«Тихое» убийство. Во Владивостоке от СПИДа умерла шестилетняя девочка

13 марта Галочке должно было исполниться 6 лет. Красное платьице в шкафу, игрушки, фотографии, на которых она еще с косичками, маленькая, улыбчивая девочка – вот и все, что осталось на память об ушедшем из жизни ребенке.

23 март 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2116 от 23 март 2007
64b7f34bd66375b79fad8eb5dfecfcf4.jpg

13 марта Галочке должно было исполниться 6 лет. Красное платьице в шкафу, игрушки, фотографии, на которых она еще с косичками, маленькая, улыбчивая девочка – вот и все, что осталось на память об ушедшем из жизни ребенке. Последний год стал для нее и ее лечащих врачей невыносимо тяжелым. Малышка практически не вставала с кровати, а медики изо всех сил бились с ее болезнью. К несчастью, чуда не случилось. Галя умерла, так и не дожив до своего дня рождения.

Вирусом СПИДа Галочку заразила при рождении мать – 26-летняя героиновая наркоманка. До десяти месяцев она растила дочку сама, не показывая ее ни участковому врачу, ни докторам поликлиники. Наркотики и полное безразличие к девочке привели к тому, что женщину лишили родительских прав, а ребенка передали в больницу. Там-то впервые и провели обследование, обнаружив в крови малышки вирус ВИЧ-инфекции. В полтора годика Гале уже поставили точный диагноз – «перинатальная ВИЧ-инфекция», врачи назначили антиретровирусное лечение самыми новыми и лучшими препаратами, но улучшения так и не последовало – вирус оказался нечувствительным к медикаментам. Схему лечения пришлось менять трижды, ребенок угасал на глазах – состояние все ухудшалось, затормозилось умственное развитие, малышка отставала в росте, затем начала быстро терять вес, по всему телу появились язвочки... Болезнь буквально съедала ее изнутри, в неполные шесть лет Галочка весила чуть больше девяти килограммов. Спасти девочку так и не удалось.

На памяти врачей это уже второй случай, когда от ВИЧ-инфекции умирает ребенок. Примерно полтора года назад похоронили четырехмесячную девочку, которую также молниеносно убила болезнь. Медики забили в набат: вирус медленно, точечно пошел в наступление на самых беззащитных – детей.

Спасать ребенка нужно до рождения

В феврале этого года на 11-м Конгрессе педиатров России стендовый доклад, который подготовили сотрудники кафедры педиатрии № 2 Владивостокского госмедуниверситета вместе с врачами, касался как раз ВИЧ-инфицированных детей. Доклад занял третье место из шестидесяти четырех, представленных из различных регионов России. Его представляли клинический ординатор кафедры Оксана Подкаура и главный врач МУЗ «Детская городская клиническая больница № 3» Валентина Рассказова.

Как лечить, да и просто жить рядом с такими детьми, сама Валентина Николаевна знает не понаслышке. Дело в том, что с 2002 года в медико-социальном отделении детской больницы № 3 находилось 59 отказных и брошенных детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных родителей. 43 ребенка оказались здоровы – инфекция обошла их стороной, у 16 малышей диагноз подтвердился. Сейчас эти маленькие пациенты продолжают жить в больнице, где постоянно получают антивирусную терапию, их возраст – от месяца до семи лет.

Врачи отделения – мужественные люди. Такой участи, как выпала им, не пожелаешь и врагу: ведь им приходится не только воспитывать чужих детей, делать с ними первые шаги и произносить первые слова, но еще и объяснять малышам, что они другие – не такие, как все. Болезнь же протекает неодинаково, но примерно с одними и теми же симптомами: детки постоянно болеют, страдают дерматитами, и вес у них гораздо ниже, чем у здоровых ровесников. Медикаменты, которые им дают врачи, действуют по-разному, каждому ребенку приходится подбирать персональный курс лечения, и у кого-то болезнь ненадолго отступает.

Саше сейчас четыре года и восемь месяцев. Мать – эфедриновая наркоманка – отказалась от него в родильном доме. Так мальчик попал в медико-социальное отделение. До годика ребенок трижды болел бронхитом, мало весил. Кожа на его теле была в обширных гнойных и грибковых поражениях – особенность ВИЧ-инфекции. Врачи над ним буквально колдовали: помимо антиретровирусного лечения Сашеньку лечили витаминами, ферментами, массажами, давали биопрепараты. Вирус немного отступил, и сейчас мальчика просто не узнать!

Однако ВИЧ – это не та болезнь, которую можно вылечить. Нетеще, к сожалению, таких вакцин и таблеток. Но ее можно предотвратить.

– Это не вина, а беда детей, что они заразились ВИЧ-инфекцией, – объясняет кандидат медицинских наук Валентина Рассказова. – Родители сегодня безграмотны в плане санитарно-гигиенического воспитания, они неразборчивы в половых связях. Но и у ВИЧ-инфицированных родителей может родиться здоровый малыш. Организм ребенка в утробе защищает себя, как может, но ему нужна помощь. Когда во время беременности ВИЧ-инфицированная мама проходит специальную противовирусную терапию, а новорожденный в первые семь часов жизни получает препаратвирамун, в 98 процентах случаев ребенок ВИЧ-инфекцией не заболевает.

Но отследить ситуацию и обеззаразить малыша можно только в том случае, если будущая мама наблюдается у врачей.

«Поставка» маленьких пациентов

Сегодня у медико-социального отделения больницы № 3 есть родительницы, которые время от времени поставляют им детей. Именно поставляют, другого слова просто не подобрать! Поэтому среди малышей нередко встречаются родные братья и сестры.

– Наркозависимые, больные алкоголизмом, асоциальные женщины могут спокойно родить ребенка, в том числе ВИЧ-инфицированного, оставить его, и не понесут никакого наказания, – говорит заведующая кафедрой педиатрии № 2 Владивостокского государственного медицинского университета профессор Валентина Лучанинова. – Гуманное отношение к таким матерям оборачивается горем для тех, кого они родили. Самому старшему ребенку, который живет в отделении с ВИЧ-инфекцией, уже семь лет – возраст, когда дети обычно идут в школу... Вот только вопрос, где будет первоклассникучиться, пока не решен. Не решено также и то, до какого возраста эти дети будут находиться в больнице. Определять их в детские дома и интернаты пока никто не берется...

Автор: АЛЕКСУТКИНА Ольга