Концерт на фоне Золотого Рога

Самый титулованный музыкант России маэстро Юрий Башмет вместе со своим детищем - камерным оркестром «Солисты Москвы» дал концерт на палубе большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц». Первое произведение оркестр посвятил памяти Бориса Ельцина. А н

25 апр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2134 от 25 апр. 2007
039c925769bf1f41e483a28c26fa3a84.jpg

Самый титулованный музыкант России маэстро Юрий Башмет вместе со своим детищем - камерным оркестром «Солисты Москвы» дал концерт на палубе большого противолодочного корабля «Адмирал Трибуц». Первое произведение оркестр посвятил памяти Бориса Ельцина. А накануне Башмет двухчасовым концертом в театре имени Горького закрыл фестиваль «Дальневосточная весна».

Во Владивостоке маэстро выступил в рамках юбилейного тура, посвященного 15-летию коллектива. Подобных гастрольных поездок по России - коллектив посетит все федеральные округа страны, 39 городов, даст 42 концерта! - не было даже во времена СССР. 42 - потому что в некоторых городах коллектив дает по два концерта, как в городе нашенском.

Приговор: слуха нет

На эксперименты вроде выступлений на корабельной палубе Юрий Абрамович соглашается с удовольствием.Он никогда не был рафинированным музыкантом, да и в руки скрипку взял без всякого удовольствия…

- Учился в первом классе. Жили скромно, на одну зарплату, и обновки нам с братом покупались по очереди. А тут идем с мамой из школы, и она говорит, что купила мне скрипку. Она считала, что ребенок должен быть чем-то занят, чтобы не вырос бандитом. Львовская консерватория была от нас в двух шагах. Каждую осень по дому ходили студенты: не сдает ли кто комнату или угол? Зашла и к нам девочка. Комнату мы не сдавали, но отпустить ее в ночь мама не смогла, оставила ночевать. Валентина оказалась сестрой знаменитой певицы Александры Стрельченко. И уговорила маму отвести меня в музыкальную школу. Пошла мама проверять мне слух, сказали: слуха нет. Проверили ритм: я повторил легко. Тогда меня все же приняли и стали развивать слух, связки, учить петь. Через месяц я уже лихо писал нотные диктанты. Слух есть у всех, поверьте…

Так вот. Стоим мы с мамой у стола, на нем - скрипка. Самая дешевая, семь или девять рублей. И я понимаю, что жизнь оборвалась. Ну разве будут меня уважать друзья, если я скрипач? Сказать маме не смог, но грустил…

Впрочем, мама моя… Гениально сказал знаменитый Столярский: мне не нужны талантливые дети, мне нужны талантливые мамы. Она была именно такая. Не заставляла часами заниматься и зацикливаться на музыке. Я прыжками в воду увлекался, фехтованием. И велосипед купили. Мама говорила: езжай, захочешь есть - приедешь домой и тогда будешь заниматься. С тех пор не устаю повторять ученикам: не надо тупо пилить часами, лучше поработать час, но по-настоящему, с полной отдачей!

На уроке в музыкальной школе услышал я Шестую симфонию Чайковского. И влюбился в нее навсегда. Считаю, что это лучшая симфония всех времен и народов. Второй любовью моей жизни стал Второй фортепианный концерт Рахманинова. Они, собственно, и привели меня к решению, что я буду играть в жизни: классику или «Битлз» и Джимми Хендрикса… Стал бы я знаменитым, если бы выбрал другую дорогу? Не знаю…

Вы - мои...

Во Владивосток Юрий Башмет прилетел из Японии, где давал 12 концертов и буквально за день до возвращения дирижировал оркестром молодых японских музыкантов. Играли вместе с великой, по мнению Башмета, пианисткой Мартой Аргерих Третий концерт Бартока.

- Было грустно прерывать тур и лететь в Японию и очень приятно возвращаться на родину, - говорит Юрий Абрамович. – Хотя я очень люблю эту страну.

Как нас встречала публика в российской провинции? Не люблю это слово. Хотя во мне нет комплекса провинциала. Заметьте, из по-настоящему талантливых музыкантов мало кто родился в столице. Рихтер - Житомир, Третьяков - Иркутск, Спиваков - Уфа (между прочим, здесь в рамках тура мы сыграли свой 1000-й концерт), Коган - Рига… Заметьте, хотя мы и играем много за границей (если сложить все поездки «Солистов Москвы», получится, что уже 35 раз обогнули Землю по экватору), за 15 лет никто из музыкантов не уехал из России.

Что объединяет нас - меня, публику и музыкантов? То, что вы - мои, а я - ваш, хотите вы этого или нет. Мои музыканты никогда не уедут, и я никогда не уеду.

Башмета меняют только на женщин

В каждом городе, куда приезжают Башмет и «Солисты Москвы», случаются сюрпризы. В Барнауле в казино «Золото партии» музыканта приняли в пионеры. В Новосибирске в гримерку пришла девушка, чья бабушка училась вместе с мамой Юрия Абрамовича. Принесла редкий снимок… В Волгограде в 7.30 музыкантов песнями, плясками и стаканом водки, поднесенным на шашке, встречали казаки.

А во Владивостоке художник Владимир Старовойтов подарил портрет дирижера Геннадия Рождественского. 20 лет назад вместе с оркестром Рождественского Башмет записывал альтовый концерт Шнитке. Владимир присутствовал на записи, зарисовывал…

- О, какой сюрприз, - обрадовался Юрий Абрамович, - выступать с Геннадием Николаевичем было большим удовольствием! Его сына я хочу пригласить в качестве солиста.

Почему занялся дирижированием? Это дополняет мировоззрение музыканта. Мало кто из исполнителей знает партитуру, как дирижер. Это очень сказывается на качестве игры, между прочим. Умение мыслить партитурно дорогого стоит. Когда дирижирует Ростропович, я словно в теплой ванне купаюсь.

Вообще до определенного момента я ненавидел всех дирижеров. Думал, что можно и без них… Но случилось так, что 20 лет назад не приехал на фестиваль во Францию тогда малоизвестный дирижер, мой друг Валера Гергиев. И менеджер убедил меня его заменить. Первые года два на сцене без инструмента чувствовал себя так, словно у меня ширинка расстегнута…

Когда вернулся из Франции, собрал свой первый оркестр «Солисты Москвы». Семь лет мы были успешны. Потом возникла возможность уехать во Францию, подписали контракт на три года. Оркестр уехал в полном составе, с детьми и женами. Я оставался в России, приезжал на репетиции. Через полгода они захотели стать французами… В общем, развелись мы, можно сказать. Бренд «Солисты Москвы» удалось вернуть через суд.

Для меня это была трагедия. Казалось, зарекся навсегда собирать оркестры. Но жена Святослава Рихтера Нина Дорлиак сказала: «Юрочка, столько талантливой молодежи, вы ей нужны! Забывайте обиды и начинайте все сначала!».

В кармане лежали 80 ангажементов на концерты за границей. Я попросил своего студента Романа Балашова (и тогда, и сейчас я преподаю в Московской консерватории), знакомую пианистку и декана музыкального факультета составить списки самых талантливых ребят. Отобрал тех, чьи фамилии встречались во всех трех. Так появились нынешние «Солисты Москвы». Через неделю мы уехали в Париж, потом в Грецию…

С тех пор мы вместе. Феноменально. Мы срослись, проверили друг друга в самых разных ситуациях. Все они, я считаю, мои ученики.

За 15 лет коллектив оставили только трое – да и то (смеется) променяли меня на женщин. Контрабасист женился на итальянке – секретаре, кстати, моего фестиваля, который проходит на Эльбе. Эх, был он незаменимым, хорошо играл джаз… Впрочем, сейчас у нас контрабасист замечательный. Еще один музыкант уехал с женой в Штаты, не стал рушить семью. И третий также, но во Францию. А Роман Балашов сейчас директор «Солистов Москвы»…

Аккомпаниатор для Стинга

Лишний билетик на концерт у театра имени Горького спрашивали на каждом шагу. А стоит ли удивляться приему, который оказывает изголодавшаяся по высокой музыке публика и лично Юрию Башмету, и оркестру?.. Сам музыкант считает, что право на жизнь имеют все: и поп-музыка, и творения Альфреда Шнитке…

- Я ведь не только с классическими музыкантами общаюсь. Дружу, например, со Стингом. Как-то во Флоренции на вечеринке он много раз просил меня сыграть на рояле начало «Фантазии» Шуберта. Но только начало. Я его понимаю, это волшебная музыка. А потом его попросили спеть, понадобился аккомпаниатор. Я когда-то и на гитаре играл, у нас даже бит-группа была в школе (и усы тогда носил, под Мулявина). Согласился подыграть. Выбрали известную песенку, я заиграл, Стинг запел, и тут я понимаю, что после первого куплета ни одной ноты не знаю. Остановился. Стинг в шоке: как, ты не знаешь этой мелодии? Сам-то, отвечаю, не лучше, из Шуберта только и знаешь, что начальную тему «Фантазии». Так что мы квиты (улыбается). Но что интересно – та песня в своем жанре адекватна «Фантазии», понимаете? Как «Мишель» или Yesterday у «Битлз». Это тоже классика, проверенная временем.

Да если взять «На смерть инфанты» Равеля и подложить ритм, выяснится, что это совершенно потрясающий блюз. Мостики, соединяющие жанры, не так уж разведены. У Стравинского много джаза. Мы экспериментируем, играем вместе с Игорем Бутманом, например…

Вы согласны: чтобы понимать, что такое хорошо, надо немножко почувствовать, что же такое плохо? Главное – быть в поиске. Нельзя останавливаться в развитии, особенно музыканту. Надо всю жизнь идти за пером Жар-птицы. Пусть ты его никогда не поймаешь, но надо идти и верить, что уж тебе-то оно достанется. Опору надо искать внутри самого себя. В творческом плане я успешный, счастливый. Если что-то в концерте не получается, расстраиваюсь очень сильно, но кратковременно. И в этом мое счастье (улыбается). В следующий раз – и я это знаю – сыграем лучше.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ