все проходит. Один мой товарищ из России даже гордился тем, что малярия у него была пять раз.

Судан - страна уникальная. Там есть свои пирамиды, но заброшенные и никем не охраняемые. Говорят, они намного древнее египетских. Но нет там железных дорог, потому что президент просто взял и ликвидировал министерство путей сообщения в ответ на недовольство его работников низкой зарплатой и плохими условиями труда. Когда в марте 2006 года объявился птичий грипп, все поголовье птицы было уничтожено, без проверки, в каком именно месте очаг заразы.

Диких животных в этой стране тоже почти нет. Аборигены уверены, что они ушли на юг из-за войны, но обещали вернуться. Остались лишь обезьяны, стаи которых снуют по дорогам, нашпигованным минами.

Собственно, добрая половина населения вообще живет в соломенных хижинах с земляным полом. Атак как прерывание беременности у мусульман строжайше запрещено, в этих хижинах ютится множество детей. Кстати, суданские мужчины работают крайне мало, оставляя это дело женщинам. Все потому, что мужчина должен молиться пять раз в день. Часто Игорь Крещенко наблюдал, как с первыми лучами солнца суданцы ловят такси или рикшу до мечети, а потом пьют чай в ожидании следующей молитвы.

- Кстати, по сути дела шариат - очень эффективная форма правления, - рассуждает Крещенко. - Алкоголизма нет, преступлений очень мало. Воруют лишь малолетки, от нищеты.

Несмотря на свое незавидное положение, Судан потихоньку открывается миру. Вместе с миротворцами в страну пришли деньги. За год, что Игорь Крещенко пробыл в Судане, Хартум очень сильно изменился. Лишь периферия застыла в развитии.

Мирной миссией злоупотреблять не принято

В своих миротворческих путешествиях Игорь Крещенко приобрел не только новые знания о неспокойном мире, но и опыт международного общения. Он узнал, как работают американские, немецкие, французские полицейские. Американцы всех сразу сзади в наручники заковывают, не выяснив, кто подозреваемый, кто потерпевший. У шведов и французов тактика работы схожа с нашей. Немцы предельно педантичны.

- Правда, сейчас Россия сократила число участников мирной миссии, - говорит Игорь Крещенко. – Кроме того, более двух лет ездить нельзя, нужно давать дорогу другим. Мне хватит, я мир посмотрел.

Автор: Вера Конюхова Александровна