Юг Приморья обещают превратить в мегаполис

Руководитель департамента социально-экономического развития и стратегического планирования Министерства регионального развития РФ Юрий ПЕРЕЛЫГИН объявил о планах создания в России восьми «агломеративных центров с многомиллионным населением», подобных ныне

29 март 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2119 от 29 март 2007
8719709cf4c10169e177b049489174ff.jpg


У губернатора Приморья Сергея ДАРЬКИНА, еще осенью прошлого года на саммите АТЭС в Ханое высказавшего идею о превращении Владивостока в южноприморский мегаполис с 5-7-миллионным населением, обнаружились серьезные союзники в Москве.

Руководитель департамента социально-экономического развития и стратегического планирования Министерства регионального развития РФ Юрий ПЕРЕЛЫГИН объявил о планах создания в России восьми «агломеративных центров с многомиллионным населением», подобных нынешним Москве и Санкт-Петербургу. Одним из таких мегаполисов должен стать и Владивосток - вернее, супергород предполагается создать на базе краевого центра, вокруг которого объединятся и остальные города южного Приморья.

Огни большого города

Из восьми будущих мегагородов пока названы четыре. Это «Большой Ростов», который объединит Ростов-на-Дону и несколько соседних городов (в частности, Таганрог и Азов), «Большой Сочи», агломерация «Иркутск - Ангарск - Шелехов» и «Находка - Уссурийск - Владивосток». Можно предположить, что в случае объединения трех наиболее населенных городов Приморья не останется в стороне и Артем, а также, возможно, закрытые административно-территориальные образования Большой Камень и Фокино, тоже входящие в пределы треугольника, образованного Владивостоком, Находкой и Уссурийском. Согласно не раз высказанным мыслям Сергея Дарькина в «Большой Владивосток» также войдут Надеждинский и Хасанский районы.

Невольно вспоминается крылатая цитата из Екклезиаста: «Что было, то и будет, и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем», потому что превратить Владивосток в Сан-Франциско, столицу Дальнего Востока и полноценный военно-культурный форпост России на Тихом океане не обещал разве что очень ленивый политик. Дело, правда, пока ограничивалось громкими заявлениями. Наиболее типичный пример такого пиаровского подхода к столичному потенциалу Владивостока был продемонстрирован в 2002 году, когда для привлечения электората на избирательные участки (минимальный порог явки тогда еще не отменили) было решено совместить с выборами Законодательного собрания опрос населения об отношении к превращению краевого центра в дальневосточную столицу («Владивосток + Артем = столица ДВ»). После выборов эти планы как-то забылись.

Однако сегодняшние высказывания представляются более серьезными, и вот почему. Во-первых, о создании крупных агломераций заговорили уже не на местах, а на самом верху – конкретно в Минрегионразвития. Во-вторых, в последние месяцы разговоры о создании такого рода «опорных городов» - уже не разрозненные высказывания различных должностных лиц, а четко обозначившаяся тенденция. О создании мегаполиса на базе Иркутска, Ангарска и Шелехова центральные СМИ сообщали еще осенью прошлого года; тогда же появлялись данные о подобных планах в отношении Красноярска и Хабаровска (можно предположить, что хотя бы один из этих городов войдет в число восьми новых мегаполисов, о которых заявил Юрий Перелыгин).

Наступят времена почище?

Уже в ближайшее время сформулированные в Минрегионразвития предложения должны быть вынесены на рассмотрение правительства РФ. А в минувший вторник в самом министерстве состоялась презентация концепции стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона – документа, разработанного в соответствии с указом президента РФ от 27.01.2007 «О Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей», а также с поручением премьер-министра РФ от 9.02.2007 о реализации решений прошлогоднего заседания Совета безопасности России. В концепции даны достаточно трезвые оценки сегодняшнего состояния Дальнего Востока и прибайкальских территорий: «Восточная Сибирь и Дальний Восток превратились в сплошную зону оттока населения», «уровень тарифов на воздушные перевозки в настоящее время стал практически запретительным для большей части населения и грузоотправителей», «транспортная инфраструктура российского Дальнего Востока с точки зрения грузооборота стран АТР не представляет сколько-нибудь серьезного значения», «население Дальнего Востока и Восточной Сибири все более утрачивает и культурную связь с историческим центром России. Это явление будет нарастать» и т. п.

В концепции описываются два сценария дальнейшего развития востока России. Первый – «инерционный», при котором «данный российский регион рискует остаться глубокой «двойной периферией»: РФ и АТР». Второй сценарий предусматривает выход Дальнего Востока на новый качественный уровень. Он рассчитан на «новый портфель ресурсов: квалифицированную, мобильную и дорогую рабочую силу, конкурентоспособные технологии, инфраструктурную доступность рынков АТР, сильные рыночные позиции и современные форматы торговли. Соответственно, он предполагает приток инвестиций в новые виды бизнеса и качественный экономический рост, углубление переработки и развитие урбанизации. Важным является выход на рынки США и Японии». Для реализации второго сценария специалисты Минрегиона считают важным проведение во Владивостоке саммита АТЭС и создание здесь же «товарно-сырьевой биржи, которая может начать свою деятельность с предложений от российских государственных компаний новой линейки энергоресурсов, а также гуманитарных ресурсов».

Вторым сценарием предусмотрено и «создание крупных городских систем» как центров индустриального и постиндустриального развития. На совещании во вторник Юрий Перелыгин сообщил, что на востоке страны такими центрами могли бы стать две агломерации с численностью населения примерно по 1 млн. человек каждая: одна с центром во Владивостоке, другая с центром в Иркутске. Заметим, что простое сложение численности населения Владивостока, Находки и Уссурийска и дает искомый миллион, то есть о сколько-нибудь значительном увеличении числа приморцев речи пока не идет.

Вчера эта же концепция была представлена руководством Минрегионразвития на первом заседании Государственной комиссии по развитию Дальнего Востока и Забайкалья под председательством премьер-министра Михаила ФРАДКОВА. Как уже сообщал «В», во вторник для участия в работе комиссии в Москву вылетел губернатор Сергей Дарькин.

P. S.

Не обделенные чувством юмора приморские пользователи Интернета уже активно изобретают название для мегаполиса, который объединит Владивосток, Находку и Уссурийск. Лидируют варианты «Владусснах» и «Нахуссвлад».

Автор: Василий Авченко Олегович