Аригато годзаимас, или Страна игрушечных крыш (продолжение)

«Поверьте, в Японии - в любом городе, неважно, Токио, Киото, Осака - совершенно безопасно, - улыбаясь, сказала атташе по культуре посольства России в Японии Елена Шевцова. - Проблема может быть только одна: вы так далеко забредете вглубь города, что даже

23 март 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2116 от 23 март 2007
22ace6457d7255f0bc7a4742c21340ad.jpg

Продолжение. Начало в номере за 16 марта.

«Поверьте, в Японии - в любом городе, неважно, Токио, Киото, Осака - совершенно безопасно, - улыбаясь, сказала атташе по культуре посольства России в Японии Елена Шевцова. - Проблема может быть только одна: вы так далеко забредете вглубь города, что даже местные жители с трудом смогут помочь вам вернуться в гостиницу». И знаете, Елена ничуть не преувеличила…

Какие люди в Hollywoodе

В Токио очень быстро привыкаешь к тому, что не надо смотреть под ноги. Там, под ногами, не будет луж, мусора, выбоин, канав, грязи. Там гарантированно будет только ровный, аккуратный асфальт или брусчатка. И повсюду - где только можно - цветы и деревья. Каждые бизнес-центр, гостиница, жилые комплексы устраивают рядом мини-парки (иногда они даже располагаются внутри зданий), у каждого домика-игрушки в пригороде обязательно растет дерево (и даже на балконах стоят бонсаи).

Все прибрано, пострижено, вычищено (и это при том, что найти урну в Токио - проблема, кстати, здесь не просто урны, а сложные устройства из трех отделений: отдельно - бумага, отдельно - пластик). Большинство деревьев дополнительно укрепляют - от ветра, чтобы не рухнули под весом мокрого снега, некоторые украшают ночной подсветкой. В парке у императорского дворца в Токио корреспондент «В» тщетно пытался найти окурок, фантик, ну хоть что-то, что можно было бы гордо назвать мусором. Нету!

«Начинается земля, как известно, от Кремля», - для Токио этот стишок тоже подходит. Город (название которого буквально переводится как «Восточная столица») рос кругами вокруг императорского дворца и четко поделен на районы. В одном - министерства и прочие властные структуры - мэрия, полицейское управление. В другом - банки и офисы крупных компаний, в третьем - дорогие магазины: Hermes, Prada… Сказать: «Я работаю в районе Касумигасеки» - то же самое, что констатировать: «Я - госслужащий». Трудящийся в Маруноучи или Отэмачи наверняка неплохо зарабатывает, будучи бизнесменом. А значит, его жена может себе позволить отовариваться в районе Гинза…

Район Акихабара известен в Токио как место расположения магазинов, торгующих компьютерами и электроникой. Когда-то, после Второй мировой войны, здесь был большой рынок, где можно было купить буквально все. Потом сюда приезжали из всех предместий Токио за недорогой бытовой техникой. А теперь помимо любителей цифровых технологий в Акихабаре собираются отаку и просто любители аниме. Здесь в отделах игрушек в универмаге десятки полок уставлены фигурками героев аниме-сериалов; здесь работают косплей-кафе. А еще - расположен частный университет Digital Hollywood, гостями которого и стали российские журналисты.

В университете, образованном совсем недавно - в апреле 2005 года, готовят специалистов в области создания контента цифровых технологий. Медиа-индустрия - самая новая отрасль экономики Японии, где чувствуется потребность в кадрах (общий объем цифрового контента - 4-5 триллионов йен). Впрочем, не только в Японии. Создание спец-эффектов, анимация для компьютерных игр - вот область для приложения усилий студентов Digital Hollywood. Конкурс, кстати, среди поступающих немаленький - в среднем пять человек на место.

Каждый день с 9 утра до 8 вечера они изучают 3D, web-дизайн, английский язык. Уютные холлы со множеством афиш (студенты должны быть в курсе культурной жизни столицы и посещать различные мероприятия) - место для отдыха в перерывах между занятиями. Впрочем, как большинство японской молодежи, студенты заполняют переменки игрой на приставках.


Юкки Курибаяси 21 год, через пару лет он мечтает работать в аниме-студии или большой, например, американской кинокомпании. Учиться, вздыхает Юкки, нелегко, да и зарабатывают специалисты в области цифрового контента не слишком много, но мечта выше практических соображений. Будучи большим поклонником аниме и особенно сериала «Евангелион», Юкки мечтает участвовать в создании не менее грандиозных проектов. А свои выходные он проводит, встречаясь с друзьями в Такеситодори - переулке недалеко от модного района Омотесандо в новой части Токио.

Узкая улочка сплошь заполнена магазинами молодежной одежды, обуви, всевозможных фенечек и прибамбасов, здесь же - знаменитые «стойенники» и готичные магазины с одеждой для косплеев и эмо-боев. Здесь на каждом углу - маленькие кафе или киоски с десертами. Здесь гуляют, общаются, знакомятся, делают покупки. Бойкое местечко пришлось по душе не только японцам - чернокожих и арабов на Такеситодори тоже немало. Впрочем, улочек, специализирующихся на молодежных товарах, в Токио достаточно.

Фансабберы спят спокойно

А вот крупные аниме-студии (таких пять, мелких - более 200) располагаются в пригородах. Здесь и аренда офисов дешевле, и атмосфера чуть более творческая. Тихие узенькие улочки в цветах, незаметные вывески… Меж тем любой из российских анимешников мог бы целовать асфальт этих улиц - здесь каждый день проходят те, кто делает аниме.

Вот и Production I.G., Inc, студия, знаменитая своим «Призраком в доспехах», расположена примерно в часе езды (30 километров) от Токио. Пиар-менеджер Ямакава-сан любезно попросила надеть тапочки на входе в здание - здесь все очень по-домашнему. Маленькие кухоньки рядом с комнатами, где работают художники и аниматоры. Были даже ванны, но творческие натуры взяли в привычку ночевать на работе и спать в них. От ванн пришлось отказаться...

В компании 300 сотрудников, над созданием аниме работает чуть больше 200.

Аниме рисуют сначала вручную. Представление большинства о том, что это полностью компьютерная анимация, в корне неверно. Сидя за стеклянными столиками с подсветкой, на тоненькой кальке молодые художники рисуют основных персонажей, их действия, меняя на каждой кальке угол наклона головы или взмах руки.

«Так рисовал создатель «Астробоя», на точно таких же столиках, - пояснила нам менеджер, - именно ручной рисовкой можно достичь по-настоящему хорошего результата. Да, мы используем компьютер очень много, но в основе своей процесс производства аниме сегодня такой же, как рисунок манги 50 лет назад».

Позже изображения сканируются, детально прорисовываются и обрабатываются на компьютере. Спонсоры вправе рассчитывать на успех будущего проекта. Поэтому руководству компании приходится признать: им бы хотелось делать аниме в другом стиле помимо кибер-панка, но здесь правит бал заказчик.

«К нам приходят и говорят: ваш «Призрак в доспехах» был таким удачным, и режиссер нам нравится, так что сделайте что-то в этом же стиле. И мы делаем, - говорит Ямакава-сан. - Нам бы хотелось создавать большие проекты. Ведь, только работая над ними, аниматоры могут показать весь свой класс. Для нас создание аниме - вопрос имиджа. И во время этого процесса в большей степени учитывается творческий порыв режиссера, чем, например, то, понравится ли получившийся сериал японскому или российскому зрителю. Поэтому трудно сказать, чего больше в аниме - творчества или коммерции. Всего поровну.

Конечно, сценарист, режиссер, художники проявляют больше фантазии, полета воображения во время работы, но в то же время их усилия контролируются редакторами и заказчиком». Production I.G., Inc весьма озабочена авторским правом, поэтому нам было вежливо, но твердо запрещено снимать то, над чем трудятся художники и аниматоры. Однако такое явление, как фансабберы (те, кто переводит новые, еще нелицензированные сериалы на английский или русский и выкладывает в Интернете для свободного скачивания), студию не очень беспокоит. Здесь твердо уверены, что их продукция настолько высокого качества, что сжать ее для выкладывания в Интернете просто невозможно. Ну что ж, российские журналисты не стали спорить…


~~Подробности
Процесс создания аниме долгий (на полнометражное аниме уходит около пяти лет, получасовая серия включает в себя 4000 рисунков). И весьма затратный – на создание «Призрака в доспехах» ушло почти два десятка миллионов долларов. Окупается аниме в течение десяти лет со времени выхода в прокат (с учетом продаж видеокассет и DVD снятый в 1991-м «Призрак в доспехах» окупился и принес прибыль к 2002 году).

Поэтому Production I.G., Inc не только занимается производством «японских мультиков», но и привлекает спонсорские средства. Кроме того, деньги зарабатывают путем создания аниме-видеоклипов для различных исполнителей (именно здесь делали ролик для певицы Линды на композицию «Цепи и кольца» [Chain & rings] стоимостью 20 миллионов йен) и работой для компаний - производителей игр. В частности, Production I.G., Inc делала анимацию для многих игр «СониПлэйстейшн». ~~

Продолжение следует.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ