Откровения судьи Джона Кунауэра

Всю прошлую неделю в составе делегации иностранных юристов во Владивостоке находился знаменитый федеральный судья американского штата Вашингтон Джон КУНАУЭР. С почтенным судьей и главой делегации встретился корреспондент «В».

27 март 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2117 от 27 март 2007
2b5323c06f08252c8ff07944a69138b4.jpg

Всю прошлую неделю в составе делегации иностранных юристов во Владивостоке находился знаменитый федеральный судья американского штата Вашингтон Джон КУНАУЭР. У себя на родине Кунауэр широко известен своими приговорами террористам и участникам антиправительственных группировок, в России - тем, что с непатриотичным для американца азартом много лет работает над нашей судебной реформой. С почтенным судьей и главой делегации встретился корреспондент «В».

Работа иностранных юристов в Приморье началась сразу в день прилета. С утра они отправились в Арбитражный суд Приморского края, затем в краевой суд, где больше часа наблюдали за судом с участием присяжных заседателей по делу об убийстве.

Присяжные не зевают

О том, как себя чувствовал обвиняемый в присутствии сразу двух судей - из России и Америки, остается только догадываться, однако сам Кунауэр не только внимательно слушал, но и вглядывался в лица участников процесса. В нашей стране суду присяжных от силы четыре года, в стране же, где судил и продолжает судить, даже находясь в почтенном возрасте, Кунауэр, народные представители стали выносить вердикты куда раньше. После окончания процесса американский судья вынес «приговор» нашим присяжным заседателям.

- По своей природе люди везде примерно одинаковые, - поделился он. - От присяжных требуется вердикт, который либо пошлет человека в тюрьму, либо нет, естественно, они чувствуют тяжесть ответственности: фокусируют все свое внимание на судебном процессе, внимательно слушают свидетельские показания, ведут записи. Я не видел, чтобы они зевали или были заняты своими мыслями. Меня это радует. А еще ваши судьи стали намного комфортнее ощущать себя в присутствии присяжных, и это заметно. Наверное, и в плане тех вердиктов, которые выносит суд присяжных, они тоже чувствуют себя намного увереннее.

В России суды присяжных существуют только в уголовном производстве, Америка шагнула раньше и дальше - у них присяжные разбираются и в так называемых бумажных - гражданских делах. Уже позже, на конференции в ДВГУ, вашингтонских юристов спросят: «Суд присяжных в гражданском судопроизводстве - это благо или недостаток американской дисциплины?», и те практически в унисон ответят: «Благо». По мнению американцев, есть «сумасшедшие присяжные», которые делают дикие вещи, а суд должен с ними соглашаться, поскольку это вердикт от народа. И вот то, что делают эти люди, как ни странно, повышает авторитет суда. В США никогда не раскрывают, какой приговор выносился судом с участием присяжных, а какой нет. И даже если судья считает нелепостью взыскать с табачной корпорации несколько миллионов в пользу курильщика, который из-за сигарет чем-то заболел, иск будет удовлетворен, так как такое решение приняли присяжные…

В американском суде охраняют судью

Работа судей Соединенных Штатов, по словам Джона Кунауэра, мало чем отличается от наших. Так же бывают в их адрес угрозы и попытки давления на суд, случаются и благодарности.

Однажды пожилому судье пришло необычное письмо. Прислал его человек из мест заключения, тот самый человек, которого приговорил Кунауэр. Заключенный, как ни странно, не жаловался на решение суда и даже не бранил судью за суровый приговор, он, наоборот, благодарил его. Растроганный судья поместил это письмо в рамку и повесил в своем кабинете, а после написал об этом осужденному. Только представьте: именитый судья вел переписку с зеком, которого сам же отправил за решетку!

- А как у вас проходят суды над террористами? - спросила я.

- У нас все меры безопасности направлены на персону судьи: меня охраняют, не его. Однажды, когда шел суд над террористом, были перекрыты все дороги, никакого движения - мышь не могла проскочить, так боялись, что его попытаются освободить. Сам обвиняемый не был ни в наручниках, ни в цепях, ни в кандалах. Он был одет в цивильный костюм, вел себя очень спокойно, отвечал на все вопросы. Более того, он раскаялся и стал с нами сотрудничать, охотно давал показания. Я учел это и снизил ему срок до 22 лет заключения.

Сегодня Джон Кунауэр хотя и в отставке, но продолжает вершить правосудие. В отличие от других представителей Фемиды пенсионный возраст разрешает ему рассматривать столько дел, сколько он пожелает, однако судья поблажек себе не делает и предпочитает работать в таком же объеме, как и раньше. Но даже возраст и огромный опыт не помогли ему в одном - Кунауэр так и не научился судить женщин. Даже сейчас, когда он зачитывает приговор и подсудимую заключают под стражу в зале суда, у пожилого судьи все внутри клокочет…

От газет не спрячешься

В Арбитражном суде, куда пришли члены иностранной делегации в первый день, у них были две миссии: первая - понаблюдать за судебным процессом и вторая - научить судей работать со СМИ. Однако когда отвечающий в суде за взаимодействие с прессой Сергей АКУЛИЧ выступил перед делегатами со своим докладом, Кунауэр не сдержал эмоций: «Сергей, да тебя нечему учить!».

- У них в Америке точно такое же положение, как у нас, - говорит председатель Арбитражного суда Приморского края Сергей ЧУМАКОВ. - Средства массовой информации могут критиковать судебные решения, а также создавать резонанс вокруг какого-то процесса. Конечно, Джон Кунауэр прав, говоря, что надо смотреть на эти вещи спокойно, нужно встречаться с журналистами, объяснять точку зрения, а может, даже закон. Главный его совет - не прятаться. Поставь себя на место журналиста - много ли подсмотришь в замочную скважину?

В том, что нельзя прятаться от прессы, Сергей Чумаков убедился не только в Приморье, но и в Америке. Однажды он тоже присутствовал в зарубежном суде в качестве зрителя. И по случайному совпадению председательствовал на том судебном процессе в Сиэтле как раз судья Джон Кунауэр. Судья рассматривал иск капитана береговой охраны, в качестве ответчика - наша судоходная компания FESCO (ОАО «ДВМП»). Обвинение заключалось в том, что, когда капитан облетал на вертолете стоящее на рейде судно, его ослепили лазерным лучом. Мужчина получил повреждение сетчатки глаза и потребовал компенсировать вред. В Америке же этому делу придали политическую окраску, в поддержку капитана приехал один из сенаторов. И опять же по стечению обстоятельств в Сиэтле именно в это время работала делегация из русских юристов. Когда делегаты, не досидев до конца процесса, вышли из здания суда, их окружили журналисты. Единственный вопрос был: «Правда ли, что вы - юристы - приехали поддержать FESCO?». Те засмеялись, и всем стало все понятно. Кунауэр отказал капитану береговой охраны в иске, а сама история осталась за рамками газетных скандалов.

- Джон Кунауэр известный юрист как в США, так и в России, - говорит Сергей Чумаков, - многие почины, заложенные в программу нашей судебной реформы, были сделаны с учетом его рекомендаций. В этот приезд он был восхищен работой наших судов: и тем, сколько средств выделяется для их нормального функционирования, и тем, что суды уже сегодня готовы работать в электронном режиме, что каждое решение можно прочитать на сайте в Интернете. Коллеги убедились, что мы - не на задворках.

- Да, я впечатлен достижениями, - поделился сам судья Кунауэр. - К сожалению, молодежь сейчас не знает, каково было жить 25 лет назад, не осознает, насколько продвинулась судебная реформа. Знаете, то, как сейчас у вас вершится правосудие, ушло на световые годы вперед по сравнению с тем, что было раньше. Значит, в России я работал не зря!

Автор: АЛЕКСУТКИНА Ольга