«Недоросль»: озорной и остроумный эксперимент

Если школьники привычно скажут, что фонвизинский «Недоросль» скучная пьеса, бога ради, не верьте им. Просто посмотрите новый спектакль театра молодежи «Играем «Недоросль».

23 май 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2146 от 23 май 2007
0cf89c328a0f03b1d4c6df2a22b9ccc6.jpg

Если школьники привычно скажут, что фонвизинский «Недоросль» скучная пьеса, бога ради, не верьте им. Просто посмотрите новый спектакль театра молодежи «Играем «Недоросль».

Вроде бы со сцены звучит давно знакомый текст классической комедии, ан нет. Это музыкальные картинки или новорусский лубок (так, по крайней мере, обозначено в программке) с прелестными остроумными стихами Юлия КИМА и легкой стилизованной под народную музыкой того же Юлия Кима и Александра НИКОЛАЕВА. И сразу текст перестал восприниматься архаикой, а зазвучал неожиданно свежо и современно. Впрочем, только ли текст?

Спектакль, сочиненный Лидией ВАСИЛЕНКО, от начала и до конца пронизан веселым озорством, вызывает бесчисленные аллюзии с нынешними реалиями. Наследство Стародума помещается в его кармане – это вполне современная сберкнижка. Стародум вдохновенно дирижирует самодеятельным хором, как недавний политический лидер, к выходу богатого дядюшки расстилают алую ковровую дорожку, Правдин подтверждает свои полномочия узнаваемыми красными коленкоровыми корочками.

Подобным неожиданным находкам нет числа, не говоря уже о том, что в центре сцены, которую обрамляет покосившийся редкий дощатый забор, прочно стоит старая чугунная ванна, многофункциональная по мере действия. Такое оформление придумал художник Виктор ШМАТОК.

И само действие похоже на веселый балаган, где пляшут и поют (хорошо пляшут и поют) деревенские девки и парни. Верится, что Василенко сплотила дружную команду, где каждый четко понял свои задачи: сценограф, художник по костюмам Наталья СТОРОЖЕНКО (чего стоит нелепый сарафан из ситца и мешковины у непривычно смешной Софьи, под которым неожиданно оказалась балетная белая пачка), и многие певческие номера, созданные Татьяной МОИСЕЕВОЙ и Евгением КИРИЛОВЫМ; и русские пляски, легко и органично трансформирующиеся в подобие твиста в постановке Виктории ВОЛКОГОНОВОЙ.

А вообще хорошая режиссура определяется и по количеству хороших актерских работ. Так вот в «Недоросле» все господа актеры точно на своем месте. Видно, как им безмерно нравится то, что они делают; как они и безмерно стараются порой в ущерб легкости, необходимой для жанра спектакля, порой теряя ритм (как ни странно, этого не происходит в массовых сценах, а лишь когда действуют два-три человека). Но хочется думать, что многое идет от понятного премьерного волнения.

Верен общий тон госпожи Простаковой у Елены ДАНИЛОВОЙ, лишь кое-где пережимает актриса. Органичен, а главное, отлично выглядит внешне – здоровый неуклюжий дылда Митрофанушка Руслана ГУСЕВА. Нелеп и в чем-то трогателен Стародум Виктора САЛЬКОВА. Тонкой беспомощной веткой клонится долу бесприданница Софья Ларисы ПАСТЕРНАК и вдруг, узнав о предстоящем наследстве, распрямляется и лихо скачет. Давно не видела публика такой смешной и темпераментной Аллы БЕЛЫХ, чья няня Еремеевна неожиданно становится мотором происходящего. Красив, строен и безнадежно глуп вояка Милон Сергея ТИЩЕНКО.

Хороши и остальные актеры.

Одним словом, новое прочтение «Недоросля» доставит радость многим зрителям. Остается добавить известную смолоду фразу «Верной дорогой идете, товарищи!», имея в виду доверие театра к молодым постановщикам, которые, набирая профессионализма, в силу возраста способны на смелые и отчаянные эксперименты.

Автор: Искренне ваша Галина ОСТРОВСКАЯ