Где вы отдохнули этим летом?

Электронные версии
Без политики

Художник Сергей Форостовский: «Культура во Владивостоке призвана развлекать моряков и пиратов»

- Жалко, что я - один человек. В жизни всего много, а мне хочется все узнать и почувствовать, - с небольшим сожалением говорит Сергей ФОРОСТОВСКИЙ, член Российского союза художников. Уроженец Приморья, Сергей сейчас живет в Красноярске, но часто работает
Художник Сергей Форостовский: «Культура во Владивостоке призвана развлекать моряков и пиратов»

- Жалко, что я - один человек. В жизни всего много, а мне хочется все узнать и почувствовать, - с небольшим сожалением говорит Сергей ФОРОСТОВСКИЙ, член Российского союза художников. Уроженец Приморья, Сергей сейчас живет в Красноярске, но часто работает за границей. Недавно в арт-галерее Portmay открылась его персональная выставка «Восточный транзит. Тибетские сны». Экспозицию составили произведения, написанные за два года в Харбине (КНР) по впечатлениям, собранным в тибетском путешествии. Художник поделился с нами впечатлениями от поездки и рассказал о своих чувствах к Владивостоку.

Тибет на грани фола

- Какой духовный опыт вы приобрели в Тибете?

- Скорее всего, не приобрел, а еще более утвердился в духовном опыте. Смирился с тем, что художник должен путешествовать, смотреть на мир и анализировать не только внешнюю среду, но и свое внутреннее состояние, чтобы потом воплотить его в картинах. Конечно, я приобрел бешеный опыт еще и как профессиональный путешественник. Я поехал практически неподготовленным, имея смутное представление о Тибете по книгам МУЛДАШЕВА. Все путешествие было практически на грани фола. Физически и психологически очень трудно - на высоте в пять-шесть тысяч метров постоянно кружится голова. Не можешь ни вдохнуть полной грудью, ни расслабиться. Бесконечный ряд галлюцинаций… Но все же опыт классный. А главное - теперь я ничего не боюсь в жизни. Все трудности, которые были до этого, как-то померкли.

- Вы научились медитировать…

- Каждый художник - уже полуготовый продукт для медитации. Он всегда прислушивается к себе, к своему внутреннему «я». Человек, который просто медитирует, делает это для себя. А художник, который медитирует, делает это для всех. Хотя слово «медитация» - из литературы. Мне больше нравится «расслабление».

- Тибет повлиял на ваше религиозное мировоззрение?

- Вообще, мне близок синтоизм. В нем главное любование - природой, красотой… В Тибете же основные религии - буддизм и ламаизм - ортодоксальный буддизм, который много тысячелетий назад был экспортируемой религией… Мне интересны и католичество, и конфуцианство, и православие, и буддизм. Очень жалко, что я - один. Хотелось бы быть в трех-четырех лицах. Ведь в жизни всего так много, а я такой жадный до впечатлений, до ощущений, до познания.

Нецветные «Тибетские сны»

- Большинство картин на представленной выставке монохромны. Что вы хотели этим передать?

- Когда я находился в высокогорном Тибете, видел деревни, которым по три тысячи лет, было такое чувство, как будто я на родине своих прародителей. Какое-то первобытное ощущение того, что я вижу, заставляло работать подсознание. На уровне генетической памяти возникала нецветная картинка. У меня были сны, в которых я спускался в царство Аида. Нецветные сны. Еще одно чувство посещало во время путешествия - как будто я в подводном царстве, где тоже все нецветное. Казалось, что я нахожусь где-то в Боливии, в Чили, Перу. К тому же я люблю старые сепийные фотографии. И фильмы ТАРКОВСКОГО. Вот такой кино-, фото- и ассоциативный ряд.

- Вы сознательно обособились от рериховского восприятия Тибета?

- Совершенно сознательно. Во-первых, сам знаю людей, которые попадают под влияние его работ. Во-вторых, не хотелось сравнений. А в-третьих, РЕРИХ наблюдал очень много белого, который при разном освещении дает разные цветовые эффекты. У него было гораздо больше белоснежных вершин. То есть он работал со спектром. Кроме этого он изучал мифологию, философию и все остальное, ради чего, собственно, там и находился. Мне не хотелось попадать под обаяние внешнего. Поэтому я для себя закрыл эту тему.

- А не боитесь сравнения?

- Забыли - я же после путешествия больше ничего не боюсь! - смеется Сергей. - А насчет сравнений. Был у меня случай. Однажды в Киеве стоим мы с ребятами из Владивостока на открытии выставки. В тельняшках. И журналисты задают провокационный вопрос: «А как вы к митькам относитесь?». Я говорю: «А никак». - «Почему?». Потому, отвечаю, что они с Балтики, а мы с Тихого - они мелко плавают. С Рерихом примерно так же.

- Дух Тибета - какой он?

- Конечно, можно использовать общепринятое культурологическое понятие. Тибет - это «вершина мира». Но кроме того, мне показалось, что за эти 12 дней я совершил большую экскурсию по человеческой памяти. Потому что, как я уже говорил, был просто бешеный ассоциативный ряд. Осколки цивилизации майя, первобытный матриархат… И эти сюжеты прокручиваются в голове. У меня как будто было путешествие во времени. А как художник я наслаждался монохромностью. Это нецветной Тибет. Даже в одежде у местных народностей цвета нет - только кое-где в орнаменте.

- Многие ваши тибетские пейзажи буквально пропитаны ощущением России. Это реальное сходство или ваше внутреннее понимание Тибета?

- Ну, я ведь, в первую очередь, русский художник. Да, в России уже два-три века существует своеобразная мода на Тибет и на буддизм. Все же не берусь судить, насколько обосновано это сопоставление. Хотя то плато, которое я писал, так и хочется сравнить с картиной ВАСНЕЦОВА «После побоища», в остальных работах я бы не стал искать большое сходство. Тем не менее, повторюсь, у меня русское воспитание, европейское образование. А ведь Тибет - это глубина, которую невозможно постигнуть за 12 дней. Китай - вообще самая космическая страна. Чем больше там живешь, тем больше ее не понимаешь.

Одна ворона до Васнецова

- Сергей, какие виды искусства вам близки помимо живописи?

- Очень люблю драматический театр. Из современных авторов - Нина САДУР. А из классиков - ГОГОЛЬ, ЧЕХОВ. Поэзию люблю. Тарковского, БРОДСКОГО, МАНДЕЛЬШТАМА…

- Наш город соединяет в себе европейские черты с типично азиатскими. По вашему мнению, в какую сторону все же склоняется искусство Владивостока?

- Стиль местного искусства - так называемый порто-франко. Он присущ приморским городам. Поэтому, на мой взгляд, азиатского тут вообще нет. Я склоняюсь к тому, что Владивосток - город моряков, пиратов. С одной стороны, культура призвана развлекать этот контингент. Но с другой - она такая же разношерстная, поддается влиянию разных стран, крайне мобильна, демократична… Поэтому во Владивостоке очень много художников нереалистического толка. Художников, которые очень четко воспринимают новые веяния. Когда я приехал в Красноярск, долго не мог свыкнуться с другой техникой.

- Вы скучаете по Владивостоку?

- Безумно. Он мне снится постоянно. Снятся его сопки. Снится море, которое всегда проглядывает между домами. Скучаю по морскому воздуху. Знаете, в начале лета такой пьянящий морской воздух, запах морской капусты… И очень скучаю по людям - отчаянным, безбашенным. Мы с арт-директором «Портмэя» Сашей ЛОБЫЧЕВЫМ при встрече целовались чуть ли не взасос! Вот и ключевая фраза есть, - улыбается художник. - Меня однажды в Амстердаме журналисты спросили, понравилось ли мне на улице «Красных фонарей». Я отвечаю без задней мысли: «Да, замечательно. Очень понравилось». Они это чуть ли не в заголовок вынесли… Потом все говорили: «Классно, просто молодец. Художник оттягивается!»

Автор : Валерия Федоренко Павловна

В этом номере:
Приморье до и после выборов: муниципальная демократия торжествует

Выборы в Приморье – больше, чем выборы. Даже если обойдется без пулевой стрельбы, грязи и скандалов хватит на всех и на полгода вперед. Помня эту старую истину и выполняя приказ прокуратуры Приморского края, прокуроры тех городов и районов края, где в мин

Владивостокский мэр: правление Николаева считать законченным?
Владивостокский мэр: правление Николаева считать законченным?

Арест, а говоря юридически точным языком, «взятие под стражу» Владимира НИКОЛАЕВА был предсказуемым. Пресс-конференция, проведенная сразу после отстранения от должности с обвинением следствия в «заказе», поездка в Хабаровск и в Москву в поисках защиты -

Хроника пикирующих мэров
Хроника пикирующих мэров

Дело об отстранении главы администрации Владивостока Владимира НИКОЛАЕВА хотя и, безусловно, громкое, но отнюдь не беспрецедентное. Лишить избранное всеобщим прямым голосованием должностное лицо властных полномочий сложно, но можно: новейшая история росси

Владивосток начинает приходить в себя. Но слишком медленно
Владивосток начинает приходить в себя. Но слишком медленно

Краевой центр не успел справиться с последствиями одного обширного циклона, который обрушился на город 4-5 марта, как подоспело новое испытание. 10 марта подошел еще один циклон, который оказался не таким щедрым на осадки, но они покрыли город коркой льда

Снегопады бьют рекорды, а весной и не пахнет

Новый рекорд для начала весны максимального выпадения осадков за 12 часов - 49 мм только во Владивостоке - зафиксирован в Приморье местными синоптиками за всю 100-летнюю историю наблюдения за погодой. В первой декаде марта в крае в общей сложности выпало

Последние номера