Безопасность на дорогах или яхта для гаишника?

Ровно неделю назад Госдума в первом чтении приняла закон, который резко ужесточает ответственность за нарушение ПДД. Законопроект содержит поправки в основном к главе 12 Кодекса об административных правонарушениях, затрагивающей права автомобилистов.

23 март 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2116 от 23 март 2007
137d5bcff42222a637bb963f168953f8.jpg


Было дело, нарушила. В плотном и многорядном потоке машин проехала через железнодорожный переезд на едва зажегшийся красный свет светофора. Сразу за рельсами - вот он, полосатый жезл. Таких же, как я, оказалось трое.

По одному садимся в машину ГАИ. Первый - тот, который из чумазого грузовичка, вылез после общения с блюстителями с протоколом и без водительского удостоверения: «Предложил денег - отказались. Теперь административная комиссия решит - штраф или лишение прав». Второй - из приличного «крузака», поговорив не больше минуты, сел в свое авто и отчалил. Потом знающие люди предположили: видать, или «чин», или предложенная сумма больше понравилась, или из «органов», то есть свой. А на таких протоколы не составляют…

Ровно неделю назад Госдума в первом чтении приняла закон, который резко ужесточает ответственность за нарушение ПДД. Законопроект содержит поправки в основном к главе 12 Кодекса об административных правонарушениях, затрагивающей права автомобилистов.

Задача перед законотворцами стояла и впрямь благородная: изменить трагическую ситуацию на дорогах страны, где ежегодно погибает более 30 тысяч человек - считай, целый небольшой город… Проблема безопасности действительно стала общенациональной.

И вот очередные меры…

Многие обновленные нормы, в принципе, вызвали понимание как всех граждан, так и автомобилистов: ну скажем, ужесточение наказания за езду в пьяном виде. За выезд на встречную полосу. Со скрипом, но автолюбители соглашаются и с тем, что пора - пора! - приучаться ездить с пристегнутым ремнем - Европа, Америка ездят и не возмущаются.

Протест вызывает другое: во-первых, депутаты еще раз показали - за пределы МКАД они выезжают редко, истинный уровень жизни населения своей страны не знают, обо всем судят исключительно по московским меркам - меркам пресыщенного, богатого города… Ведь главным аргументом в пользу многократного повышения суммы штрафов был такой: 200 рублей для владельца шикарного авто - не деньги, и чтоб жизнь медом ему не казалась, надо повысить. По мысли законодателей, у нас вся страна ездит на шикарных авто. Ну так из московского окна видно.

Между тем суммы, которые фигурируют в новом законе, весьма и весьма… Они вполне сопоставимы с американскими и европейскими, правда, при «небольшой» разнице в доходах. Ну ладно за езду в нетрезвом виде. Но за перестроение при интенсивном движении - тысяча? За то, что не пропустил пешехода, - 800? Невыполнение требования сотрудника об остановке - 2, 5 тысячи (а если в потоке машин жезл попросту не заметил?). Понятно, что водитель ОБЯЗАН быть законопослушным, но не являются ли эти суммы «превышением пределов необходимой обороны»? Можно ведь и руки отрубать… Более того, многие специалисты убеждены: на поведение человека воздействует прежде всего неотвратимость наказания, а не его жесткость. И еще - убеждение, что порядку власть заставит подчиниться всех, в том числе тех, кто с депутатским номером и с любой корочкой!

Во-вторых, как обычно, законодатель пытается все нерешенные проблемы, которые требуют кропотливой работы, грамотных управленческих решений и материальных затрат, просто переложить на плечи автомобилистов.

Между тем в цивилизованном мире, который тоже давно столкнулся с проблемой высокого травматизма на дорогах, подходы, мягко говоря, принципиально другие. Передо мной материалы общероссийской общественной конференции по безопасности дорожного движения, проходившей еще в 2005 году в Москве с участием руководителей ГИБДД и представителей власти всех уровней, где представлен зарубежный опыт. Вот цитата: «До последнего времени ответственность за ДТП возлагалась в основном на отдельных участников дорожного движения. Теперь ответственность поделена между разработчиками системы и участниками дорожного движения. Проектировщики системы и те, кто ее осуществляет, - например, те, кто построил дорожную инфраструктуру, автомобилестроение и полиция, - несут ответственность за функционирование системы». Таковы принципы дорожно-транспортной безопасности в Швеции и целом ряде европейских стран.

Безопасность в широком смысле - это, извините, не только три шкуры с водителя, но еще и качество дорог, наличие разделительных полос - чтоб выезд на встречку был попросту исключен! Это многоуровневые транспортные развязки, освещение, грамотно построенные перекрестки, полосы отчуждения и «карманы» на узких дорогах.

Да, федеральная программа безопасности движения до 2012 года, которая разрабатывается в России, предполагает некое масштабное строительство. И даже массовое оборудование трасс приборами электронного контроля за скоростным режимом. Боюсь только, что штрафы будут быстренько внедрены, а вот с приборами и дорогами все будет как всегда…

И еще. Как образно выразился по поводу нового закона большой защитник автолюбителей и депутат Госдумы Виктор Похмелкин, пока система ГИБДД остается такой же взяткоемкой - о реальном обеспечении безопасности не может быть и речи. И в таком виде нововведения лишь помогут материально гаишникам, а не решению проблемы.

Вот водитель где-то на трудном нерегулируемом владивостокском перекрестке, не дождавшись «окошка» в потоке машин, все же просунул «морду» и проехал, а тут сотрудник ГАИ с угрозой штрафа (см. таблицу). Догадайтесь с трех раз, что предпочтет водитель - предложить некую сумму сразу или вступать в долгие отношения с административной комиссией, судьей и т. д.?

А вот еще вопрос на засыпку: если за весьма большой перечень нарушений предполагается штраф ИЛИ лишение прав - варианты поведения водителя? А гаишника? Вот почему, по мнению правозащитных организаций, поправки в КоАП требуют серьезной антикоррупционной экспертизы. В том числе в отношении этих самых «или», которые являются прямым путем к вымогательству на дорогах.

Таблица будущих штрафовВид нарушения ПДД Действующий штраф (руб.) Будущий штраф (руб.) Управление транспортным средством (ТС), не зарегистрированным в установленном порядке предупреждение или 50 300 Управление ТС, не прошедшим государственного технического осмотра предупреждение или 50 500 Управление ТС, эксплуатация которого запрещена - 1000-1500 Управление ТС без талона техосмотра, документов на право управления ТС, регистрационных документов и полиса ОСАГО 50 и задержание ТС 300 и задержание ТС Управление ТС с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением регистрационными знаками предупреждение или 50 300 Управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена 50 300 Управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности 50 или предупреждение 500 Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС (за исключением учебной езды) 700-1000 2500 или административный арест на 15 суток Управление ТС водителем, лишенным права управления транспортным средством 1000 - 1500 2500 или лишение прав на 1,5-2 года, или административный арест на 15 суток Передача управления ТС лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством 300-800 2500 Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления либо лишенным права управления задержание и 700-1000 административный арест на 15 суток Пересечение железнодорожного пути вне переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде 500 либо лишение прав на 3-6 мес. 2500 либо лишение прав на 1,5-2 года Другие нарушение правил проезда через железнодорожные переезды 100 500 Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося за перекрестком затора предупреждение или 50 500 Превышение скорости движения на 10-20 км/ч 50 300 Превышение скорости движения на 20-40 км/ч 100 500 Превышение скорости движения на 40-60 км/ч 100-300 1000-1500 либо лишение прав на 1-1,5 года Превышение скорости движения более чем на 60 км/ч 300-500 либо лишение прав на 3-4 мес. 2000-2500 либо лишение прав на 1,5-2 года Движение по автомагистрали на ТС, скорость которого менее 40 км/ч, остановка на автомагистрали вне специальных площадок для стоянки предупреждение или 100 предупреждение или 300 Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы справа, учебная езда по автомагистрали предупреждение или 100 предупреждение или 300 Разворот или въезд ТС в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали либо движение задним ходом по автомагистрали 300-500 1000-1500 Невыполнение требования ПДД уступить дорогу ТС, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков 100-200 1000 Проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика 100 1000-1500 или лишение прав на 1-1,5 года Невыполнение требования ПДД включить указатель поворота перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой предупреждение или 50 предупреждение или 300 Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены предупреждение или 50 500 Невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения предупреждение или 50 500 Невыполнение водителем требования ПДД перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части - предупреждение или 300 Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части, пересечение организованной транспортной или пешей колонны, движение по велосипедным или пешеходным дорожкам, обочинам или тротуарам 50 500 Перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты, кроме случаев смены полосы для поворота, разворота, остановки или объезда препятствия - 500-1000 Выезд на полосу встречного движения 300-500 или лишение прав на 2-4 мес. 2000-2500 или лишение прав на 1,5-2 года Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги предупреждение или 50 предупреждение или 300 Непредоставление преимущества в движении маршрутному ТС, а равно ТС с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом 100-300 или предупреждение 1000 Непредоставление преимущества в движении ТС с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, надписями и обозначениями, с включенным проблесковым маячком синего цвета и спецсигналом 300-500 или лишение прав на 1-3 мес. Невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения 100 или предупреждение Нарушение правил остановки или стоянки ТС 50 или предупреждение 300 Нарушение правил остановки или стоянки ТС в местах, отведенных для остановки или стоянки ТС инвалидов 100 или предупреждение 500 Нарушение правил остановки или стоянки ТС на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других ТС, остановка или стоянка ТС в тоннеле 100-300 или предупреждение 1500 Нарушение правил остановки или стоянки ТС на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов предупреждение или 100-200 1000 Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки 50 или предупреждение 300 Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки 50 или предупреждение 300 Нарушение правил учебной езды водителем, обучающим вождению ТС 100 или предупреждение 800 Нарушение правил перевозки людей 100 или предупреждение 500 Перевозка людей вне кабины автомобиля, трактора, других самоходных машин 100-300 1000-1500 Нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего 500-800 1000-1500 Нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего 1500-2000 или лишение прав на 6 мес. до 1 года Невыполнение требования о предоставлении ТС сотрудникам милиции или иным лицам, которым в случаях, предусмотренных законодательством, предоставлено право использовать ТС 100-200 500 Невыполнение требования сотрудника милиции об остановке ТС 200-500 2000-2500 или лишение прав на 1,5-2 года Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием 100-200 1000 Оставление водителем в нарушение ПДД места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся 1000-1500 или лишение прав на 6 мес. до 1 года лишение прав на 1,5-2 года Употребление алкоголя и наркотических средств после ДТП или остановки водителя автоинспекцией до прохождения освидетельствования на трезвость - лишение прав на 1,5-2 года Нарушение правил, установленных для движения ТС в жилых зонах 100 или предупреждение 500 Нарушение пешеходом или пассажиром ТС ПДД 50 или предупреждение 300 Нарушение ПДД лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком 100 или предупреждение 500 Нарушение ПДД лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком в состоянии опьянения 100-300 500-1000 Нарушение ПДД пешеходом, пассажиром ТС или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении ТС 100 500 Нарушение ПДД пешеходом, пассажиром ТС или иным участником дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение легкого вреда здоровью потерпевшего 100-300 1000-1500 Нарушение ПДД пешеходом, пассажиром ТС или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении ТС 100 500 Пользование водителем во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук - 300 Управление ТС в период, не предусмотренный полисом ОСАГО, и водителями, не вписанными в этот полис 300 500 Управление ТС без ОСАГО 500-800 1000

Автор: Марина Ивлева Сергеевна