Владивосток-2012: вызов цивилизации

13 апр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2128 от 13 апр. 2007

С недавних пор Владивосток стал известен в России как место проведения саммита АТЭС 2012 года. Вместе с тем, стратегическое видение образа будущего Владивостока уже несколько лет обсуждается разными инициативными группами. Так, уже второй год семинары и публичные лекции в городе организует Центр корпоративного предпринимательства г. Владивостока (ЦКП-В) совместно со своими выпускниками и ПГОМ им. В. К. Арсеньева.

16 марта в музее состоялась публичная лекция Павла Малиновского – преподавателя МГУ им. М. В. Ломоносова, ведущего научного сотрудника ИНИОН РАН на тему «современный город на цивилизационных разломах: как нам капитализировать Владивосток-2012».

После лекции мы встретились с П. Малиновским и соорганизаторами его лекции: Александром Ермолаевым, депутатом Законодательного собрания края, и Юлией Бурилиной, проектным менеджером Тихоокеанской управляющей компании, лидером Клуба выпускников ЦКП-В, чтобы обсудить несколько актуальных для города вопросов.

А. Ермолаев: – Свое видение образа будущего Владивостока я могу выразить так: Владивосток – это «особая культурная зона». Это не противоречит известному понятию «особая экономическая зона», но указывает на приоритет культурной составляющей на этой территории. В начале прошлого века Владивосток был территорией новых возможностей для предпринимателей, которые приезжали сюда из разных стран. Здесь создавалась благоприятная среда для рождения и реализации новых идей, складывалась особая деловая культура, пронизывающая всю городскую жизнь и определяющая развитие города на протяжении многих лет.

Сегодня существует несколько версий будущего Владивостока, но такой, которая была бы принята и жителями, и властью, пока нет. Согласно промышленному сценарию развития в крае появятся атомная станция, нефтепорт, алюминиевый завод и так далее. Эту позицию нужно уважать, но, на мой взгляд, развитие не может происходить только за счет промышленности. Сценарий развития города должен соотноситься с настроем людей, которые здесь живут. Я убежден, что будущее Владивостока возможно прежде всего на основе культуры.

Ю. Бурилина: – Развитие города – это не только использование транзитного положения и превращение его в один из крупных узлов мировой сети сообщений. Для нас, молодых, важно, чтобы в городе формировались возможности для реализации различных проектов, таких как программы по адаптации мигрантов, без которых не будет поддерживаться необходимый уровень экономического развития; как создание инфраструктуры для проведения крупных форумов, выставок и т. д. Все это позволит превратить место, где мы живем, в реально работающую международную коммуникационную площадку.

А. Ермолаев: – Недавно наш город посетил мэтр итальянской архитектуры Анаклето Мариани, который приехал реставрировать наш историко-культурный памятник – гостиницу «Версаль». Мариани впервые оказался во Владивостоке и впечатлился историческим центром города. В местных СМИ он выразил огромную благодарность жителям города за то, что мы сохранили островок Европы в самой гуще азиатского мира, и рекомендовал нам не строить в историческом центре никаких небоскребов. Потому что любой представитель Азии, попав сюда, сразу воспринимает поток европейской культуры через все окружающее – от архитектуры и стиля поведения горожан до сервировки стола.

П. Малиновский: – Взгляд итальянского архитектора затрагивает одну очень важную вещь. В 80-х годах был такой лозунг: «Европа – от Лиссабона до Владивостока». Но сейчас представление изменилось и ваш город мне кажется не только европейским и не только тихоокеанским, хотя это все тоже есть. У города возникло свое лицо.

XX век оставил нам очень сложную задачу: научиться не только межкультурному диалогу, но и межкультурной трансляции, способности к синтезу и передаче ценностей. Это не только терпимость, о которой говорят американцы, но и способность впитывать чужую культуру, принятие и признание чужих ценностей, которые становятся твоими.

Хотя я ходил по Владивостоку всего несколько часов, у меня появилось ощущение, что здесь есть готовность создавать новую культуру, которая не отторгает, а открыто ищет новые ценности, важные и для других культур. Чувствительность или открытость к другим культурам – это и есть образ Владивостока, его преимущество.

Конечно, в АТР есть немало городов, в которых остался европейский след, но городов, которые сохранили аромат восточноевропейской культуры, пожалуй, здесь нет. Поэтому Владивосток имеет огромное значение для России – наверное, такое же, какое за последние годы приобрел Санкт-Петербург, который европейцы наконец признали европейским городом. Портовые города во всем мире являются мостиками, через которые формируется глобальная культура.

А. Ермолаев: – Что может быть результатом такой глобализации в будущем? Означает ли это, что на нашей территории будут жить люди, у которых этическая и культурная составляющая, весь образ жизни станут несколько другими, поскольку люди впитают в себя ценности других цивилизаций, другую культуру?

П. Малиновский: – Конкурентоспособность любой компании определяется ее готовностью к сотрудничеству. Люди «новой волны» четко понимают ограниченность прежних укладов жизни, поэтому главное их качество – это готовность создавать новые уклады по принципу не «против других», а «ради других». Владивосток может быть открытым для «другого», это свойство портовых городов. Но это не просто портовый город, здесь встречаются пять-шесть цивилизаций, причем не только национальных, но и цивилизаций профессионалов разных формаций.

Владивосток изначально строился как форпост цивилизации профессионалов. Чтобы утвердить в этом далеком крае европейскую цивилизацию, удержать железную дорогу и флот, требовался очень высокий профессионализм. И вопрос о национальной, этнической и конфессиональной принадлежности был для его жителей не так важен. Если Россия собирается здесь что-то делать, то ей нужны в первую очередь инвестиции в новые профессиональные компетенции, в подготовку транспрофессионалов.

Мне кажется, что во Владивостоке есть люди, которые стремятся найти какие-то другие пути. Здесь нет «жирка», как в Москве и Петербурге. Здесь рядом – громадный Китай, но непонятно, является эта китайская цивилизация для нас угрозой или союзником. Все зависит от того, как мы будем себя вести. Китай недавно определил для себя стратегию на ближайшую тысячу лет, и на ее фоне мы либо должны выбрать для себя что-то аналогичное, либо через некоторое время в силу своего меньшего потенциала мы просто растворимся в другой культуре.

Поэтому вопрос о стратегии и образе Владивостока означает, что мы должны идти чуть впереди или рядом с цивилизациями, которые имеют тысячелетний цикл жизни и свои стратегии. В западной России вопрос обсуждается по-другому, там действуют какие-то другие, европейские векторы. Но Европа гораздо моложе, чем Китай, поэтому во Владивостоке нельзя пытаться мыслить традиционно, по-западноевропейски. Да и не получается. Это означает, что вам нужно создавать здесь свое образование, свою университетскую среду, которая и будет продвигать Россию в АТР.

А. Ермолаев: – Насколько мне известно, сейчас во Владивостоке разными профессиональными группами активно обсуждается проект создания Тихоокеанского национального университета. На наш взгляд, этот новый вуз может стать «точкой прорыва» Владивостока в АТР. Но для этого нужно еще на стадии проектирования ответить на ряд вопросов: чему и как будут учить в этом университете? Чем он будет отличаться от множества уже существующих?

П. Малиновский: – Мы пытаемся в сфере образования воспроизвести у себя то, что сделали в свое время две передовые страны – США и Индия: создать у себя так называемые мультиуниверситеты.В конце 50-х годов в США появилась Силиконовая долина как собирающая точка для всего образовательного комплекса Калифорнии. Если нет такого университета, ты не можешь обеспечить воспроизводство нового типа профессионалов. В российском проекте создания сети национальных университетов эту проблему пытаются решить чисто административно, путем механического объединения вузов, но органической концепции формирования нового типа профессионалов у нас нет. Большой университет не гарантирует высокого качества образования.

А. Ермолаев: – А каким, на ваш взгляд, должен быть национальный университет Дальнего Востока?

П. Малиновский: – Требование к университету с точки зрения нового стандарта профессионализма уже сформулировано во всем мире: обучение, совмещенное с исследованием и практикой. Это исследования и разработки на мировом уровне, современная техническая база, технопарки. Шансы создать здесь подобного рода мультиуниверситет есть, но российские лидеры образования не хотят про это думать. Например, в Ростове после подписания приказа о создании национального университета главная проблема – это куда пристроить всех местных проректоров, а учебный процесс в новом вузе продолжает идти по-старому.

Система образования по-прежнему нацелена на воспроизводство массовых профессий. Это не диверсия или глупость, это еще хуже – отсутствие стратегического анализа и прогноза. Владивостоку, по-моему, ситуация не позволяет совершать подобные ошибки, потому что у вас рядом всегда находятся 4-5 других цивилизационных вариантов, с которыми нужно сверяться.

Мне кажется, у Владивостока есть вызов и миссия искать какие-то новые пути, в том числе и для России в целом. В центре страны нет этой остроты, но здесь я ощущаю, что цивилизационный вызов – это реальность. Если вы не будете здесь и теперь строить свою цивилизацию, то быстро растворитесь в окрестной тайге.

Вы должны создавать свою новую культуру, и пока вы не поставите себе эту задачу, то так и останетесь отражением чужих культур. Надо сконструировать и создать видение Владивостока как целого. И либо вы эту задачу на себя принимаете, либо Россия так и будет хромать на обе задние ноги.

Ю. Бурилина: – Тема развития города Владивостока интересна прежде всего людям, которые понимают, в чем состоит его уникальность. Она – в пограничном положении: на границе России с другими государствами, границе разных миров, границе разных миропонимании. Те, кто видит возможность развития этого уникального положения, как правило, принимают для себя решение оставаться жить на этой территории. Тем более что с каждым годом жить здесь становится все интереснее. Поэтому форум АТЭС – это еще одна возможность по-новому взглянуть на развитие города и ответить на вопрос: что будет после форума и как подготовка к нему связана с дальнейшими перспективами города.

Автор: Иван ПЕТРОВ