Мурманские тезисы. Сергей Дарькин доложил Владимиру Путину о портах и судах

В среду президент России Владимир Путин провел в Мурманске на борту ледокола «50 лет Победы» совместное заседание президиума Государственного совета РФ и Морской коллегии при правительстве России.

4 май 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2138 от 4 май 2007

В среду президент России Владимир Путин провел в Мурманске на борту ледокола «50 лет Победы» совместное заседание президиума Государственного совета РФ и Морской коллегии при правительстве России.

В своем докладе губернатор Приморья Сергей Дарькин, с января возглавляющий рабочую группу Госсовета по развитию инфраструктуры морского транспорта, выступил с предложением «разработать и реализовать меры по созданию Дальневосточного кластера морского транспорта».

Как сделать удобным российский флаг?

По данным пресс-службы президента РФ, в стране действует 62 морских порта, однако грузопоток продолжает идти через иностранные порты. «Причины здесь известны: наши учреждения, порты, предприятия не отвечают сегодня современным требованиям и не соответствуют потребностям российской экономики. Это относится к крупнейшим портам, расположенным и на Балтике, и в Новороссийске, и на Дальнем Востоке, и на трассах Северного морского пути», - отметил президент Путин в своем вступительном слове. Следующий важный вопрос - развитие и обновление отечественного морского флота: «На сегодняшний день Россия контролирует более полутора тысяч судов, однако 60,3 процента этого тоннажа перевозится под «удобными» для российских судовладельцев иностранными флагами. И количество таких судов постоянно растет… Средний возраст таких судов - около девяти лет, а тех, которые ходят под российским флагом, - 24 года… Необходимо также отметить, что за последние 15 лет флот морских пароходств сократился в 4,8 раза. К примеру, уже не существует Балтийского морского пароходства, а флот Дальневосточного сократился почти на 66 процентов».

Продолжая эту тематику, первый вице-премьер и председатель Морской коллегии Сергей Иванов напомнил: «Мы помимо традиционных российских портов включили перспективу - включили Козьмино, где будет заканчивать свой маршрут трубопровод «Восточная Сибирь - Тихий океан». Мы сразу же закладываем нормальный порт в Козьмино».

Большое будущее Морского университета

Сергей Дарькин в качестве руководителя рабочей группы представил в Мурманске аналитический доклад, заслуживший согласно отчету кремлевской пресс-службы позитивную оценку президента («Рабочая группа Госсовета вместе с Морской коллегией провели достаточно глубокий анализ положения дел в морском транспорте. И в материалах, представленных вам, содержится немало конкретных предложений»). В докладе обозначены проблемы российского морского транспорта, наиболее острые из которых - снижение тоннажа и старение судов, практика «удобных флагов», дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов, ограничения по развитию портовой и припортовой инфраструктуры, связанные с размещением портов в границах городов, неудовлетворительная организация функционирования пограничных пунктов пропуска. Наблюдается заметный дисбаланс в загрузке портовых мощностей: если терминалы Санкт-Петербурга и Новороссийска перегружены, то порты Северного, Каспийского и Дальневосточного бассейнов имеют избыточные мощности. Из-за несовершенства тарифной политики снижается конкурентоспособность российских портов на Дальнем Востоке и в Калининграде.

Авторы доклада считают необходимым создавать особые экономические зоны портового типа, а уже на их базе - региональные хабы (узлы), обладающие развитой инфраструктурой для «концентрации, распределения и качественного обслуживания транспортных потоков». Отдельно прозвучал в докладе Дальний Восток: «...с учетом ранее принятых решений по развитию и заселению этого региона, а также в целях интеграции в экономику стран АТР» рабочая группа предлагает разработать меры по созданию так называемого Дальневосточного кластера морского транспорта. Такими мерами называются создание Российской судоходной компании с участием государства, а также укрупненного Дальневосточного государственного морского образовательно-научного комплекса на базе владивостокского МГУ имени Невельского.

В своем заключительном слове Владимир Путин отметил: «Некоторые наши моря, бассейны являются непростыми с точки зрения развития морского транспорта». Однако «в некоторых регионах - на Дальнем Востоке, вот здесь, на Севере - это почти идеальные условия… Очень рассчитываю на то, что Морская коллегия, которой мы поручаем координацию действий по развитию морского транспорта, морских портов, будет в этом отношении действовать эффективно. И, конечно, особое внимание нужно обратить и на развитие Дальневосточного региона».

Автор: Василий Авченко Олегович