Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Мегаполис

Первый мост на остров Русский

С момента присоединения Уссурийского края к России остров Русский - неотъемлемая часть Владивостока
Первый мост на остров Русский
При этом долгое время остров напоминал ценность, приобретенную впрок. Планомерное его освоение до 90-х гг. ХIХ века, равно как и активная застройка, были невозможны из-за банального недостатка сил и средств. Развитие острова (с ростом Владивостока он попал в сферу интересов военного ведомства) в первую очередь предполагало прокладку грунтовых дорог. Сейчас их общая длина составляет здесь 170 км. Но при этом надо подчеркнуть - дороги на Русском строились. До сих пор, спустя больше 90 лет, сохранились в идеальном состоянии целые участки. Для их прокладки вырубался лес, готовилось дорожное полотно овального профиля, и только после этого на него выкладывали камень. Роль «брусчатки» играл песчаник-плитняк, который добывали здесь же, на острове. В завершение мощение засыпалось слоем дресвы - крупным песком: это обеспечивало равномерный сток воды во время дождей, вот почему дорога так хорошо сохранилась. Помогала этому также специальная система отвода воды. На обочинах обустраивались короба стока из того же плитняка, а чтобы они не переполнялись водой во время тайфунов, под полотном дороги на определенном расстоянии готовился водотвод. Там, где встречались ручьи, сооружались каменные мосты, которые с успехом служат до сих пор. Такие дороги эксплуатировались довольно долго, совершенно не требуя ремонта. К сожалению, во второй половине прошлого столетия с появлением тяжелой автомобильной и дорожно-ремонтной техники большая часть старых дорог стала все чаще выходить из строя. Это может показаться странным, но небольшой остров, не связанный непосредственно с материком, имел железную дорогу. Первый ее участок появился здесь на рубеже ХIХ-ХХ веков. Его прокладка связана со строительством, а затем - и эксплуатацией артиллерийских батарей на Ларионовском полуострове. Для этих целей служили сборно-разборные, легкие в монтаже «декавильки» - узкоколейные железные дороги для легких платформ. На них в качестве тяговой с одинаковым успехом использовалась как конная, так и людская сила - доставлялись снаряды к орудиям батареи. Позже появились участки узкоколеек в районе бухт Рында и Мелководная. А в советское время проложили участки узкоколейки, чтобы подвозить уголь на электростанцию близ мыса Проходного, а также песок на Ворошиловскую батарею. Полноценная железная дорога с широкой колеей появилась на острове в 1932 г., когда сооружалась Ворошиловская батарея. У мыса Полонского соорудили станцию депо, а вдоль юго-восточного берега бухты Новик отсыпали насыпь, уложили шпалы с рельсами вплоть до подножия сопки высотой 116,7. Серийный паровоз, снятый с Забайкальской железной дороги, доставлял сюда металлоконструкции, машины и механизмы, стволы и броню башен. Что касается моста, о нем мечтало не одно поколение жителей острова Русского - чтобы была быстрая и надежная связь с «материком». Пока такая возможность изредка появляется лишь суровой зимой, когда мощный лед позволяет не только пешком, но даже на машинах преодолевать 750 метров «дороги жизни»: с западного выхода Босфора-Восточного до мыса Токаревского. Известно, что первый проект моста был разработан в 1939 году. Он предусматривал несколько вариантов - от двух до шести пролетных секций. Перебросить его рассчитывали от мыса Токаревского до острова Елены. Он предназначался для железнодорожной артиллерии. Далее участок железной дороги выходил на канал и через небольшой мостик на полуостров Саперный. На самом Русском должны были разместить 50 км железной дороги с пятью станциями маневренной развязки. Но в связи с началом войны строительство моста пришлось отложить. Второй проект моста на остров Русский разрабатывался в 1965-1968 гг., во времена строительства Большого Владивостока. В связи с тем, что расширение и развитие морского порта могло нанести ущерб исторической части застройки Владивостока, решено было использовать для этих целей Русский. К тому же при интенсивном развитии инфраструктуры остров виделся прекрасной зоной отдыха горожан. Хабаровскому научно-исследовательскому институту железнодорожного транспорта было поручено разработать проекты моста и подземного тоннеля для электропоездов. Ученые с задачей справились, но мост так и не появился - Русский был занят военными, так что ни о каком отдыхе трудящихся говорить не приходилось. Очередной современный вариант моста на остров Русский, который должен быть переброшен с полуострова Назимова. Но он разрушит одну из самых уникальных частей Владивостокской крепости - Южный рубеж обороны, который возводили накануне Русско-японской войны 1904-1905 гг. К тому же по протяженности (1,6 км) этот мост будет почти в три раза превосходить тот, что предлагался до мыса Токаревского.

Автор : Подготовила Нелли МИЗЬ

comments powered by Disqus
В этом номере:
Чуркин-сити или Чуркистан?
Чуркин-сити или Чуркистан?

Первомайский район Владивостока, который по населению равен Находке, а по промышленному значению ни в чем не уступает остальным четырем территориям мегаполиса, похоже, прощается со статусом самого забытого и окраинного. В свете последних заявлений о строи

Моду диктует окраина. Слава самого криминального района – давний стереотип

На самом деле, криминала в Первомайском районе Владивостока не так много. Традиционное убеждение, что на площади Окатовой всегда и всех грабят, а на Тихой так и вовсе бандит бандитом погоняет, сегодня не выдерживает никакой критики. Криминал тут средненьк

Змеинку пытались приблизить к Столетию
Змеинку пытались приблизить к Столетию

Подобно биржевым колебаниям цен на акции компаний, реагирующим на любое заявление, рынок недвижимости во Владивостоке тоже «зашевелился», едва было объявлено о строительстве моста на Чуркин через бухту Золотой Рог.

Если квартиру – в жертву мосту

«В соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд...»

Чуркин: от любви до ненависти
Чуркин: от любви до ненависти

Пусть меня простят уважаемые жители и тем более патриоты Чуркина, но этот район вызывает у меня стойкое многолетнее отторжение. Сам не знаю почему...

Последние номера