Разгром. Произведение Фадеева оказалось провидческим

Сколько угодно можно рассказывать о том, какая у нас богатая и насыщенная культурная жизнь. Но порой стоит хоть немного задуматься о том, какой страшной и неожиданной может оказаться культурная смерть. В 2008 году краевой библиотеке профсоюзов им. А. Фаде

16 март 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2112 от 16 март 2007
b262746d39b4cc6dc0e18f8b1bf32694.jpg


Сколько угодно можно рассказывать о том, какая у нас богатая и насыщенная культурная жизнь. Но порой стоит хоть немного задуматься о том, какой страшной и неожиданной может оказаться культурная смерть. В 2008 году краевой библиотеке профсоюзов им. А. Фадеева должно исполниться 40 лет. Наверное, поэтому ее лучше закрыть именно сейчас, а то под самый юбилей будет как-то неловко… Официально Фадеевке грозит только ремонт на полтора года. Но слишком велики опасения, что для нее он станет последним.

Последний ремонт

По документам все (как, впрочем, и всегда в делах такого рода) лучше не придумаешь: здание 1905 года, ветхое, перекрытия из дерева, чуть не завтра от любой искры погорят книги и библиотекари… Решение Ленинского суда города Владивостока: приостановить эксплуатацию здания, устранить все источники опасности. Потребуется капитальный ремонт, а это - года полтора.

Официально это делается ради сохранности книжного фонда, правда, сразу возникает вопрос: почему же тогда большую часть этого самого фонда уже «застолбили» себе библиотеки санаториев, детских домов, университетов? Сейчас в Фадеевской около 180 000 единиц хранения, оставить полагается около 80 000. Вот уж сохранность, тут никакого пожара не надо…

Похоже, бессмысленно прикрываться благими намерениями вроде ремонта, когда речь идет о здании в центре города.

Народ у нас последнее время недоверчивый стал. Почему, казалось бы, не ждать с радостью, что месяцев через 15, как раз к юбилею, можно будет опять спокойно читать книги? А потому, что библиотечное здание (в центре, старинное, прямо под боком у администрации - метры и метры дорогущей площади!) принадлежит к загадочной области, именуемой «профсоюзной собственностью».

Когда-то в 90-х годах несколько корреспондентов «В» получили задание: рассказать хоть немного о судьбах этих загадочных объектов - санаториев, детских лагерей, дворцов культуры, огромных площадей земли и десятков тысяч квадратных метров помещений, принадлежавших профсоюзам. Бывалые журналисты остались без гонораров, статей не получилось - слишком уж таинственны оказались эти судьбы… Вот и нынешний слух о том, что здание перейдет от книгочеев к коммерсантам, то есть наконец-то станет приносить прибыль от своего положения, оказался уж больно живуч. Проверить его и убедиться, что ремонт не превратит библиотеку в какую-нибудь контору или магазин, сможет любой через полтора года. А чтобы эксперимент прошел точнее, предлагаем вспомнить, что представляет (точнее, теперь уже представляла…) собой Фадеевка. А то вдруг не узнаем возрожденную библиотеку - уж больно будет хороша!

Книги по списку

В 1968 году разрозненные книгохранилища профсоюзов решили упорядочить. Для этого и была создана краевая библиотека в центре Владивостока. Она должна была не только обслуживать работников предприятий, но и стать общедоступным культурным центром.

Именно тогда профсоюзные библиотеки, например рыбного порта и Дальзавода, пополняли фонд Фадеевки.

Начинали с 50000 книг и 2000 читателей. Набрали за эти годы, соответственно, 180000 и 17000.

Правда, когда книжный фонд разросся до таких объемов (к 90-м годам), финансировать перестали... Библиотеке пришлось искать новые способы выживания. Выход нашелся: стали сдавать в аренду часть помещений и сотрудничать с различными организациями (среди которых в том числе американское посольство). Фадеевка умудрялась даже закупать новую литературу и продолжать подписку, но на ремонт вот не накопила.

Среди 17000 читателей, кстати, есть ветераны войны и труда, студенты, научные работники и даже нищий бродяга с улицы. Пришел однажды на костылях, со стойким запахом мази Вишневского, попросил дать книгу. Не прогонять же - человека обслужили, издание он вернул не в лучшем состоянии, ему пригрозили, и он стал подходить к литературе бережнее.

Такому читателю достаточно и одной книжки, но бывают здесь такие, кто набирает по два десятка томов (по списку), а на вопрос, куда столько, отвечает, что обслуживает полподъезда.

Памяти 17 тысяч и «Пушкинского салона»

Куда, к слову сказать, денешь 17000 человек? После закрытия Фадеевской в семисоттысячном городе останется только одна крупная публичная библиотека, выдающая книги на дом, - имени Чехова на проспекте Столетия.

Студенты, которых в Фадеевку ходит немало, вроде как должны быть не в обиде - в университетах свои книгохранилища, больше и мощнее профсоюзных. Чего же им, спрашивается, не сидится у себя в Alma mater? Книг в университетских библиотеках, может, и много, но и студентов, как известно, несметные полчища. Тем более, чтобы сохранить фонд, школяров нужно держать в узде, отсюда - укороченные сроки выдачи книг, и вообще (авторы могут судить на собственном опыте) работа с читателем куда более жесткая. Так что молодежь спокойно ходила в Фадеевку, тем более что там делали специальную подборку материала, например, для рефератов и курсовых.

Интересно и то, что многие студенты, к примеру ДВГУ, продвинутой и оснащенной библиотеке на Мордовцева,12 предпочитали именно Фадеевку. Почему? Скажем за себя: там все гораздо проще, и служащие всегда готовы работать с тобой и выручать в трудную предсессионную минуту.

Библиотеке предлагают и другую альтернативу - Интернет и электронные издания. Про пенсионеров и т. п. не будем - кто их спрашивает и кому они нужны! - это понятно. Но в любой обычной, «твердой» библиотеке хранятся книги совсем недавно вышедшие - 2005-го и т. д. годов. Авторы многих из них не только не хотят выкладывать свои творения в Интернет, но если кто-то их туда все-таки «засунет», пытаются их из Интернета убрать. Потому что, используя их, мы нарушаем авторское право, и, видимо, это нас и вынуждают делать.

С исчезновением библиотеки не станет и знаменитого актового зала со старинным камином и Пушкиным на стенах, так называемого Пушкинского салона. Там библиотека устраивала литературно-музыкальные концерты, краеведческие вечера, лекции, собирая любителей романса, поэтов, краеведов. Расписание вечеров салона на будущее, составленное в счастливом неведении о его участи, еще висит у входа в библиотеку.

Коварная площадь

Но есть в этом деле еще одна загвоздка. Профсоюзная собственность - она все-таки и вправду вещь непростая, даже для профсоюзных «хозяев». Зданию Фадеевки, как уже говорилось, сто лет с хвостом. Оно объявлено памятником архитектуры и охраняется законом.

До революции (когда особнячок был еще одноэтажным) в нем находилась Черепановская школа. Об этом сообщала памятная табличка на библиотечной стене, которая, правда, от старости совсем заплыла. Недавно ее сняли, чтобы привести в божеский вид, и сейчас она находится у приморского краеведа Нелли Мизь. Только не получится ли так, что обновленную табличку вешать будет уже некуда?

Возможно, тем, кто сейчас так печется о необходимости ремонта, захочется что-нибудь в особнячке изменить, добавить, чтоб было удобнее и дороже. Но как раз этого делать с памятниками архитектуры нельзя. Тут ничего не сделает не только профсоюзная, но и вообще любая местная власть - закон федеральный.

Так что за судьбой бывшего библиотечного домика должны бы наблюдать не только читатели, но и те, кому положено следить за исполнением этих законов. Насколько зоркими окажутся их глаза и насколько длинными руки коммерсантов, покажет совсем недалекое будущее.

Автор: Александр Великанов