Живи, Фигаро! Владивостокская опера в Пушкинском театре

21 и 22 апреля на сцене Пушкинского театра во Владивостоке состоится премьера оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Осуществили постановку - при поддержке Дальневосточного государственного технического университета - творческая студия «Камертон»

6 апр. 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2124 от 6 апр. 2007
bcbf5faf14bfae1da150e2a1bd9b431a.jpg

21 и 22 апреля на сцене Пушкинского театра во Владивостоке состоится премьера оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Осуществили постановку - при поддержке Дальневосточного государственного технического университета - творческая студия «Камертон» и оставшиеся в городе нашенском солисты ныне разрушенного до основания театра-студии «Классическая опера».

Режиссер проекта - Игорь Волков, он же исполнит партию Фигаро. Розину будет петь Вера Голуб, графа Альмавиву - Юрий Доронин, Бартоло - Виктор Каракулов.

- Я не считаю себя режиссером в полном смысле этого слова, - говорит Игорь Волков. - В нашей работе над оперой нет места сценическому диктату, каждый в коллективе - творческая яркая личность, каждый из нас работает не за деньги, а по велению души, поэтому мнение всех исполнителей учитывается. Приходим в итоге к консенсусу. Я же, скорее, постановщик.

Напомним, несколько лет назад силами все тех же энтузиастов уже была поставлена эта опера Россини, но под рояль. Талантливый музыкант, концертмейстер, «человек-оркестр» Леонид Букин не просто аккомпанировал актерам, но и принимал участие в постановке, изображая самого маэстро Россини. На этот раз «Севильский цирюльник» пойдет в сопровождении оркестра - поддержать постановку вызвался Константин Селиванов, дирижер симфонического оркестра штаба ТОФ. Хоровые партии исполнит хор Краснознаменного Тихо-океанского флота.

Будут и красивые декорации, и костюмы, правда, собранные по принципу «с миру по нитке», - денег на постановку столь масштабного проекта с шиком, с размахом, разумеется, не хватает. Но для подлинных энтузиастов это значения не имеет. Владивостокскому зрителю покажут классический, даже, можно сказать, консервативный вариант оперы - без каких бы то ни было новомодных придумок. Игорь Волков, как он сам признается, немного консерватор.

- В опере функция режиссера резко ограничена музыкой. И идти против божественных нот Россини как минимум глупо. Да и наша владивостокская публика не настолько избалована оперой, чтобы начать задумываться об изысках.

Что правда, то правда. С оперой Владивостоку катастрофически не везет. Про театр-студию «Классическая опера» говорить не будем, от нее остались рожки да ножки. Блистают в Москве и Питере некогда многообещающие солисты - Андрей Зорин, Эдурад Семенов, Оксана Корниевская… И почему так происходит - ведь есть же во Владивостоке, прямо под боком, академия искусств, есть огромная потребность зрителей в оперной музыке (ведь аншлаги на концертах Соткилавы, Кми Чжон А, других исполнителей что-то да значат?), есть хореографическое училище, есть, в конце концов, традиция (во времена ДВР была здесь блистательная Русская национальная опера) - вот вопрос вопросов… Поразительно, во властных структурах разговоры о создании оперного театра идут не первый год - то возобновляясь, то утихая. Вот в связи с форумом АТЭС снова вспомнили - куда ж, мол, возить гостей форума, какой культурный досуг им предложить? Но форум далеко, меж тем не дают погаснуть робкому оперному огоньку именно энтузиасты, на душевном порыве и за сущие копейки ставящие «Севильского цирюльника».

- Это действительно безумный проект - поставить оперу, - говорит руководитель творческой студии «Камертон» Виктор Баранов. - Но больно смотреть на незадействованных артистов, они ведь рвутся в бой, как же можно не поддержать такой порыв. Кроме того, я убежден, что нужно ставить сверхзадачи и стараться их решить. Если ничего не предпринимать, а просто ждать - ничего к лучшему и не изменится.

Уже сегодня большинство билетов раскуплено. И несмотря на явный зрительский интерес, постановщики - чтобы вместить оркестр - снимают в зале три первых ряда. Между прочим, именно так - без оркестровой ямы - и строились театры во времена Россини.

В планах «Камертона» и Игоря Волкова - постановка с оркестром оперы Донницетти «Дон Паскуале», а в 2008 году, к 100-летию Пушкинского театра, - «Волшебной флейты» Моцарта. Можно только надеяться, что все они сбудутся…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ