Символ России – «Медведь». Морской авиации ТОФ – 75 лет

…Шасси самолета коснулись взлетной полосы «Каменного ручья». Время - одиннадцать вечера. Замолкает шум винтов транспорта. Спускаемся по аппарели. Мы прилетели на летно-тактические учения в отдельный гвардейский смешанный авиационный полк морской авиации Т

13 апр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2128 от 13 апр. 2007
bc36da48b423ef771a0757019dccab47.jpg

…Шасси самолета коснулись взлетной полосы «Каменного ручья». Время - одиннадцать вечера. Замолкает шум винтов транспорта. Спускаемся по аппарели. Мы прилетели на летно-тактические учения в отдельный гвардейский смешанный авиационный полк морской авиации Тихоокеанского флота.

Высокое звездное небо. В городе перестаешь любоваться звездами. А здесь они яркие, большие, кажется, можно дотянуться рукой… Вслед за нашим самолетом садится что-то большое и мощное. Звук работающих двигателей нарастает, начинает заглушать разговор. Из темноты в свет прожекторов выкатывается огромная металлическая птица. Зрелище завораживает.

- Что это? - задаю вопрос.

Кто-то из встречающих отвечает:

- По натовской классификации – «Медведь». Противолодочный самолет «Ту-142 М3».

По звуку, напоминающему рык, и размерам стало понятно, почему он - «Медведь»….


~~Летно-тактические данные «ТУ-142 М3» (Медведь)
Экипаж - 10 чел.
Размах крыла - 51,1 м
Длина - 49,5 м
Высота - 12,12 м
Масса максимальная взлетная - 185000 кг
Масса топлива нормальная - 87000 кг
Максимальная скорость - 825 км/ч
Крейсерская скорость - 711 км/ч
Практическая дальность - 12550 км
Боевой радиус действия у земли - 6400 км
Практический потолок - 13500 м
Боевая нагрузка - 11340 кг~~

Наутро начинается небольшой снег. Во Владивостоке такой считается началом стихийного бедствия. Начинаем переживать, что полетов не будет. Коллеги из пресс-службы ТОФ шутят: «У нас всепогодная авиация, полеты будут».

Пилоты не любят сниматься и разговаривать с журналистами до вылета. Плохая примета. Подчиняемся и ждем, дружно завидуя коллеге, оператору Николаю Петрову из корпункта программы «Вести», которого берут в полет на бомбардировщик «Ту-142 М3» (по натовской классификации «Биг Файер»).

Наблюдаем.

- Вот пошел «Медведь», - наше ухо уже чутко различает монотонный и долгий звук работы винтов большого самолета на взлете.

- А вот «Биг Файер», - говорит сопровождающий офицер: резкий громкий хлопок, как выстрел, и дребезжание стекла.

Наш коллега летал на «Медведе» в экипаже гвардии майора Виталия Славашевского. Сразу после посадки Николая посвящают в летчики (ритуал обязателен для всех, кто летал впервые): задней частью тела прикладывают о колесо шасси.

А мы тем временем разговариваем с командиром экипажа:

- Для меня это один из первых полетов в качестве командира. Не ожидал, что будет так трудно. Продолжительность большая - 7 часов 20 минут, да и метеоусловия сложные. На нас четыре раза выходили японские перехватчики.

- Какие задачи ставились?

- Воздушная разведка, разведка моря. Засечь перехваты японских истребителей и военных кораблей. А также тактическое бомбометание на полигонах.

- И как отбомбились?

- Руководитель полетов дал оценку «отлично».

- А как вели себя японские пилоты?

- По-джентльменски. Правда, подходили близко - 100-150 метров, хотя положено 500. Снимали нас на камеру, прощаясь, помахали крыльями. Тревогу у японских ПВО мы вызвали. С четырех аэродромов вылетали к нам на перехват.

- И часто сталкиваетесь с ними в воздухе?

- Я впервые, а полк постоянно.

- А что за самолеты?

- Фантомы: F-15, F-16, F-4.

~~Летно-тактические данные «ТУ-22МЗ» (Биг файер)
Экипаж - 4 чел.
Размах прямого крыла - 34,28 м
Размах стреловидного крыла - 23,3 м
Длина - 41,46 м
Высота - 11,05 м
Масса пустого самолета - 78000 кг
Масса нормальная взлетная - 112000 кг
Масса максимальная взлетная - 126000 кг
Максимальный запас топлива - 50000 кг
Масса топлива нормальная - 53550 кг
Макс. скорость у земли - 1050 км/ч
Макс. скорость на высоте - 2300 км/ч
Крейсерская скорость - 930 км/ч
Практическая дальность - 7000 км
Практический потолок - 13300 м
Боевая нагрузка - 21000 кг~~

А вот как комментирует полет летавший с экипажем в качестве инструктора штурман полка гвардии майор Михаил Волков:

- На разведку летали, обучали экипаж ведению воздушной разведки: как действовать при встрече с перехватчиками ПВО Японии. Мы уже привыкли, а майор впервые столкнулся. Японские истребители сегодня работали не очень активно, погода была не очень хорошая.

Подходил F-4, пилот снимал нас сначала фотоаппаратом, потом видеокамерой больших размеров, как он только с ней уместился в кабине? Тяжело, неудобно. Был еще F-15, пилоты тоже снимали. Им было проще, так как их двое. Они, как всегда, на высоте, четко отрабатывают деньги налогоплательщиков. Вели себя корректно. Непристойных жестов не было, они такого не допускают, это американцы могут…

Мы напросились в гости к гвардии майору Славашевскому. Виталий Антонович дожидается нас возле подъезда. Поднимаемся на пятый этаж. Встречают супруга Татьяна Павловна и сын Артем, третьеклассник. Проходим в уютную трехкомнатную квартиру. За чаем начинаются разговоры. Татьяна рассказывает:

- Я старший прапорщик, начальник матросской столовой. Ну и по дому, конечно, тоже я. Вообще молодым женщинам бывает трудно найти работу в гарнизоне. Многие дома сидят.

- А как познакомились с мужем?

- Молодой капитан пришел на обед в столовую. Там и познакомились. Ухаживал три года. Как жизнь загадывать? Я с Украины, Виталий из Белоруссии. А служим в России.

- Не скучно здесь жить?

- Как у нас говорят, скучно только первые десять лет, а потом привыкаешь. Ездим в выходные в райцентр. Там, кстати, недавно заняли призовое место на конкурсе «Спортивная семья». Жизнь идет, не стоит на месте.

- Мужа к небу не ревнуете?

- Нет. Это ведь его работа...


А назавтра в кабинете командира полка гвардии полковника Владимира Пушкарева вновь возвращаемся к прошедшим накануне учениям:

- Задача летно-тактических учений - проверить умение командования эскадрилий перевести силы в повышенную степень боевой готовности и проверить летную выучку экипажей.

- Как оцениваете?

- Предварительно полетные задания выполнены в полном объеме. Вылеты производились согласно предназначению противолодочной эскадрильи по поиску иностранных подводных лодок, плюс выполнение воздушной разведки в операционной зоне флота. От обычных полетов отличается тем, что выполняются на максимальную продолжительность. В районах, сопредельных с иностранными государствами.

- Были сложности?

- Наиболее сложные задачи выполнили экипажи гвардии подполковника Михаила Юрова, командира эскадрильи и гвардии майора Константина Голованова, замкомандира эскадрильи. Они выполняли поиск иностранной подводной лодки в заданном районе. Вылетали поочередно с интервалом в 4 часа, в очень сложных метеоусловиях и ночное время.

- Нашли?

- Нет. Но это тоже результат. Также Славашевский вдоль западного побережья Японии прошел. Его сопровождали перехватчики ПВО Японии. Затем вышел на полигон в одном из районов Приморья, отработал тактическое бомбометание. Это для нас новый полигон. Затем вышел на учебный полигон ТОФ, где выполнил практическое бомбометание.

- Как оцениваете ПВО сопредельной стороны?

- У «соседей» готовность довольно-таки высокая. Только входишь в зону досягаемости, истребители сразу поднимаются и по всему маршруту сопровождают, меняя пары самолетов. Кончается топливо у одной пары - она уходит на аэродром, другая тут же приходит на смену. Ведет себя корректно. Никаких провокационных действий.

- А как обстоит дело с молодым пополнением?

- Каждый год мы готовим два-три экипажа. Летаем систематически, перерывов из-за нехватки топлива у нас сейчас нет. Есть центр подготовки в городе Острове, но реально мы готовим всех летчиков в полку. И это хорошо, что полк сам способен готовить себе смену. К нам ежегодно приходят 10-15 человек летного и 25-30 человек инженерно-технического состава. Проблема с личным составом, конечно, есть - штурманов поступает мало. Всего 2-3 человека каждый год, а надо много больше.

- Молодые лейтенанты летают?

- Практически все летают. За 5 лет становятся командирами корабля.

- А топлива всегда хватает?

- Конечно, в советские времена склады заполнены были в полном объеме. Мы никогда не занимались подсчетами. Летали без оглядок. С одной стороны, экономически, может быть, и правильно сейчас сделано, но держать летную подготовку в жестких лимитах очень сложно. Военнослужащий по охране рубежей родины должен постоянно совершенствовать свои навыки. В прошлом году я налетал 40-50 часов. А двадцать лет назад – больше 100. Из них примерно 80 - самостоятельно. А сейчас больше летаю инструктором, чем самостоятельно. Да парк самолетный стареет…

Утешает, что разработана государственная программа по развитию авиации. В первую очередь, видимо, будут строить самолеты для перевозки пассажиров и параллельно для вооруженных сил…

- Очень нам понравилась история о том, как ваш подчиненный «уничтожил» американский авианосец.

- Да, подполковник Семенов, он уже уволился и живет в Ижевске. Было это 3-4 года назад. Экипаж вылетел на ведение воздушной разведки. Из вышесто-ящего штаба поступило сообщение, что в таком-то районе есть авианосная ударная группировка. Семенов «пришел» в заданный район. Один заход сделал, второй. Не может визуально обнаружить. Снизился на 100 метров, пробил облака, увидел его. Начал облеты вдоль и поперек. Американцы в спокойном режиме на переходе шли куда-то. Увидели, подняли истребители на перехват. Потом ноту протеста прислали, что наше воздушное судно нарушило правило полетов над иностранными кораблями при производстве полетов. Хотя полетов у них не было. Это уже потом они так сказали. Когда производятся полеты, поперек курса захода на посадку летать нельзя. С КП запрашивают: «Бортовой номер такой-то, вы подтверждаете?». У него еще такой акцент удмурдский: «Конечно подтверждаю». - «А как вы можете определить, что бортовой номер такой-то?» - «Так я вижу надпись на борту». Смех. С КП думали, что он издалека его определяет.

Американцы это дело засняли, передали нашему главкому. Он приезжал к нам, показывали мы ему кальку, документы - как осуществлял облет. С военной точки зрения, летчик действовал правильно, безупречно. Когда подняли истребители, было уже поздно. Они должны были быть в постоянной готовности и отслеживать воздушное пространство, не должны были подпускать к авианосцу. Проспали…

Время пролетело быстро. И вот мы уже опять на взлетной полосе, чтоб лететь домой. Последние рукопожатия, и самолет начинает разбег. За бортом - строй «Биг Файеров», грациозных и стремительных, рядом застыли «Медведи» - во всей своей мощи и красе…

Крайний («последний» здесь не принято говорить) взгляд на этот суровый край и ряды застывших в ожидании взлета металлических птиц. И мы точно знаем, что штурвалы – в надежных руках людей, влюбленных в свою службу. А поздравляя летчиков морской авиации флота с юбилеем, нам нечего добавить к традиционному пожеланию: чтобы количество взлетов всегда равнялось количеству посадок!

Автор: Александр Зюзьков Анатольевич