Они ходят по воздуху. Без страховки

Во Владивостокском цирке, как уже сообщал «В», проходят представления циркового спектакля «Прометей», главная изюминка которого помимо великолепных жонглеров, замечательных акробатов на верблюдах - уникальный аттракцион воздушных канатоходцев.

28 март 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2118 от 28 март 2007
2f5dafb57f1f771d2c5ad36a62e70a7c.jpg

Во Владивостокском цирке, как уже сообщал «В», проходят представления циркового спектакля «Прометей», главная изюминка которого помимо великолепных жонглеров, замечательных акробатов на верблюдах - уникальный аттракцион воздушных канатоходцев.

Созданный почти 30 лет назад, «Прометей» не только принес заслуженную славу своему разработчику - Владимиру ВОЛЖАНСКОМУ, но и получил множество как отечественных, так и зарубежных наград, среди которых - «Серебряный клоун» фестиваля в Монте-Карло, «Золотой клоун» в Южной Корее и Государственная премия СССР.

В данный момент в спектакле принимают участие 15 человек, рассказал Игорь ГРИНЬКО, артист аттракциона «Прометей».

- «Прометей» - многожанровое представление, в котором принимают участие гимнасты, акробаты, эквилибристы, канатоходцы, - говорит Игорь. - Между прочим, в разные времена в нем принимало участие до 30 человек.

В мягких сапожках из натуральной кожи (такие шьются только в Москве в специальной мастерской) идет по стальному канату, натянутому практически под куполом Владивостокского цирка - 17 метров высоты! - канатоходец. Согласитесь, пусть и стальной, но канат - все же не самая крепкая опора, так что артист, можно сказать, ступает по воздуху. И не один! На голове его стоит худенькая девушка - одна из артисток «Прометея». Трюки, выполняемые в ходе спектакля, можно без преувеличения назвать и уникальными, и смертельно опасными (всякое бывало за 30 лет, рассказали артисты, - и падали, и травмы получали, и даже лонжи не спасали), ведь часть трюков выполняется без страховки…

- Высота, на которой натянут канат, бывает разной, - рассказывает Игорь Гринько, - это зависит от размеров цирка, в котором мы работаем. В Китае, например, работали на 30 метрах, если представления проходят в спортивных комплексах, то и выше… Мы - всегда под куполом. Ходим по прямому канату, носим девочек на плечах, ездим по нему на моноциклах, на роликах. Потом, канат меняет угол наклона, и мы выполняем трюки уже под углом. А в финале у нас девочки в темноте по канату ходят, я работаю под самым куполом… О том, что воздушные канатоходцы - работа опасная, забывать нельзя. Надо помнить постоянно, держать себя каждую минуту под контролем.

Аттракцион требует немалой технической подготовки, впрочем, как считают артисты, человеческий фактор едва ли не важнее. Здесь все в крепкой связи, и итог всегда зависит от общих слаженных действий: и техников, и артистов.

На канате как таковом работают восемь человек: Наташа Лукьянова, Люда Поладина, Катя Лысенко, Саша Игнашин, Олег Лобанов, Алла Вдовина, Николай Беляев (он в «Прометее» уже 20 лет), Сергей Ледонский. Девушкам не проще и не сложнее. У каждого своя задача, каждый - незаменимое звено. Если один заболел, приходится менять едва ли не весь номер, поэтому артисты тщательно следят за своими здоровьем, физической формой. Но строгих требований к весу, например, девушек нет.


- Три-четыре килограмма плюс-минус, - смеется Игорь, - это почти незаметно. Кроме того, мы с собой тренажеры возим, ребята постоянно подкачиваются.

- А как же смена, например, часовых поясов?

- Ну вот до приезда во Владивосток мы были в Новосибирске. Четыре часа разницы. Непросто. Но к этому привыкаешь. А кроме того, мы ведь даем себе возможность адаптироваться. До начала представлений во Владивостоке 10 дней привыкали. Даже если нет сегодня представления, по три часа в день репетируем. Проходим все трюки, новые придумываем…

Средний возраст «прометейцев» - 25 лет.

- Но это ничего не значит, - подчеркивает Игорь. - Были партнеры, которые и в 50 ходили по канату. Главное - чувствовать в себе силы.

В «Прометей» Игорь пришел 12 лет назад, а в цирк из спорта - 21 год назад. Мастер спорта международного класса по спортивной акробатике. За два десятка лет сменил всего две цирковые специальности - начинал эквилибристом, теперь - канатоходец.

- Когда всю жизнь в спорте, потом два пути, - смеется Игорь Гринько, - либо в тренеры, либо в циркачи. Почему цирк? Друзья рассказывали, звали. Гастроли, поездки, новые города… А потом душой прирос. Это настолько родным становится, необходимым… Я своей жизни без цирка не представляю.

- Что нужно человеку, чтобы ходить по проволоке под куполом цирка?

- Физические данные, во-первых. Просто так, с улицы, не придешь. Очень сложно найти сразу хорошего канатоходца.

Гимнаста, акробата научить этому проще. Конечно, важно, чтобы не было страха высоты. Знаете, не раз бывало, что приходили очень подготовленные, физически крепкие ребята, а работать не могли. Перебороть себя не сумели. И на лонже, и высота небольшая - метров пять, а человек впадает в ступор, шага сделать не может. Обидно, конечно… Почему я не боюсь? Может быть, дело в спорте, тренеры меня с детства приучили к сложным трюкам.

- Вижу у вас обручальное кольцо, как ваша жена относится к вашей работе?

- За 20 лет Татьяна ко всему привыкла, - смеется Игорь. - Мы в Питере познакомились, я еще спортсменом был. Отслужил - поженились. И в цирк она вместе со мной пришла. Работает в «Прометее» костюмером.

- Вам 41, вы думали о будущем?

- Конечно, но никаких пределов себе не ставил, это очень плохая примета. Сколько случаев таких было: ставил себе человек возрастной ценз, мол, до этого возраста работаю, а потом… Так вот «потом» не было… Так что я ничего вперед не загадываю.

- Цирковые суеверные?

- Да. Очень.

- И вы?

- И я.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ