Что за комиссия, Создатель… Приемная семья. Всегда ли это благо?

В мае прошлого года, в канун Международного дня семьи, национальную премию «Лучшая многодетная семья России» получали супруги Ионовы из Находки. Наталья и Василий были женаты к тому времени 22 года, воспитывали 28 дочек и сыновей, которых не делили на сво

6 апр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2124 от 6 апр. 2007
11b938f39a9e2ddfc5c41845ec9af443.jpg


В мае прошлого года, в канун Международного дня семьи, национальную премию «Лучшая многодетная семья России» получали супруги Ионовы из Находки. Наталья и Василий были женаты к тому времени 22 года, воспитывали 28 дочек и сыновей, которых не делили на своих и приемных. Большой зал Государственного Кремлевского дворца взорвался аплодисментами, когда знаменитый доктор Леонид Рошаль сказал: «Хорошо, что есть в России Ионовы. Хватит показывать людям одних негодяев. Мы должны гордиться теми, кто живет рядом с нами и славит нас».

Все было отлично, на глазах многих присутствующих заблестели слезы умиления, когда стало известно, что семье предоставлены специальные гранты на образование детей. Заслужили. Вот только в тот момент практически никто не подозревал, что на сцене среди других детей стояла старшая дочка, которая в то время уже находилась под следствием.

В прошлом году за почетное звание «Семьи года» боролось более тысячи семей из 51 региона, находкинцы стали победителями. Глава большой «ячейки» тогда сказал: «Главное в нашей семье - любовь и забота друг о друге. Мы стараемся воспитывать детей в лучших семейных традициях, учим добру и справедливости, радоваться жизни вопреки невзгодам». Увы, старания себя не оправдали.

В марте нынешнего года PrimaMedia (по сообщению пресс-службы прокуратуры Приморского края) распространило следующую информацию: «…установлено, что Т. Ионовой было известно, что у матери ее подруги имеются золотые и серебряные ювелирные украшения. Зная о том, что по утрам в квартире находится только 63-летняя бабушка, Ионова договорилась с А. Карнович убить ее и завладеть ювелирными изделиями. Они напали на женщину и принесенным с собой ножом нанесли ей 17 колото-резаных ранений шеи, от которых она скончалась. После убийства похитили украшения на 59 тысяч рублей». Суд признал девушек виновными и не заслуживающими снисхождения. Ионова теперь должна отбывать наказание в исправительной колонии общего режима в течение 15 лет, Карнович - 9 лет 10 месяцев.

С супругами Ионовыми мне хотелось познакомиться давно. Но вот незадача, если практически все другие приемные семьи гостеприимно распахивают двери перед журналистами, то в Находке я наткнулась на невидимую стену - мол, эти корреспонденты только жить мешают, каверзные вопросы задают. Когда же стало известно, что девочка находится под следствием, в редакцию неожиданно стали приходить письма из Находки - семья такая замечательная, детки - умницы, таланты. Правда, электронная почта шла с адреса именно Ионовых. Ну мало ли что… Может, у автора и почитателя большущей семьи своего компьютера нет. Однако на очередную просьбу о встрече мне вновь ответили отказом. Похоже, этим людям было что скрывать.

С одной стороны, от неблаговидных поступков детей не застрахован никто - ни родные, ни приемные мамы и папы. С другой - можно понять, если ребенок нахулиганил, подрался, в конце концов украл какую-нибудь безделицу. Кто из родителей безгрешен, кто, сорвавшись, не давал по шее своему отпрыску? Но как вести себя, если знаешь, что вырастил убийцу? Как это пережить? Как разговаривать с ребенком? А Ионовы, между прочим, прошлым летом, после награждения, путешествовали по России на собственном 40-местном автобусе, подаренном благотворителями. Санкт-Петербург, Москва, Сочи… Хорошее, наверное, было путешествие. Только настоящая мать, на мой взгляд, ни на минуту не оставит дочку, оказавшуюся даже в такой дикой ситуации, да и просто не сможет радоваться красотам чужих городов, сердце ведь кровью исходит. К тому же вердикта судей еще не было - а вдруг не виновата, вдруг наговор, как она это переживет?

Приемные семьи сейчас тема модная, ведь даже государство выделило эту проблему как приоритетную, да и наш губернатор пообещал вскоре свести до минимума количество детских домов, дав потенциальным родителям немалые материальные блага. В конце прошлого месяца, как сообщил департамент образования и науки администрации края, в Приморье было уже 87 приемных семей, где «в тепле и заботе растут 218 воспитанников детских домов, интернатов и приютов». В минувшем году таких семей было всего шесть. Безусловно, здорово, что дети в конце концов попадают в уютный дом, где не нужно есть, спать и играть по расписанию.

Мне не раз приходилось встречаться с удивительными людьми, посвятившими свою жизнь воспитанию чужих ребятишек, приемных или опекаемых. Стекольщиковы, Пешковы… Больше всего приемных семей создано в Дальнереченске, затем идут Черниговский район и Уссурийск. В Чугуевском районе заботу о шестерых взяла на себя Елена Абакумова, семеро ребят обрели счастье в семье Тарасовых из села Стеклянуха Шкотовского района. Многих могу назвать. Всегда им удивлялась, всегда ими восхищалась, понимая, что далеко не каждый способен на такой незаметный и очень долгий подвиг.

Но прошла недавно информация о неполадках в детской деревне «Семейный очаг». Трудно в это поверить, однако специалисты нашли негатив в трудовой коммуне. Это вовсе не значит, что деревню следует немедленно прикрыть, детей вернуть в государственные учреждения, а руководителя «очага» отдать под суд. Нужно другое - бережно и тактично разобраться в ситуации, при необходимости помочь. Как необходимо помогать всем приемным семьям. Потому что детей воспитывать трудно всегда, но особенно тяжело с теми, кто в своем невинном возрасте испытал уже такое, что взрослому человеку и присниться не может. Но где взять столько специалистов - педагогов, психологов, социальных работников, способных работать и со взрослыми, и с детьми?

Думаю, особенно пристальное внимание необходимо было изначально уделять и семье Ионовых, ведь 28 детей - это практически детский дом. Только в государственном учреждении работает много специалистов, а в данном случае родители были предоставлены сами себе, верили лишь в свои силы. Когда в прошлом году я попыталась узнать, приемная ли девочка находится под следствием, из Находки сообщили - родная. Сомневаюсь, что на «мокрое дело» может пойти ребенок, воспитанный «в лучших семейных традициях». Тут одно из двух - или патологию вовремя не заметили, или традиции были не самыми лучшими.

«Внимание государства к проблемам детства, поддержка приемных, опекунских семей позволит спасти детей от сиротства. Активное участие приморцев в судьбе сирот, увеличение числа приемных семей подтверждает - задача решается». Так написано в одном из пресс-релизов, поступивших в редакцию. Все правильно - любому человеку в нормальной семье лучше, чем в самом распрекрасном детском доме. Вот только не превратить бы благое дело в кампанейщину, известно ведь, что спешка до добра не доводит. А уж в таком сложном деле, как воспитание человека, тем более.

P. S.

Как отметила председатель краевой межведомственной комиссии по вопросам семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вице-губернатор Любовь Дроздова, в этом году администрация края будет оказывать всемерную поддержку всем, кто собирается взять детей из детского дома. Но при этом жестко контролировать, кто и как растит детей в новых семьях. Приемные родители, в первую очередь, должны быть ответственными людьми, которые в полной мере отвечают за жизнь, здоровье и развитие ребенка.

В осуществлении контроля за такими семьями необходимо полное взаимодействие власти, правоохранительных органов, общественности. Участники прошедшего недавно заседания комиссии приняли решение усилить координацию работы на этом социально значимом направлении, ведь речь идет о судьбах детей.

Автор: Галина Кушнарева Михайловна