Нечастные проблемы частных школ

Вопреки распространенному мнению частная школа - не то место, где делают деньги на отпрысках богатых родителей. Скорее, здесь помогают встать на ноги детям, не вписывающимся в стандарты. Сегодня в Приморье имеют лицензию всего 16 частных школ - на порядок

13 март 2007 Электронная версия газеты "Владивосток" №2109 от 13 март 2007
0f41261167e44fa54310b234b2585d4c.jpg


Вопреки распространенному мнению частная школа - не то место, где делают деньги на отпрысках богатых родителей. Скорее, здесь помогают встать на ноги детям, не вписывающимся в стандарты. Сегодня в Приморье имеют лицензию всего 16 частных школ - на порядок ниже, чем десять лет назад…

Летом депутаты Государственной думы приняли в первом чтении закон об автономных учреждениях. Он дает возможность прибрать в частные руки все учреждения образования и культуры. Лучше от этого не станет никому, потому что уже существующие частные школы еле выживают.

У этого вопроса длинная история. В 2004 году Госдума приняла поправки к федеральному закону «Об образовании». Были отменены льготы по налогам для негосударственных учебных заведений. Таких в стране тогда было около 550. Плюс к ним работали организации дополнительного образования, различные языковые курсы, творческие и художественные студии. После роковых поправок выжили единицы. И хотя во всех законах школы значатся как некоммерческие организации, то есть не имеют права получать прибыль, по условиям жизни их приблизили к коммерческим: арендная плата за помещение и землю, за все услуги, которыми они пользуются, равна коммерческим ставкам.

- Частные школы вышли на администрацию Владивостока с просьбой о снижении арендной платы, - рассказывает Ольга МЫЗГИНА, директор «Гармонии». - Еще есть у нас договоренность от имени негосударственных школ написать коллективное письмо в Законодательное собрание края. Намерены просить принять решение о выделении норматива на каждого ребенка. Если государство на обучение школьника выделяет определенную сумму, почему бы не претендовать на это частным школам? В Москве такие перечисления практикуются. А в Хабаровске частные школы, работающие более 10 лет, полностью освобождают от арендной платы. Надо четко понимать: как ни велика родительская плата, она едва покрывает расходы на питание, охрану, ремонт школы, работу учителей и воспитателей. У нас на 75 детей приходится 33 взрослых работника школы. Когда мы представили депутатам свои раскладки, те были крайне изумлены: «Как вы еще живете?».

- Мы сталкиваемся с абсолютным равнодушием со стороны государства, - рассказывает Людмила КИРСЕНКО, директор «Эврики». - Доходит до смешного. Звонят из поликлиники: «Заключите с нами договор и платите по 10 тысяч в месяц». «Стоп, - говорю я, - у каждого ребенка есть страховой полис. На каком основании вы требуете дополнительную оплату?» - «Ну, вы же частники». - «Но мы же - школа!». Для нас нет никаких налоговых послаблений. А ведь это не винно-водочный магазин, дающий прибыли. Потому мы не можем даже пристроить к школе спортзал: едва хватает денег на существование. Недавно хотели подключиться к теплотрассе, так «навесили» дополнительные работы по ремонту трассы к жилому дому. Этого нам уже не потянуть!

Дело не в цене

Пятиклассника Алешу - умницу и отличника - одноклассники били только потому, что негласный лидер заявил: «Леха, ты - дурак, раз книжки читаешь». Пришлось родителям отдать мальчика в частную школу. И таких семей, которые не «с жиру бесятся», но платят за обучение ребенка до двух третей своего дохода, с каждым годом все больше.

Стоимость обучения во Владивостоке колеблется от 3 до 10 тысяч в месяц. Нынче в частных садиках берут столько же.

Везде уже поняли, что невозможно всех детей учить одинаково. Существуют одаренные дети. И в развитых странах имеется так называемое элитное образование. В Англии и Франции его дают 5 - 10 процентов школ, которые выпускают до 70 процентов интеллектуальной элиты. Если страна хочет иметь высокоразвитых граждан, она должна думать об элитном образовании. А если не думает? Вывод очевиден - этой стране умники не нужны.

Есть еще причина, по которой родители выбирают частную школу, - здоровье ребенка. В Приморье у 15 процентов детей проблемы со здоровьем: частые простуды, болезни сердца, крови, ослабленные слух и зрение, заикание, слабые формы эпилепсии и детского церебрального паралича. Родители боятся отдавать их в обычную школу - затопчут! Опыт стран, где даже инвалиды учатся рядом со здоровыми сверстниками, успешно осваивается частными школами. Заметьте - государственные школы даже не ставят перед собой такую задачу.

Головная боль родителей: «Я на работе, а ребенок дома. Чем он там занят?». В частных школах после уроков начинается «самая жизнь». Идет подготовка к праздникам, ставятся спектакли, работают вокальные, хореографические, музыкальные кружки. Дети играют в бизнес-игры, осваивают навыки школьного самоуправления.

Почему в обычной государственной школе нельзя сделать то же самое - пусть за отдельную плату? Почему даже группы продленного дня - редкость?

Несем мы тихо груз своих потерь

Термин «негосударственная школа» - из 90-х годов и весьма неточен. Все частные школы проходят государственную аккредитацию, получают лицензию, выдают выпускникам государственные свидетельства об окончании школы. Школы работают по программам, которые соответствуют государственным и еще дают дополнительные знания.

В начале 90-х в Приморье были открыты первые частные школы. Среди них был «Вайс-колледж», его директор Александр РУДЕНКО попытался создать специализированную музыкальную школу. В России такие - только в городах, имеющих консерватории. Выпускники «Вайс-колледжа» уже успели окончить консерватории, гастролируют по Европе. А колледжа теперь нет - закрылся по причинам экономическим. В том же списке - «Конкордия», «Святая Ольга» (интересно, где сейчас пони, на которых так любили кататься дети?).

Похоже, «золотой запас» педагогических новаций «частников» никому не нужен. Поддерживать их никто не собирается. Правда, они стараются дружить меж собой. Проводят олимпиады: по русскому и литературе в «Дарине», по истории - в Азиатско-Тихоокеанской школе, по математике - в «Гармонии», по английскому - в «Эврике». Так и живем: пророки отдельно, а отечество отдельно.

Автор: Наталья ХОХЛОВА